Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





 -Зрелища с элементами театрализации. М е д в е ж ь я к о м е д и я.



Медвежья комедия является одним из древнейших и любимых народных увеселений. Поводыри с четвероногими артистами бродили по дорогам России, показывая свое искусство везде, где собиралось достаточно народа и можно было заработать. Самыми первыми " медведчиками" на Руси были, вероятно, скоморохи. Представление устраивалось на небольшой лужайке. В нем участвовали дрессированный медведь Михайло Иванович, вожак с барабаном, помощник-" коза", мальчик лет 10-12. До начала комедии вожак зазывал зрителей смешными выкриками, заставляя медведя приседать, привставать на цыпочках, поворачиваться и т. п. Сама комедия состояла обычно из трех частей: пляска медведя с " козой", пляска медведя с поводырем, борьба медведя со скоморохом. Эти представления имели большой успех и в деревнях и в городах; их зрителями были как простые люди так и представители высших сословий включая царский двор. Медвежья потеха просуществовала до первой четверти 20 века.

Р я ж е н и е. Утратив свой обрядово-магический смысл ряжение обрело развлекательно-игровую функцию. По традиции чаще всего рядились в святочные вечера и на свадьбах. Ряжение всегда связано с хождением по дворам. Рядились как можно " чуднее", например, в горбатого старика, колдуна, цыгана (цыганку), урядника, черта, козу, коня, журавля, быка и т. п. Лица закрывали масками, которые в народе называли - рожи, хари, личины. Каждая " маска" вела себя соответственно образу. Ряженые устраивали веселые представления - простейшие формы театрального зрелища.

 - Театр кукол.

Русский народный кукольный театр представлен в двух видах: театр Петрушки (пальцевой) и вертеп (стержневой). Т е а т р П е т р у ш к и очень прост по устройству: сама кукла и легкая складная ширма. Один кукольник управляет всеми куклами и озвучивает их. Одновременно в представление задействовано не больше двух кукол - по числу рук манипулятора. Петрушка - главный персонаж. Это мужчина весельчак и балагур с необычной внешностью - у него большой с горбинкой нос, горб; на нем чудаковатый наряд шута-уродца. Голос Петрушки резкий и пронзительный, его слышно повсюду. Этот эффект достигается с помощью специального инструмента - пищика, который кукольник держит во рту.

У Петрушки много прозвищ - Петруха-Фарнос, Ванька, Озорник-Петрушка, Петр Петрович Уксусов и др.

Во всех драмах Петрушка борец с алчными, жадными, глупыми, богатыми, хитрыми противниками простого человека, а главное его оружие острый язык и скалочка. Он никого не боится и всегда из всех ситуаций выходит победителем. Простой народ очень любил Петрушку, а власть его ненавидела.

В е р т е п. С принятием христианства, вместе с другими традициями, пришел и обычай устанавливать в храмах на праздник Рождества Христова ясли с фигурками Богородицы, Младенца, пастухов, животных.

Эта статичная картинка со временем ожила, превратившись в театральное кукольное действо. Вертепная драма разыгрывалась в специальном ящике, разделенном на два (три) этажа. События, связанные с Рождением Христа, разыгрывались в верхнем ярусе, а эпизоды с Иродом и бытовая, комедийная часть, на нижнем. Справа и слева имелись двери, через которые куклы появлялись и исчезали. Деревянные куклы делались высотой 15-20 см., их раскрашивали или наряжали в одежды, закрепляли на стержнях, с помощью которых передвигали по прорезям в полу домика-вертепа. Кукольник был один, он сам говорил за всех персонажей, но за ящиком были хор и музыканты. В русской традиции религиозная часть не занимала много места, зато довольно развитой была комедийная часть с песнями, бытовыми анекдотами.

-Театр живого актера - вышел из традиции ряжения. " Актеры" - деревенская молодежь, которая устраивала потеху себе и своим односельчанам. Представления устраивались, как правило, в зимнее время. Для этого специально " арендовали" избу. Представление происходило без сцены, занавеса, кулис, бутафории и реквизита. Действие разворачивалось в середине избы, среди народа; не участвующие в сцене актеры стояли полукругом, по мере надобности выходя вперед и представляясь публике. Перерывов не было. Ярчайшей чертой народного театрального действия была условность времени и пространства, что требовало активного сотворчества зрителей. Литературно-драматургической основой народного театра была устная народная драма. Устная народная драма создавалась в народной среде. Для неё характерны сильные страсти, неразрешимые конфликты, непрерывность и быстрота действий. Отличительной чертой народной драмы являются выходные монологи его героев: герой должен был рассказать кто он, откуда прибыл, зачем явился, что собирается делать. Излюбленные темы драм - антибарская и разбойничья. Обе несли заряд социального протеста. Соединение трагических сцен с комическими присутствуют во всех сюжетах и текстах драм. Особую роль в народной драме играют песни - своеобразный эмоционально-психологический элемент представления. Они исполнялись большей частью фрагментарно, раскрывая эмоциональный смысл сцены или состояние персонажа. Обязательными были песни в начале и в конце представления. Большинство народных драм записано. В печатных изданиях их делят на: сатирические драмы (н-р, " Барин", " Мнимый барин", " Маврух", " Пахомушка" и др. ); героико-романтические драмы (" Лодка", " Черный ворон", " Шайка разбойников", " Ермак" и др. ); бытовые драмы (" Царь Максимилиан" и др. ); драмы для кукольного театра Петрушки и вертепные драмы.

-Городской площадной театр. Особую, чрезвычайно яркую страницу народной театральной зрелищной культуры составляют ярмарочные увеселения и гуляния в городах по случаю больших праздников (Рождества, Пасхи, Масленицы и др. ) или событий государственной важности (помазание на царство, рождение царского наследника, царская свадьба, военные победы и др. ). Расцвет гуляний приходится на 18-19 века. Обычно на время гуляний в традиционных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, качелями, каруселями, торговыми палатками, зимой добавлялись ледяные горки. Центр праздничной площади - балаган. На сценах балаганов выступали актеры, музыканты, певцы, дрессировщики, циркачи. Выступления были платными. На балаганные представления людей зазывал балаганный дед - профессиональный зазывала. Часто послушать и посмотреть на деда подходили даже те, кто не мог заплатить за представление в балагане. На праздничной площади работали еще и карусельные зазывалы. Главный талант зазывал - остроумие и импровизация. Они также были одарены актерскими способностями. Их внешний образ необычен, например, лохматая борода, огромные усы; на ногах огромные лапти, вся одежда в ярких нашивках и заплатах. Они знали огромное количество выкриков и зазываний - жанров, наполненных шутками, сатирой, розыгрышами.

Частью городского площадного театра была также потешная панорама или раек. Это небольшой ящик с увеличительными стеклами внутри. Внутри его механически перематывается длинная полоса с картинками городов, людей, сюжетов. Передвигает картинки и рассказывает присказки к ним раешник - веселый балагур, близкий своим творчеством зазывалам. Все виды народного театрального творчества - медвежья комедия, кукольный театр, театр актера, потешная панорама- были органично представлены на праздничной площади, создавая её специфическую атмосферу.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.