|
|||
Вторая часть. Смерть БеовульфаВторая часть. Смерть Беовульфа Вторая часть эпического сказания представляет Беовульфа могучим королем гаутов, 50 лет счастливо правившим своей землей. Завершает его жизнь последний великий подвиг. Некогда неразумный человек похитил у стерегущего сокровища дракона драгоценную чашу, чем навлек его гнев на страну. Дыша пламенем, каждую ночь сжигал дракон селения гаутов, губя все вокруг. Беовульф убил дракона, но сам погиб от его смертоносного укуса. Перед смертью герой просит сражавшегося вместе с ним воина Виглафа дать ему полюбоваться чудесным кладом. Под плачи и причитания слагают дружинники на морском берегу погребальный костер и хоронят прах Беовульфа под высоким курганом, где навеки будет спрятано завоеванное им сокровище. Средневековый автор заканчивает поэму предощущением близких несчастий и тяжелых битв, которые обрушатся на гаутов, потерявших своего великого правителя. Исследования Текст «Беовульфа» подвергался детальному исследованию многих поколений лингвистов, литературоведов, историков. В зависимости от взглядов научных школ разных эпох поэму считали соединением различных сказаний и расчленяли ее на ряд самостоятельных песен; «Беовульф» истолковывали как аллегорическое изображение борьбы стихий, темного и светлого начала; его сравнивали с героическим эпосом разных народов, находя типичные формулы описаний битв, пиров, вооружения и пр. Дж. Толкиен (см. ТОЛКИЕН Джон) отметил, что многие черты поэмы придают ей не эпический, а лирический характер. Дж. Гарднер (см. ГАРДНЕР Джон) по мотивам «Беовульфа» написал повесть «Грендель», представляющую сюжет первой части с точки зрения чудовища. Единого устоявшегося мнения о процессе сложения «Беовульфа» в науке не существует. Тем не менее, связанная системой образов с народными сказаниями поэма представляет собой произведение книжной культуры раннего средневековья и принадлежит перу автора, сведущего в исторической и церковной литературе той эпохи.
|
|||
|