Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





/—вражда; 2—начало дня; 3—нет; 4—еда (по Дункеру).



9 Заказ 385


Глава 14

РЕЧЬ И РЕЧЕВЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

§ 1. РЕЧЬ И ЯЗЫК

Слово и речь являются важнейшими содержательными и
структурными компонентами психики. Исследования психологов
и физиологов показали, что слово связано со всеми проявле­
ниями психики человека. На уровне ощущений речь влияет на
пороги чувствительности, т. е. определяет условия прохождения
стимула. Структура языка оправдывает отпечаток на структуру
восприятия. Выделение предмета из фона, образование целост­
ного образа зависит от задачи восприятия, поставленной сло­
весно. Представление вызывается словом и тесно с ним связано.
Чувства человека вызываются не только объектами материаль­
ного мира: слово может ободрить человека и уязвить, унизить
и возвысить. Намерения как компонент личности и воли выра-
\           жаются в слове. Особенно тесная связь существует между мыш-

лением и речью. Мысль существует в слове и выражается в слове.

Глубокую оценку роли слова в психике человека дали К. Маркс и Ф. Энгельс: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, дей­ствительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми» '.

Понятие о языке и речи. Язык — объективно существующее явление в духовной жизни человеческого общества. Язык опре­деляют как систему знаков, функционирующих в качестве сред­ства общения и орудия мысли.

Язык включает слова с их значениями (отношение слова к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, какой образ представляет его в сознании) и синтаксис (набор правил, по которым строятся предложения). Средствами, из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Из этих социально отработанных звуков и графических знаков строятся слова и предложения, закрепляющие опыт человечества.

Грамматические категории языка сочетаются с логическими. Логические категории являются общечеловеческими. И. М. Се­ченов отмечал, что у всех народов мысль имеет трехчленное строение: субъект, предикат и связка. Выражение логических категорий через соответствующие грамматические построения

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Соч. 2-е изд., т. 3, с. 29.


специфично для каждого языка. При переводе с одного языка на другой мысль остается инвариантной, а языковые средства выражения изменяются. В отличие от. понятия (логической ка­тегории), которое имеет строго определенное содержание, слово, выражающее понятие, ассоциируется в языке с различными зна­чениями и свою определенность приобретает в контексте фразы.

В словарном запасе языка сохранены знания о мире данной ' общности людей, которые пользуются ими. Недаром говорят: «Язык — музей мысли». Язык, который не употребляется для живого речевого общения, но который сохранился в письменных источниках, называют мертвым. Как явление духовной культуры, язык может пережить создавшее его общество и выступать ценнейшим памятником культуры исчезнувшей цивилизации.

Таким образом, в языке аккумулированы величайшие жиз­ненные ценности, созданные предшествующими поколениями. Овладевая языком, ребенок безгранично раздвигает узкие рамки собственного познания, приобщается к уровню знаний, достиг­нутому человечеством, получает возможность закреплять в сло­ве личный опыт и передавать его окружающим.

Речь — процесс общения посредством языка. Предметом пси­хологического изучения является речь, а не язык, относящийся к явлениям духовной культуры. В чем же отличие речи от языка и какие функции выполняет речь как психическое явле­ние? Для ответа на поставленный вопрос полезно рассмотреть этапы становления речи индивида. Развитие речи ребенка или, как говорят в психологии, его вербального поведения, пред­ставлено в нескольких аспектах, связанных с постепенным овла­дением языком.

/ Первый аспект — развитие фонематического слиха и форми­
рование навыков произнесения фонем родного языка. Его начало
связано с гулением и лепетом — речевыми сигналами, сменяю­
щими плач и крик на третьем месяце жизни. Развитие фонема-
тического слуха и моторных компонентов речепроизводства
протекает интенсивно до подросткового возраста и связано с
сенсорной организацией и сенсорным развитием личности.
< $, Второй — овладение словарным запасом и правилами син-
зхжсиса.
Он начинается со второго Года жизни, когда реоенок
начинает произносить отдельные слова в целях общения. Не­
сколько позже, примерно с 3 лет, начинается активное овладение
синтаксисом и грамматической формой слова. К 7 годам закан­
чивается практическое овладение лексическими и синтаксически­
ми правилами в устной речи. В школьном обучении лексика и
синтаксис совершенствуются на основе письменной речи, обуче­
ния иностранному языку и любому другому предмету.
\3 Третий — овладение семантикой (смысловой стороной) языка.
Второй и третий аспекты языкового развития возникают одно­
временно, но углубленное овладение семантикой наиболее ярко
выражено в период школьного обучения, и особенно в подрост-
9*                                                                                                 259


 


новом и юношеском возрасте, когда складываются мировоззрение, высшие чувства, произвольное поведение. Семантическое значе­ние слов языка приобретает смысл для личности и начинает сознательно регулировать поведение.

Язык — объективное явление жизни общества, он един для всего народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми. Существуют нормативные правила произношения и грамматики, стилистики данного языка. Речь — психическое яв­ление, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного от­ражения и выражения данным индивидом объективной реально­сти и отношения к ней. В общении человек использует незначи­тельную часть языкового богатства. Даже в языке великих писателей насчитывают от 10000 до 20000 слов, в то время как язык заключает несколько сот тысяч слов. Речь отдельного чело­века обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. По этим признакам речи можно идентифицировать личность. Так, анализ словарного состава и структуры предло­жений в произведениях В. Шекспира и Ф. Бэкона позволил сделать обоснованный вывод о том, что Ф. Бэкон не был авто­ром шекспировских произведений, т. е. опровергнуть предложение, которое высказывалось в литературоведении. По особенностям речи в следственной практике идентифицируется личность.

^Функции речи. 'Для того чтобы слово могло что-либо сооб­щать, оно должно обозначать, называть предмет, действие, со­стояние и т. п. Эта функция речи получила название сигнифи­кативной. Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникаций животных. Звук, издаваемый животным, не озна­чает объекта, он выражает состояние страха, голода, довольства и в силу общности этих проявлений у всего данного вида ста­новится сигналом для других особей об объективной угрозе, страдании, пище. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основывается, таким образом, на единстве сигнификации. Воз­никновение единства сигнификативных значений легко проследить на первых шагах овладения речью. Через указание ребенок узнает, что обозначают слова. Указание — сочетание восприни­маемого образа предмета со словом. «Это мама», — говорят взрослые, и речевой комплекс, многократно связываемый с вос­приятием, начинает вызывать образ матери.

5, Второй функцией речи является обобщение. Слово обозначает не только отдельный данный предмет, но целую группу сходных предметов и является всегда носителем их существенных при­знаков. В. И. Ленин писал: «... говоря: Иван есть человек, Жучка есть собака, это есть лист дерева и т. д., мы отбрасываем ряд признаков как случайные, мы отделяем существенное от являю­щегося и противополагаем одно другому» '.

Ленин В. И.    Философские тетради. —Поли. собр. соч., т. 29, с. 321.


Функцией обобщения слово тесно связывается с мышлением. Если сигнификативная функция устанавливает связь слова со всеми образами сознания, то обобщение выражает тесную связь речи с мышлением. Речь является формой существования мысли, наиболее адекватной для абстрактно-логического мышления.

И слова (понятия), и предложения (суждения) имеют раз­личную степень обобщения. Слово «автобус» будет менее общим понятием, чем слово «транспорт». Предложение «Этот треуголь­ник — прямоугольный» — единичное суждение, в котором гово­рится о данном треугольнике. Предложение «Во всяком треуголь­нике сумма внутренних сторон равна 180°» — суждение общее. Степень обобщенности понятий и суждений — важнейший эле­мент в мыслительной деятельности и в передаче знаний. Обоб­щенность речи учителя должна строиться с учетом возможности ее декодирования учеников. Декодирование — перевод восприня­тых речевых знаков в систему образов или менее обобщенных понятий. Чтобы понять предложение «От метро Вы доедете до нас любым видом транспорта», нужно знать и декодировать слово «транспорт» в образы или понятия: «трамвай», «автобус», «троллейбус».

^ Третьей функцией речи является функция коммуникации -передачи знаний, отношений, чувств. Коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на кон­такты с другими людьми. Воздействие через внешнюю речь в ряде профессий — писателя, агитатора, преподавателя — являет­ся ведущим видом деятельности.

В коммуникативной функции речи можно выделить три сто­роны: информационную, выразительную и волеизъявление.

Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Инфор­мационная сторона предполагает умение найти слово, точно выражающее мысль, причем оно должно вызвать эту же самую мысль или представление у воспринимающего.

Выразительная сторона связана с передачей чувств и отно­шений говорящего к предмету сообщения. По голосу человека определяют, спокоен он или взволнован, сердится или благо­душно настроен. Учитель через речь должен передавать свое отношение к поступкам и знаниям учеников. Равнодушие учи­теля школьники всегда замечают по речи.

Волеизъявление направлено на прямое подчинение действий слушателя замыслу говорящего. А. С. Макаренко писал, что он не считал себя мастером-педагогом до тех пор, пока не научил­ся произносить одно и то же выражение «Иди сюда», с два­дцатью различными оттенками. Эта сторона коммуникативной функции тесно связана с выражением в речи мысли, чувств и отношений.

Учителю. приходится много работать над развитием своей речи. «Искусство классного рассказа встречается в преподава-


телях не часто, — не потому, чтобы это был редкий дар природы, а потому, что и даровитому человеку надо много потрудиться, чтобы выработать в себе способность вполне педагогического рассказа», — писал К. Д. Ушинский '.

Физиологические основы речи. Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы. Раздражи­телем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое слово.

Когда мы говорим, то от голосовых связок поступают сиг­налы в речевые зоны коры, благодаря чему дополнительно кон­тролируется произносимая речь. При чтении происходит неза­метное для нас напряжение голосовых связок. Обучающиеся чтению шевелят губами, и это им помогает понять написанное. Слушая речь, мы проговариваем ее про себя, особенно когда понимание содержания затруднено. И. П. Павлов назвал кине-стезические ощущения, поступающие в мозг от речедвигатель-ного анализатора, «базальными компонентами речи».

Рассматривая физиологическую сторону речи, следует особо подчеркнуть, что она не сводится к второсигнальному рефлексу. Рефлекс на словесный раздражитель может быть выработан и у животных. Типичным примером его является реакция домаш­них животных на кличку, выполнение ими ряда словесных команд.

Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. Нарушение взаимодействия ведет к тому, что речь превращается в бессодержательный поток слов. «Нужно вспомнить, — писал И. П. Павлов, — что вторая сигнальная система имеет значение через первую сигнальную систему и в связи с последней, и если она отрывается от первой сигнальной системы, то вы оказываетесь пустословом, болтуном и не найдете себе места в жизни» 2.

Речевые зоны коры представлены несколькими анализатора­ми, тесно взаимодействующими друг с другом и координационно связанными со всей деятельностью нервной системы. Выделяют слуховой анализатор речи (центр Ве'рнике). При его поражении больной слышит слова, но не понимает их смысла. Существует и двигательный анализатор (центр Брока). При его поражении больной понимает речь, но не может говорить при полной со­хранности периферического аппарата производства речи. Пони­мание смысла речи связано с функционированием ассоциатив­ных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании ее отдельных слов.

Оценивая психологическую и физиологическую роль слова, А. Р. Лурия пишет: «Речь и ее следы, составляющие основу второй сигнальной системы, позволяют отвлекать и обобщать

1 Ушинский К. Д. Родное слово. — Собр. соч., т. 6, с. 327.

2 Павловские    среды. М., Изд-во АН СССР, 1949, т. III, с. 318.


сигналы действительности, формулировать намерения, создавать основу для «прогнозирования» будущего. Речь позволяет со­здавать длительные структуры возбуждения, поддерживающие тонус коры и создающие программы направленного на известную цель поведения человека. Она дает возможность сличать ре­зультат действия с исходным намерением и, сознавая свою деятельность, коррегировать допускаемые ошибки. В этой регу­лирующей функции речи и состоит одна из основных особенно­стей сознательного поведения человека» '.

§ 2. виды речи

В психологии различают две формы речи: внешнюю и внут­реннюю. Внешняя речь включает несколько психологических своеобразных видов речи: устную (диалогическую и монологи­ческую) и письменную.

Диалогическая речь. Самым древним видом речи является устная диалогическая речь. Диалог — это непосредственное обще­ние двух или нескольких человек. Диалог — обмен репликами. В ходе совместного труда и жизни люди испытывали и испытывают потребность согласовать совместные действия, обменяться мне­ниями друг с другом по поводу происходящих событий. Психо­логически диалог является наиболее простой формой речи. Во-первых, диалог — речь поддерживаемая. Собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, может закончить мысль другого, дать свои реплики. Это облегчает говорящему возможность вы­разить свою мысль, высказать свое отношение и быть понятым собеседником.

Во-вторых, диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия друг другом. Разговаривающие воздействуют друг на друга жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса, часто совместно наблю­дают за обсуждаемым предметом.

В-третьих, диалог ситуативен. Предмет, который обсуждают, нередко дан в восприятии или существует в совместной деятель­ности. Речь возникает, поддерживается, изменяет свою направ­ленность и прекращается в зависимости от изменений предмета или мыслей о нем.

Чтобы понять роль жестов, мимики при совместном восприя­тии предметов и собеседников при диалоге, достаточно сравнить увиденное в классе с прослушиванием магнитофонной записи этого же урока. Наблюдая за учителем и учащимися в классе, пассивно участвуя в ситуации общения, мы не замечаем пауз, заполненных неречевыми средствами общения. Прослушивая магнитофонную запись, мы обнаруживаем бесконечное количе­ство пауз, которые для нас, слушающих, ничем не заполнены

1 Лобные доли и регуляция психических процессов. Изд-во МГУ, 1966, с. 13.


и поэтому кажутся неоправданными. Аналогичное явление можно наблюдать, когда слушаешь прямую трансляцию концерта или театральной постановки по радио.

Тематически направленный диалог называется беседой. В бе­седе один из участников или вся группа ставит цель обсудить и выяснить определенный вопрос. Такая цель отсутствует в обычном диалоге, течение которого направляется ситуацией общения и намерениями собеседников. Целью беседы может быть выяснение уровня знаний, воздействие на слушателей: убеждение, внушающее воздействие. Целенаправленность беседы, осведом­ленность преподавателя об интересах и знаниях учеников поз­воляют превратить ее в метод устного изложения материала. Умелый подбор вопросов позволяет превратить беседу в метод психологического и социологического исследования.

Монологическая речь. Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она разворачивается в форме доклада, рассказа, лекции, выступления. Монологическая речь развивалась на основе диалогической. Увеличение количества материала, сооб­щаемого одним говорящим в диалогической речи, постепенно приводит к новому качественному образованию — монологиче­ской речи.

Монологическая речь протекает также в ситуации общения, но характер общения изменяется: монолог непрерывен, поэтому активное экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие осу­ществляется выступающим. По реакции слушателей он судит лишь о том, насколько понятна им речь и какое воздействие она оказывает.

В монологической речи по сравнению с диалогической наибо­лее существенные изменения претерпевает смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная. Монолог подчи­няется требованиям, которые предъявляются к логической мысли, а именно: последовательности и доказательности. Это первое условие, обеспечивающее связность мысли. Другое условие, неразрывно связанное с первым, —грамматически безукоризнен­ное построение предложений.

В диалогической речи не так заметны обмолвки, незакончен­ные фразы, неточное употребление слов. Ситуация взаимного общения сглаживает перечисленные недочеты. Монолог не тер­пит неправильного построения фраз.

Монолог предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Скороговорка, невнятное произношение, монотонность, не­заметные в диалоге, бросаются в глаза в монологической речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выра­зительной. Выразительность создается преимущественно за счет голосовых средств. Монолог предполагает скупость и сдержан­ность жестов. Бесконечно жестикулирующий оратор отвлекает внимание от содержания речи и утомляет.


Наиболее древней, первоначальной формой монолога являет­ся устный рассказ. В рассказе говорящий передает в описа­тельной форме виденное, слышанное или познанное им, неизвест­ное для слушателей. Народные сказители былин, сказок -лучшие представители этой наиболее древней формы монолога.

Развитие знаний, потребность в передаче научных сведений о мире выработали специфическую форму монолога — лекцию. В отличие от рассказа, в лекции не только дается описание явлений, но и осуществляется поиск причинно-следственных свя­зей, ведется доказательство тех или иных научных положений.

формами монологической речи являются доклад и речь (вы­ступление). Доклад — продуманное устное сообщение по опре­деленному вопросу, основанное на сообщении фактического ма­териала и его обобщении. Например, доклад директора школы об итогах учебного года, доклад о результатах проведенного научного эксперимента и т. д. Задача речи иная — она должна пробуждать определенную мысль и доходить до сердца слуша­телей. В речи объясняется, разъясняется что-либо по поводу события, случая, торжества. Это, например, речь директора шко­лы в связи с началом учебного года, речь при открытии памят­ника. Задача выступления нередко заключается в том, чтобы непосредственно воздействовать на поведение слушателей.

Развитие таких средств массовой коммуникации, как радио и телевидение, создало наиболее трудную форму монологической речи — выступление перед микрофоном и телевизионной камерой. Дополнительная психологическая трудность, которую внесли эти средства массовой информации в общение, — отсутствие кон­такта со слушателями: выступающий не видит реакции аудито­рии, да и сама аудитория становится беспредельно широкой -от школьника до академика.

В практике преподавания учитель пользуется всеми формами монологической речи. Чем старше школьники, с которыми рабо­тает учитель, тем больший удельный вес в общении с учащи­мися на уроке и вне урока занимает монологическая речь. В старших классах часть материала сообщается учителем на уроке в форме школьной лекции. В начальной школе препода­ватель использует чаще всего такую форму монологической речи, как рассказ. В воспитательной, внеклассной работе, в работе с родителями учитель выступает с докладами, обращает­ся к слушателям с речью.

Задача учителя — не только самому прекрасно владеть мо­нологической речью, но и научить школьников правильно поль­зоваться различными ее видами.

Монологическая речь во всех ее формах требует подготовки. А. Ф. Кони — крупный русский юрист и общественный деятель — рекомендовал лекторам письменно излагать выступление, для тренировки прочитывать кому-либо, затем заучивать его. Следует особо подчеркнуть, что монологическая речь, выступление перед


 


Рис. 23. Верхний ряд. Идеографические знаки индейцев:

/—вражда; 2—начало дня; 3—нет; 4—еда (по Дункеру).

Нижний ряд. Идеографические знаки египтян:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.