|
|||
/—вражда; 2—начало дня; 3—нет; 4—еда (по Дункеру).9 Заказ 385 Глава 14 РЕЧЬ И РЕЧЕВЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ • § 1. РЕЧЬ И ЯЗЫК Слово и речь являются важнейшими содержательными и лением и речью. Мысль существует в слове и выражается в слове. Глубокую оценку роли слова в психике человека дали К. Маркс и Ф. Энгельс: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми» '. Понятие о языке и речи. Язык — объективно существующее явление в духовной жизни человеческого общества. Язык определяют как систему знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли. Язык включает слова с их значениями (отношение слова к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, какой образ представляет его в сознании) и синтаксис (набор правил, по которым строятся предложения). Средствами, из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Из этих социально отработанных звуков и графических знаков строятся слова и предложения, закрепляющие опыт человечества. Грамматические категории языка сочетаются с логическими. Логические категории являются общечеловеческими. И. М. Сеченов отмечал, что у всех народов мысль имеет трехчленное строение: субъект, предикат и связка. Выражение логических категорий через соответствующие грамматические построения Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Соч. 2-е изд., т. 3, с. 29. специфично для каждого языка. При переводе с одного языка на другой мысль остается инвариантной, а языковые средства выражения изменяются. В отличие от. понятия (логической категории), которое имеет строго определенное содержание, слово, выражающее понятие, ассоциируется в языке с различными значениями и свою определенность приобретает в контексте фразы. В словарном запасе языка сохранены знания о мире данной ' общности людей, которые пользуются ими. Недаром говорят: «Язык — музей мысли». Язык, который не употребляется для живого речевого общения, но который сохранился в письменных источниках, называют мертвым. Как явление духовной культуры, язык может пережить создавшее его общество и выступать ценнейшим памятником культуры исчезнувшей цивилизации. Таким образом, в языке аккумулированы величайшие жизненные ценности, созданные предшествующими поколениями. Овладевая языком, ребенок безгранично раздвигает узкие рамки собственного познания, приобщается к уровню знаний, достигнутому человечеством, получает возможность закреплять в слове личный опыт и передавать его окружающим. Речь — процесс общения посредством языка. Предметом психологического изучения является речь, а не язык, относящийся к явлениям духовной культуры. В чем же отличие речи от языка и какие функции выполняет речь как психическое явление? Для ответа на поставленный вопрос полезно рассмотреть этапы становления речи индивида. Развитие речи ребенка или, как говорят в психологии, его вербального поведения, представлено в нескольких аспектах, связанных с постепенным овладением языком. / Первый аспект — развитие фонематического слиха и форми
новом и юношеском возрасте, когда складываются мировоззрение, высшие чувства, произвольное поведение. Семантическое значение слов языка приобретает смысл для личности и начинает сознательно регулировать поведение. Язык — объективное явление жизни общества, он един для всего народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми. Существуют нормативные правила произношения и грамматики, стилистики данного языка. Речь — психическое явление, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней. В общении человек использует незначительную часть языкового богатства. Даже в языке великих писателей насчитывают от 10000 до 20000 слов, в то время как язык заключает несколько сот тысяч слов. Речь отдельного человека обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. По этим признакам речи можно идентифицировать личность. Так, анализ словарного состава и структуры предложений в произведениях В. Шекспира и Ф. Бэкона позволил сделать обоснованный вывод о том, что Ф. Бэкон не был автором шекспировских произведений, т. е. опровергнуть предложение, которое высказывалось в литературоведении. По особенностям речи в следственной практике идентифицируется личность. ^Функции речи. 'Для того чтобы слово могло что-либо сообщать, оно должно обозначать, называть предмет, действие, состояние и т. п. Эта функция речи получила название сигнификативной. Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникаций животных. Звук, издаваемый животным, не означает объекта, он выражает состояние страха, голода, довольства и в силу общности этих проявлений у всего данного вида становится сигналом для других особей об объективной угрозе, страдании, пище. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основывается, таким образом, на единстве сигнификации. Возникновение единства сигнификативных значений легко проследить на первых шагах овладения речью. Через указание ребенок узнает, что обозначают слова. Указание — сочетание воспринимаемого образа предмета со словом. «Это мама», — говорят взрослые, и речевой комплекс, многократно связываемый с восприятием, начинает вызывать образ матери. 5, Второй функцией речи является обобщение. Слово обозначает не только отдельный данный предмет, но целую группу сходных предметов и является всегда носителем их существенных признаков. В. И. Ленин писал: «... говоря: Иван есть человек, Жучка есть собака, это есть лист дерева и т. д., мы отбрасываем ряд признаков как случайные, мы отделяем существенное от являющегося и противополагаем одно другому» '. Ленин В. И. Философские тетради. —Поли. собр. соч., т. 29, с. 321. Функцией обобщения слово тесно связывается с мышлением. Если сигнификативная функция устанавливает связь слова со всеми образами сознания, то обобщение выражает тесную связь речи с мышлением. Речь является формой существования мысли, наиболее адекватной для абстрактно-логического мышления. И слова (понятия), и предложения (суждения) имеют различную степень обобщения. Слово «автобус» будет менее общим понятием, чем слово «транспорт». Предложение «Этот треугольник — прямоугольный» — единичное суждение, в котором говорится о данном треугольнике. Предложение «Во всяком треугольнике сумма внутренних сторон равна 180°» — суждение общее. Степень обобщенности понятий и суждений — важнейший элемент в мыслительной деятельности и в передаче знаний. Обобщенность речи учителя должна строиться с учетом возможности ее декодирования учеников. Декодирование — перевод воспринятых речевых знаков в систему образов или менее обобщенных понятий. Чтобы понять предложение «От метро Вы доедете до нас любым видом транспорта», нужно знать и декодировать слово «транспорт» в образы или понятия: «трамвай», «автобус», «троллейбус». ^ Третьей функцией речи является функция коммуникации -передачи знаний, отношений, чувств. Коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. Воздействие через внешнюю речь в ряде профессий — писателя, агитатора, преподавателя — является ведущим видом деятельности. В коммуникативной функции речи можно выделить три стороны: информационную, выразительную и волеизъявление. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Информационная сторона предполагает умение найти слово, точно выражающее мысль, причем оно должно вызвать эту же самую мысль или представление у воспринимающего. Выразительная сторона связана с передачей чувств и отношений говорящего к предмету сообщения. По голосу человека определяют, спокоен он или взволнован, сердится или благодушно настроен. Учитель через речь должен передавать свое отношение к поступкам и знаниям учеников. Равнодушие учителя школьники всегда замечают по речи. Волеизъявление направлено на прямое подчинение действий слушателя замыслу говорящего. А. С. Макаренко писал, что он не считал себя мастером-педагогом до тех пор, пока не научился произносить одно и то же выражение «Иди сюда», с двадцатью различными оттенками. Эта сторона коммуникативной функции тесно связана с выражением в речи мысли, чувств и отношений. Учителю. приходится много работать над развитием своей речи. «Искусство классного рассказа встречается в преподава- телях не часто, — не потому, чтобы это был редкий дар природы, а потому, что и даровитому человеку надо много потрудиться, чтобы выработать в себе способность вполне педагогического рассказа», — писал К. Д. Ушинский '. Физиологические основы речи. Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы. Раздражителем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое слово. Когда мы говорим, то от голосовых связок поступают сигналы в речевые зоны коры, благодаря чему дополнительно контролируется произносимая речь. При чтении происходит незаметное для нас напряжение голосовых связок. Обучающиеся чтению шевелят губами, и это им помогает понять написанное. Слушая речь, мы проговариваем ее про себя, особенно когда понимание содержания затруднено. И. П. Павлов назвал кине-стезические ощущения, поступающие в мозг от речедвигатель-ного анализатора, «базальными компонентами речи». Рассматривая физиологическую сторону речи, следует особо подчеркнуть, что она не сводится к второсигнальному рефлексу. Рефлекс на словесный раздражитель может быть выработан и у животных. Типичным примером его является реакция домашних животных на кличку, выполнение ими ряда словесных команд. Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. Нарушение взаимодействия ведет к тому, что речь превращается в бессодержательный поток слов. «Нужно вспомнить, — писал И. П. Павлов, — что вторая сигнальная система имеет значение через первую сигнальную систему и в связи с последней, и если она отрывается от первой сигнальной системы, то вы оказываетесь пустословом, болтуном и не найдете себе места в жизни» 2. Речевые зоны коры представлены несколькими анализаторами, тесно взаимодействующими друг с другом и координационно связанными со всей деятельностью нервной системы. Выделяют слуховой анализатор речи (центр Ве'рнике). При его поражении больной слышит слова, но не понимает их смысла. Существует и двигательный анализатор (центр Брока). При его поражении больной понимает речь, но не может говорить при полной сохранности периферического аппарата производства речи. Понимание смысла речи связано с функционированием ассоциативных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании ее отдельных слов. Оценивая психологическую и физиологическую роль слова, А. Р. Лурия пишет: «Речь и ее следы, составляющие основу второй сигнальной системы, позволяют отвлекать и обобщать 1 Ушинский К. Д. Родное слово. — Собр. соч., т. 6, с. 327. 2 Павловские среды. М., Изд-во АН СССР, 1949, т. III, с. 318. сигналы действительности, формулировать намерения, создавать основу для «прогнозирования» будущего. Речь позволяет создавать длительные структуры возбуждения, поддерживающие тонус коры и создающие программы направленного на известную цель поведения человека. Она дает возможность сличать результат действия с исходным намерением и, сознавая свою деятельность, коррегировать допускаемые ошибки. В этой регулирующей функции речи и состоит одна из основных особенностей сознательного поведения человека» '. § 2. виды речи В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает несколько психологических своеобразных видов речи: устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалогическая речь. Самым древним видом речи является устная диалогическая речь. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалог — обмен репликами. В ходе совместного труда и жизни люди испытывали и испытывают потребность согласовать совместные действия, обменяться мнениями друг с другом по поводу происходящих событий. Психологически диалог является наиболее простой формой речи. Во-первых, диалог — речь поддерживаемая. Собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, может закончить мысль другого, дать свои реплики. Это облегчает говорящему возможность выразить свою мысль, высказать свое отношение и быть понятым собеседником. Во-вторых, диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия друг другом. Разговаривающие воздействуют друг на друга жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса, часто совместно наблюдают за обсуждаемым предметом. В-третьих, диалог ситуативен. Предмет, который обсуждают, нередко дан в восприятии или существует в совместной деятельности. Речь возникает, поддерживается, изменяет свою направленность и прекращается в зависимости от изменений предмета или мыслей о нем. Чтобы понять роль жестов, мимики при совместном восприятии предметов и собеседников при диалоге, достаточно сравнить увиденное в классе с прослушиванием магнитофонной записи этого же урока. Наблюдая за учителем и учащимися в классе, пассивно участвуя в ситуации общения, мы не замечаем пауз, заполненных неречевыми средствами общения. Прослушивая магнитофонную запись, мы обнаруживаем бесконечное количество пауз, которые для нас, слушающих, ничем не заполнены 1 Лобные доли и регуляция психических процессов. Изд-во МГУ, 1966, с. 13. и поэтому кажутся неоправданными. Аналогичное явление можно наблюдать, когда слушаешь прямую трансляцию концерта или театральной постановки по радио. Тематически направленный диалог называется беседой. В беседе один из участников или вся группа ставит цель обсудить и выяснить определенный вопрос. Такая цель отсутствует в обычном диалоге, течение которого направляется ситуацией общения и намерениями собеседников. Целью беседы может быть выяснение уровня знаний, воздействие на слушателей: убеждение, внушающее воздействие. Целенаправленность беседы, осведомленность преподавателя об интересах и знаниях учеников позволяют превратить ее в метод устного изложения материала. Умелый подбор вопросов позволяет превратить беседу в метод психологического и социологического исследования. Монологическая речь. Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она разворачивается в форме доклада, рассказа, лекции, выступления. Монологическая речь развивалась на основе диалогической. Увеличение количества материала, сообщаемого одним говорящим в диалогической речи, постепенно приводит к новому качественному образованию — монологической речи. Монологическая речь протекает также в ситуации общения, но характер общения изменяется: монолог непрерывен, поэтому активное экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие осуществляется выступающим. По реакции слушателей он судит лишь о том, насколько понятна им речь и какое воздействие она оказывает. В монологической речи по сравнению с диалогической наиболее существенные изменения претерпевает смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная. Монолог подчиняется требованиям, которые предъявляются к логической мысли, а именно: последовательности и доказательности. Это первое условие, обеспечивающее связность мысли. Другое условие, неразрывно связанное с первым, —грамматически безукоризненное построение предложений. В диалогической речи не так заметны обмолвки, незаконченные фразы, неточное употребление слов. Ситуация взаимного общения сглаживает перечисленные недочеты. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Монолог предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Скороговорка, невнятное произношение, монотонность, незаметные в диалоге, бросаются в глаза в монологической речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность создается преимущественно за счет голосовых средств. Монолог предполагает скупость и сдержанность жестов. Бесконечно жестикулирующий оратор отвлекает внимание от содержания речи и утомляет. Наиболее древней, первоначальной формой монолога является устный рассказ. В рассказе говорящий передает в описательной форме виденное, слышанное или познанное им, неизвестное для слушателей. Народные сказители былин, сказок -лучшие представители этой наиболее древней формы монолога. Развитие знаний, потребность в передаче научных сведений о мире выработали специфическую форму монолога — лекцию. В отличие от рассказа, в лекции не только дается описание явлений, но и осуществляется поиск причинно-следственных связей, ведется доказательство тех или иных научных положений. формами монологической речи являются доклад и речь (выступление). Доклад — продуманное устное сообщение по определенному вопросу, основанное на сообщении фактического материала и его обобщении. Например, доклад директора школы об итогах учебного года, доклад о результатах проведенного научного эксперимента и т. д. Задача речи иная — она должна пробуждать определенную мысль и доходить до сердца слушателей. В речи объясняется, разъясняется что-либо по поводу события, случая, торжества. Это, например, речь директора школы в связи с началом учебного года, речь при открытии памятника. Задача выступления нередко заключается в том, чтобы непосредственно воздействовать на поведение слушателей. Развитие таких средств массовой коммуникации, как радио и телевидение, создало наиболее трудную форму монологической речи — выступление перед микрофоном и телевизионной камерой. Дополнительная психологическая трудность, которую внесли эти средства массовой информации в общение, — отсутствие контакта со слушателями: выступающий не видит реакции аудитории, да и сама аудитория становится беспредельно широкой -от школьника до академика. В практике преподавания учитель пользуется всеми формами монологической речи. Чем старше школьники, с которыми работает учитель, тем больший удельный вес в общении с учащимися на уроке и вне урока занимает монологическая речь. В старших классах часть материала сообщается учителем на уроке в форме школьной лекции. В начальной школе преподаватель использует чаще всего такую форму монологической речи, как рассказ. В воспитательной, внеклассной работе, в работе с родителями учитель выступает с докладами, обращается к слушателям с речью. Задача учителя — не только самому прекрасно владеть монологической речью, но и научить школьников правильно пользоваться различными ее видами. Монологическая речь во всех ее формах требует подготовки. А. Ф. Кони — крупный русский юрист и общественный деятель — рекомендовал лекторам письменно излагать выступление, для тренировки прочитывать кому-либо, затем заучивать его. Следует особо подчеркнуть, что монологическая речь, выступление перед
Рис. 23. Верхний ряд. Идеографические знаки индейцев: /—вражда; 2—начало дня; 3—нет; 4—еда (по Дункеру). Нижний ряд. Идеографические знаки египтян:
|
|||
|