Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Контрольные вопросы и задания к теме



 

Символизм – это художественное направление, центральное течение русского модернизма. Символ – это многозначное иносказание слова, знак, условно обозначающий действительность. Когда символ попадает в художественный текст, он должен реализовать максимальное количество значений, вызвать в сознании читателя как можно больше ассоциаций. В символизме слово в стихе не равно слову в словаре. Всякий художественный образ символичен и условен («Пророк» Пушкина, «Утес» Лермонтова), так как в единичном воплощает общее. Символичность присутствует в любом сравнении, метафоре, эпитете.

В русском символизме не было единства концепций, не существовало ни единой школы, ни единого стиля. Помимо поисков новых литературных перспектив в форме и тематике, единственное, что объединяло русских символистов — это недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посредством аллегорий и символов. «Мысль изречённая — есть ложь» — стих русского поэта Фёдора Тютчева — предшественника русского символизма. Русские символисты по-разному понимали природу символа: Валерий Брюсов – как шифр душевных состояний («тень несозданных созданий колыхается во сне»), Андрей Белый – как сложное метафорическое изменение мира, связанное с мистическим пониманием жизни слова, философия Вечной Женственности, развившаяся под влиянием Владимира Соловьева:

     Милый друг, иль ты не видишь,         

Что все видимое нами —

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий —

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

 

Принято говорить о двух школах русского символизма: московской и петербургской. Московский кружок (Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Юргис Балтрушайтис, Александр Добролюбов, Иван Коневской) понимал цель символизма следующим образом: выразить черты усложнившегося мира современника (символ для них – одно из средств словесного искусства, которое самоценно и автономно. Для петербуржцев, их еще называют младосимволистами (Александр Блок, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Сергей Соловьев и др. ) цель символизмавозвестить миру новую религиозную правду, свободную от пут религиозной церковности. Символ для них – знак потустороннего и мост к нему, символизм – мировоззрение и вера. Искусство таким образом становится средством идеологического воздействия. Брюсов, как известно, возражал Вяч. Иванову, что для поэзии быть служанкой религии не более почетно, чем служанкой общественной борьбы, и что поэзия давно заслужила право служить лишь самой себе, быть искусством для искусства. Вместе с тем глухой преграды между двумя кружками не было, так как их сближало общее «нет» - материализму, позитивизму и натурализму – то есть гражданской поэзии, как они ее понимали. Синтез двух школ символизм достигает в творчестве Александра Блока.

Общее у двух школ символизма: 1) символисты были очарованы музыкой больше, чем самой поэзией. Музыка, считали они, в большей степени, чем поэзия, приближает к «миру иному»; родственны музыке и краски; 2) неизбежна смысловая ущербность слова, «невысказанное», «неизъяснимое»; 3)отсюда интерес символистов к магическому слову, интерес к работам филолога Веселовского («Историческая поэтика»), слово как магическое заклинание; 4) интерес к мифам ( труды И. Анненского); 5) интерес к русскому язычеству – русским сектантам, хлыстам, странникам. 6) неославяглфильские тона поэзии символистов ( презрение к рационалистичскому Западу, обращение к стихийным народным силам, предсказание «второго рождения» России ( циклы А. Блока «Родина», « Стихи о России» А. Белого); 7) тема «желтой опасности» («Китай уж среди нас»- А. Блок. Отсюда и Блок, и Белый увидели в большевизме залог обновления расы, явление новых варваров – скифов; 8) урбанизм.

Михаил Леонович Гаспаров справедливо считает, что «само слово «символ» в традиционной поэтике означало «многозначное иносказание» в отличие от «аллегории», однозначного иносказания: именно таким «многозначным иносказанием» ведь и были блоковские «на черном небе провода». В принципе любой предмет мог быть выдвинут как символ иных предметов… Классическим запасником символов для европейской культуры было Священное писание; еще в средние века к нему составлялись словари символов, перечислявшие, например, что «вода» в Писании может иносказательно означать Христа, Святого Духа, высшую мудрость, многоглаголание, крещение, тайноречие пророков, слово Христово, временное благосостояние, невзгоду, человеческое знание, богатство мира сего, плотское наслаждение, души блаженных, сетования униженных, зыбкость мыслей, усладу искушения, кару адову и многое другое. Этот опыт библейской символики очень повлиял на судьбу слова «символ»: в «светском» понимании оно оставалось простым риторическим приемом, применимым к любому материалу, в «духовном» же понимании оно прочно оказалось связано с религиозной тематикой как земной знак несказуемых небесных истин.

Здесь уже был зачаток раскола между старшим и младшим поколениями русских символистов: старшее в лице Брюсова и Бальмонта принимало «светское» понимание слова «символ» и видело в символизме только литературную школу с такой-то поэтической техникой, младшее в лице Вяч. Иванова, Белого и Блока принимало «духовное» его понимание и видело в нем «окно в Вечность» (выражение Белого), а в символизме — идейное мировоззрение, ведущее через символ к религиозному познанию. Кажется, никто из русских символистов не решился прямо сказать, что символ есть риторический троп. Любопытно, что собственная поэтика Вяч. Иванова была глубоко чужда «поэтике намеков» и легко поддавалась разложению на «основную мысль» стихотворения (обычно религиозную) и «риторические украшения» (обычно архаическую лексику и перифрастическую образность), тем не менее за густоту этих риторических украшений он всегда оставался излюбленной мишенью пародистов, высмеивавших «символизм поэтических ребусов» (Гаспаров, с. 17-18).

В классической поэзии слово становилось тропом, оказавшись не на своем месте. В новой поэзии каждое слово становится тропом всегда. На смену традиционным символам поэзии XIX века (ночь, заря, весна, венец, лира) пришли новые – вечность, греза, бездна, тайна, тень, восторг, тоска – причем в неожиданных словосочетаниях, словно прилагательное (белый, последний, роковой, блаженный, заветный) стоит не на своем месте. Отсюда появился символ: белая тайна, последняя вечность и др. Каждый поэт разрабатывал собственную систему словоупотребления, свой личный тайный язык. Но когда символом становится каждое слово – все равно, что его просто нет. Рушится иерархия текста, символизм не ощущается. С 1916 года символизм утрачивает единство, перестает быть «царем литературы» и распадается на несколько ветвей.

Символизм оказался последним значительным поэтическим направлением в русской литературе и искусстве. Его отличало долгожительство (25 лет) и редкое творческое многообразие. В 1923 году главный ниспровергатель символизма Осип Мандельштам тем не менее писал: «Вся современная русская поэзия вышла из родового символического лона».

Контрольные вопросы и задания к теме

1. Чем отличается московский кружок поэтов от петербургского?

2. Откуда черпают свою символы поэты двух различных напрвлений русского символизма?

3. В чем вы видите общие черты обеих школ русского символизма?

4. Почему русский символизм закончил свое существование?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.