Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава 2. Заключение



Глава 2

Приведу некоторые факты из биографии Петра Васильевича. Ветеран не очень охотно рассказывает о себе. Но, даже то, что стоит за скупыми словами ветерана, передает дух тех далеких времен, нелегких для всего народа нашей страны.

- Я коренной сибиряк. Уроженец Тюменской области, Нижне-Тавдинского р-на. Мои предки пришли из Тулы, отсюда и фамилия – Кузнецовы. Вся жизнь, с самого рождения была непростой. С 5-7 лет начинали работать. Возили купцам свои нехитрые продукты на продажу.

Получил, как он говорит «нищее образование». Ходили учиться за 16 километров. Школа 7-летка. Невзрачное деревянная постройка. С собой давали на несколько дней 2 буханки хлеба. Босиком ходил сдавать экзамены. Надел носочки, написал диктант, снял и пошел обратно… Много читал. Был лучшим учеником.

 

• В октябре 1941 года добровольцем ушел в Тюменское военное училище.

• Был призван в армию в декабре 1941 года, в мае 1942 года направлен в состав действующей армии.

• Воевал на Центральном фронте в составе 758 стрелкового полка 88 курсантской стрелковой дивизии - командиром отделения полковой роты автоматчиков. Принимал участие в боях под Ржевом. 13 августа 1942 года в боях под городом Ржев был тяжело ранен и до июля 1943 года находился на излечении в госпитале.

• Награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г. г. ». Далее Петр Васильевич вспоминает о том, что Великой Отечественной войне участвовали все односельчане, уходили на фронт целыми семьями, никто не думал о себе, нужно было спасать свою страну от врага. Не миновало лихое время и семью Кузнецовых.

• Отец- Кузнецов Василий Федорович- погиб в 1942 году

• Брат- Кузнецов Василий Васильевич 1922 года рождения, старший сержант- погиб в 1943 году под Ржевом.

• Брат- Кузнецов Аркадий Васильевич 1926 года рождения, тяжело ранен в 1944 году – инвалид ВОВ.

Сам Петр Васильевич воевал под Ржевом, закончил войну в звании майора, а в мирное время ему было присвоено звание подполковника. Очень часто Пётр Васильевич вспоминал о своей стрелковой дивизии и боевых буднях.

«Наша 88 курсантская стрелковая дивизия, основной состав которой составляли военные курсанты Талинского, Тюменских, Калининского, Свердловского и Молотовского военных училищ, была сформирована в мае 1942 года в г. Килеры Калининской области и в июле 1942 года, направлена в 31 армию Западного фронта, которым командовал Генерал Армии Георгий Константинович Жуков.

Я был командиром отделения в отдельной полковой роте автоматчиков 758 полка. В июле 1942 года наша дивизия заняла оборону восточной станции Погорелое Городище, по железной дороге Москва- Калинин.

В 20-х числах июля наша рота перемещалась вдоль линии фронта, чтобы закрыть опасный стык 2-х батальонов нашего полка. Двигались в колонне по одному, или проще сказать, цепочкой и вышли на открытый болотный луг. Недалеко от дороги, по которой мы шли, стояла большая группа старших командиров, среди которых находился и наш командир - полковник Болотов. Все они были одеты в полевую форму и плащ-палатки, имели бинокли и планшетки.

В центре группы был среднего роста, плотный человек, который что-то говорил остальным и показывал рукой в направлении к линии фронта.

 Командир роты лейтенант Сурков подбежал к командиру дивизии с докладом. После доклада командир дивизии сказал нам: «Автоматчики, ступеньки в окопах вперед копайте! », давая нам понять о готовящемся наступлении. Да мы и так это чувствовали по всё прибывающим частям, артиллерии, танкам.

Позднее мы узнали, что руководил рекогносцировкой командующий фронтом Г. К. Жуков, ставка которого находится в этом районе.

4-го августа 1942 года в 5 часов утра началась мощная артиллерийская подготовка, в которой участвовали тысячи орудий и минометов. Земля ходила ходуном, сыпалась со стенок окопов и блиндажей, не слышно, было человеческого голоса. После 2-х часов непрерывной канонады все смолкло, затем послышался гул самолетов. Они шли на не большой высоте волна за волной, сначала бомбардировщики, затем штурмовики. Через 15 минут артиллерийская подготовка возобновилась и быстро закончилась. Части пошли в атаку и с очень малыми потерями прорвали мощную оборону немцев, которую они укрепляли 7 месяцев. В историю Великой Отечественной войны эти бои вошли как Ржевско-Сычевская наступательная операция (30 июля-23 августа 1942 года)». [6]

  В итоге этой операции войскам 9 армии немцев был нанесен огромный урон, отвлечена большая часть немецких стратегических резервов, предназначенных для боев за Сталинград, где тогда решался исход войны.

 

«У нас, стариков, теперь кругом одни протезы – очки, вставные зубы, слуховые аппараты, свои, настоящие – только голова, да душа. Другими мы уже не будем. Сталь нашего поколения скорее сломается, чем заржавеет… мы, обгорая, прошли через настоящий огонь передовой. 4-го августа 1942 года состоялось мое боевое крещение, и я был рад не только уцелеть, но и ощутить себя солдатом. Пусть ещё не опытным, но с первого часа боя не трусливым пацаном». [1]

О своём дне рождения, своём совершеннолетии Пётр Васильевич вспоминать не любил, но считал что этот день стал его вторым днём рождения.

«8 августа мне исполнилось 18 лет. На рассвете нас посадили на танки, десантом бросили в атаку. Мы должны были ворваться во вражескую траншею и начать там зарубу. До траншеи мы не дошли метров 30. Огонь на нейтральной полосе был страшный. Два наших танка сразу подбили. Один вспыхнул факелом. Нас посшибали с брони, как котят. Двух немцев я успел свалить из ППШ – режет он чисто, а потом… мне пробили руку и сквозь шинельную скатку - правый бок. Мой старший брат был уже убит, об этом я узнал позже.

Упал я с танка, а тот дальше ломится, бахая на ходу…Поле кипело от разрывов, осколки шевелили землю, как невидимыми пальцами… Я влип в танковый след и пополз назад. Приковылял в тыл. Отдал ребятам все патроны. // Перевязочные пакеты закончились. Перемотался грязным полотенцем из своего вещмешка. // «Иди отсюда, а то добьют…» с таким напутствием кое-как спустился в овраг и сдался санитарам. Не раз потом вспоминал добрым словом фронтовых братьев, которых больше никогда не увидел. Не было для меня ничего выше и святее этого боевого братства с его простыми законами: помочь слаб, научить темного, подбодрить упавшего духом. Пусть и с матерка, пусть и с подтыком. Но когда делились последним бинтом, хлебом и патронами, любой ощущал высшую меру дружбы и человечности, дороже которой у нас нет». [8]

В его словах угадывается не только мудрость, опыт, сложившийся из таких жизненных событий, что хватило бы на несколько жизней. В каждом слове чувствуется образованность, от природы данная воспитанность и интеллект. Когда он читает: «… ничто нас в жизни не сможет вышибить из седла…», не только мороз по коже бежит, но и слезы наворачиваются, потому, что сердцем начинаешь понимать, откуда в поколении фронтовиков такая жизненная стойкость, сила и любовь к жизни.

Судьба этого человека вошла в мою жизнь, как, наверное, и в жизнь каждого кадета нашей школы. Он стал моим героем, равняясь на которого можно делать свою жизнь. Я стремился узнать о нем как можно больше. Прочитал все публикации в местных газетах, связанных с ветераном, подыскал в архивах музея его снимки и убедился, что о нём, наверное, знает каждый житель нашего города, знает его героическую судьбу.

Кузнецов Пётр Васильевич жил в г. Нефтеюганске и с 2001 года возглавлял городской Совет ветеранов. В 2002 году присвоено звание Почетный гражданин города Нефтеюганска.

За этими скупыми строками биографии есть то самое главное, что он спешит сказать нам, молодым.

Находясь у его портрета, размышляя о жизни человека и гражданина Петра Васильевича Кузнецова, понимаешь, что это прикосновение к истории – это связь времен, ориентир на завтрашний день. Это выполненный с честью воинский и гражданский долг рядового Кузнецова стал частью фундамента, на котором была выстроена наша Великая Победа. Рассказанная ветераном Петром Васильевичем война - невыплаканные слезы. Спустя почти более 75 лет они капают прямо в наши души.

 

Заключение

Находясь у его портрета, размышляя о жизни человека и гражданина Петра Васильевича Кузнецова, понимаешь, что это прикосновение к истории – это связь времен, ориентир на завтрашний день. Это выполненный с честью воинский и гражданский долг рядового Кузнецова стал частью фундамента, на котором была выстроена наша Великая Победа. Рассказанная ветераном Петром Васильевичем война - невыплаканные слезы. Спустя почти 70 лет они капают прямо в наши души. Вы это почувствовали.

От лица всех моих друзей, всех сверстников хочется заверить старшее поколение, поколение ветеранов Великой Отечественной войны, в их числе и Петра Васильевича, что мы не подведем ВАС!

Для меня, как и для каждого кадета, слова «Я помню, я горжусь! » - это не просто слова, это дела, это поступки.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.