|
|||
Игра «Будь внимательным!».Стр 1 из 2Следующая ⇒
. СЛОВАРИК: Слуховое внимание – умение определять на слух звучание и его направление. Фонема – звук, умение различать каждый звук в слове. Фонематический слух – способность различать и узнавать фонемы в словах (д, о, м), понимать смысл слов. Фонематическое восприятие – умственные действия по различению фонем и установление звуковой структуры слова: кит – к` - мяг., согл. звук, и – глас. звук, т – твёр., согл. звук; первый звук – к`, второй – и, третий – т.
Дети 5-7 лет (старшего дошкольного возраста) должны: 1. Определять короткие и длинные слова (сравнивать слова по количеству звуков). 2. Делить слова по слогам. 3. Определять место звука в слове (начало, середина, конец). 4. Придумывать слова на заданный звук, слог. 5. Выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или нет). 6. Давать характеристику звуков: – гласный звук, обозначен красным; – твёрдый звук, согласный, обозначен синим; –мягкий звук, согласный, обозначен зелёным. 8. Составлять и анализировать предложения: Карандаш упал под стол. В предложении 4 слова. Первое слово – карандаш; Второе слово – упал; Третье слово – под (короткое слово); Четвёртое слово – стол. 9. Владеть понятием «звук», «слог», «слово», «предложение». Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Что даёт в развитии фонематического слуха и восприятия у ребёнка дошкольного возраста:
* Помогает ребёнка к подготовительной к школе группе подготовит «базу» к непосредственно –образовательной деятельности «Подготовка детей к обучению грамоте».
* Воспитывается особая чуткость к звучанию слова и в школе дети будут практически избавлены от наиболее распространённых ошибок первоклассников: – Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик», «удюг» вместо «утюг»). – Замены мягких согласных соответствующими твёрдыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»). – Замена свистящих звуков [С], [З], [Ц] шипящими [Ш], [Ж], [Щ], [Ч] («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля»). – Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных [Р], [Р`], [Л], [Л`], [Й] («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка»).
* Недостаточно сформирована грамматическая сторона речи (неправильное написание суффиксов, приставок, слитное написание падежных инструкций, словообразование).
* Дети не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к сложному чтения целыми словами. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т. д. - Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. - Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит». Игра «Будь внимательным! ». Цель: Развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов. Если услышишь заданный звук, подними руку (хлопни в ладоши). Например, звук [Р]: л, р, в, р, з; ла, за, ра, мо, ры; стол, рука, лютик. Игра «Назови картинки». Цель: Учить выделять заданный звук среди предметов, изображённых на картинке. Назови и покажи предметы, в названии которых есть звук [Ш]. Например, картинки (можно игрушки): мышь, машина, банка, шапка, банан и т. д.
|
|||
|