Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ 24 страница



Морелли в своих «Принципах законодательства» («Prinzipien der Gesetzgebung») говорит: «Собственность делит нас на два класса, на богатых и бедных. Первые любят свое богатство и не хотят защищать государство, вторые не могут любить отечество, так как оно не Дает им ничего, кроме нищеты. Но каждый полюбит свое отечество при общности имущества, так как тогда оно даст каждому и жизнь и счастье».

[281] Взвешивая плюсы и минусы коммунизма, Дж. Ст. Милль говорит в своей «Политической экономии»: «Не может быть более благоприятной почвы для развития подобного воззрения (что общественные интересы являются в то же время и личными), чем коммунистическая ассоциация. Всякое честолюбие, как всякая физическая и умственная деятельность, которая расходуется теперь для личных эгоистических интересов, найдут, естественно, другое применение в стремлении ко всеобщему благополучию».

[282] Th. Hertzka, Die Gesetze der sozialen Entwicklung.

[283] Господин Евгений Рихтер в своих «Лжеучениях» издевался над нарисованной нами перспективой значительного сокращения рабочего времени, которое наступит при обязательном труде для всех и более высокой организации технического процесса. Он стремится по возможности уменьшить производительную способность крупной промышленности и раздуть значение мелкого производства, чтобы иметь возможность утверждать, будто необходимое увеличение производства остается неосуществимым. Чтобы доказать неосуществимость социализма, защитники существующего «порядка» вынуждены дискредитировать преимущества их собственного общественного строя.

[284] «Капитал, - говорит «Quarterly Reviewer», - избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но это еще не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение; при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает ногами все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому» (К. Марко, Капитал, т. I, 1955, стр. 764).

[285] «Die Energie der Arbeit und die Anwendung des elektrischeo Stromes», van Fr. Kohlrausch, Leipzig 1900.

[286] Уже в 1864 году Августин Муршо пытался применить солнечную теплоту непосредственно для промышленных целей и сконструировал для этого солнечную машину, усовершенствованную Пифре. Большая солнечная машина (гелиомотор) стоит в Калифорнии и применяется как насос: вода из источника накачивается со скоростью 11 тысяч литров в минуту.

[287] Т. Koehn, tJber einige grofie europaische Wasserkraftanlagen und ihre wirtschaftliche Bedeutung, Elektrotechnische Zeitschrift 1909, Heft 38.

[288] Supply and distribution of Cotton, Washington 1908, p. 37.

[289] По постановлению 4 ноября 1904 года о постройке новых железных дорог для пассажирских поездов со сквозными тормозами устанавливается предельная скорость сто километров в час. В 1908 году прусское министерство общественных работ решило заменить на железнодорожных линиях Лейпциг-Битерфельд-Магдебург и Лейпциг-Галле паровую тягу электрической.

[290] В то время как старая паровая машина приводит во вращательное движение ведущие и маховые колеса кружным путем (при помощи движущегося вперед и назад поршня), паровая турбина сообщает вращательное движение непосредственно, как ветер приводит в движение ветряные колеса.

[291] С. Matched, Die Entwicklung der Dampfmaschine, 2. Band, Berlin 1908, S. 606 bis 607.

[292] «В среднем еще в 50-х годах рейс до Нью-Йорка для парусного судна исчислялся в 6 недель, для парохода - в две недели. В 90-х годах такое же расстояние проделывалось в неделю, теперь - в 5 с половиной дней. Две части света благодаря этим успехам придвинулись друг к другу ближе, чем Берлин и Вена сотню лет тому назад» (Е. Reyer, Kraft, Leipzig 1908, S. 173).

[293] О. Kammerer, Die Technik der Lastenforderung einst und jetzt, Berlin 1907, S. 260.

[294] «Широкая масса рабочих как в Англии, так и в большинстве других стран так мало располагает свободным выбором своего занятия или своего местопребывания и практически настолько зависит от строгих правил и чужой воли, насколько это только возможно при какой-либо системе, за исключением действительного рабства» (John Stuart Mill, Politische Okonomie, Hamburg 1864).

[295] «Один французский рабочий, возвратившись из Сан-Франциско, пишет: «Я никогда и не думал, чтобы я был способен заниматься всеми промыслами, которыми я действительно занимался в Калифорнии. Я глубоко был убежден, что ни к чему не гожусь, кроме книгопечатания... Попав в недра этого мира авантюристов, которые легче меняют свое ремесло, чем вы рубаху - поверьте! - я действовал, как остальные. Так как дело рудокопа оказалось не особенно выгодным, то я оставил его и отправился в город, где я последовательно был типографщиком, кровельщиком, литейщиком из свинца и т. д. Вследствие того, что опыт показал мне, что я пригоден ко всяким работам, я менее чувствую себя моллюском и более человеком»» (К. Маркс, Капитал, т. I, 1955, стр. 493).

[296] Что может выйти из людей при благоприятных условиях развития, мы видим на примере Леонардо да Винчи, который был превосходным живописцем, знаменитым скульптором, выдающимся архитектором и инженером, отличным военным архитектором, музыкантом и импровизатором. Бенвенуто Челлини был знаменитым ювелиром, превосходным модельщиком, хорошим скульптором, признанным военным архитектором, отличным воином и искусным музыкантом. Авраам Линкольн был дровосеком, земледельцем, матросом, приказчиком и адвокатом, прежде чем он достиг президентского места в Соединенных Штатах. Можно сказать без преувеличения, что большинство людей имеет специальность, не соответствующую их способностям, так как не свободная воля, а сложившиеся обстоятельства указали им дорогу. Иной плохой профессор был бы превосходным сапожником, а иной дельный сапожник мог бы быть также и дельным профессором.

[297] Необходимо постоянно иметь в виду, что все производство организовано по последнему слову техники и что все принимают участие в труде, так что при благоприятных обстоятельствах трехчасовой рабочий день окажется слишком длинным. Оуэн, являвшийся крупным фабрикантом (поэтому он может рассматриваться как специалист), считал в первую четверть XIX столетия двухчасовой рабочий день достаточным.

[298] «И так как количества труда, заключающиеся в продуктах, в данном случае непосредственно и абсолютно известны, то обществу не может прийти в голову выражать их еще сверх того посредством относительной, шаткой и недостаточной меры, хотя и бывшей раньше неизбежной за неимением лучшего средства, - т. е. выражать их в третьем продукте, а не в их естественной, адекватной, абсолютной мере, какой является время... Оно должно будет сообразовать свой производственный план со средствами производства, к которым в особенности принадлежат также и рабочие силы. Полезные действия различных предметов потребления, сопоставленные друг с другом и с необходимыми для их изготовления количествами труда, определяют окончательно этот план. Люди сделают тогда все это очень просто, не прибегая к услугам прославленной «стоимости»» (Фридрих Энгельс, Анти-Дюринг, 1957, стр. 293-294).

[299] Господин Евгений Рихтер в своем «Irrlehren» так поражен упразднением денег в социалистическом обществе (не об упразднении идет речь, а об уничтожении товарного характера продуктов труда, после чего деньги являются излишними), что этому вопросу он посвящает особую главу. Ему особенно непонятно, что совершенно безразлично, являются ли удостоверением о потраченном рабочем времени печатный клочок бумаги, золото или жесть. Он пишет: «Но вместе с золотом в социал-демократическое государство может проникнуть дьявол современного мирового порядка (господин Рихтер упорно не хочет признавать, что в конце концов существует только социалистическое общество, а не социал-демократическое «государство». Если бы он это признал, то тогда значительная часть его полемики потеряла бы почву), потому что золото имеет самостоятельную ценность, может легко сохраняться и обладание золотом создает возможность накоплять ценности, откупаться от трудовых обязанностей и даже ссужать под проценты».

Надо считать своих читателей круглыми дураками, чтобы преподносить им жесть вместо нашего золота. Господин Рихтер, который не может отделаться от капиталистических понятий, не может понять, что там, где нет капитала и товара, не может быть и «денег», а там где нет «капитала» и «денег», не может быть и процентов. Господин Рихтер так запутался в капиталистических понятиях, что не может представить себе мира без «капитала».

Мы очень хотели бы знать, каким образом член социалистического общества сможет «накопить» свои золотые удостоверения о работе и даже ссужать их другим, выколачивая при этом «проценты», предлагать к продаже то, чем владеют и все другие и чем он живет.

[300] «Все нормально организованные личности рождаются обыкновенно с одинаковым рассудком, но воспитание, законы и обстоятельства создают между ними различие. Правильно понятый личный интерес совпадает с общим или общественным интересом» (Гельвеции, О человеке и его воспитании). По отношению к весьма значительному большинству людей Гельвеции прав, что не исключает, однако, существования различных дарований у отдельных лиц в различных профессиях.

[301] «Если бы необходимо было выбирать между коммунизмом со всеми его шансами и современным положением общества со всеми его страданиями и несправедливостями; если бы институт частной собственности имел своим необходимым следствием, что продукт труда распределяется так, как это мы видим теперь - то есть в почти обратном отношении к труду, что наибольшие доли выпадают тем, которые вообще никогда не работали, а потом тем, труд которых почти только номинален, и так далее по нисходящей прогрессии, так что вознаграждение все более понижается, по мере того как работа становится тяжелее и неприятнее, а самый утомительный и изнуряющий труд не всегда может с уверенностью рассчитывать даже на удовлетворение самых необходимых жизненных потребностей, - если бы, говорим мы, предстояло выбрать это положение или коммунизм, то все возражения против коммунизма, существенные и второстепенные, почти ничего не значили бы на чаше весов» (Джон Стюарт Милль, Политическая экономия). Милль приложил немало искренних усилий, чтобы «реформировать» и «образумить» буржуазный мир. Разумеется, напрасно. Тогда он, как и всякий вдумчивый человек, познакомившийся с положением вещей, стал в конце концов социалистом. Он, однако, не осмелился сознаться в этом еще при жизни, а распорядился, чтобы после его смерти была опубликована его автобиография, содержащая его социалистическое мировоззрение! С ним случилось то же самое, что и с Дарвином, который не хотел, чтобы при жизни его считали атеистом. К такой комедии буржуазное общество принуждает тысячи людей. Буржуазия прикидывается лояльной, религиозной, признающей авторитеты, ибо на признании этих «добродетелей» со стороны массы покоится ее господство, внутренне же она смеется над ними.

[302] «Ученость служит часто в такой же степени невежеству, как и прогрессу» (Бокль, История английской цивилизации).

[303] Даже отцы церкви, епископы и папы, в прежние века, когда преобладала общинная собственность, но вместе с тем и грабеж ее принимал все более широкие размеры, высказывались в коммунистическом духе. Правда, Силлабус и энциклики XIX столетия, конечно, были далеки от этого, и римские папы тоже подчинились буржуазному обществу и выступали в роли его самых ревностных защитников от социалистов. Так, епископ Климент I (умер в 102 году нашей эры) говорил: «Пользование всеми вещами этого мира должно быть общим! Несправедливо говорить: это моя собственность, это принадлежит мне, а то - другому. Отсюда пошел раздор между людьми». Епископ Амвросий Миланский, живший около 374 года, заявил: «Природа дает все свои блага всем людям сообща, ибо бог создал все предметы, чтобы все ими наслаждались сообща и чтобы земля была общей собственностью. Природа создала, таким образом, право общности, и один лишь несправедливый захват создает право собственности». Святой Иоанн Златоуст (умер в 404 году) в своих проповедях, направленных против безнравственности и испорченности населения Константинополя, говорил: «Никто не называй чего-либо своей собственностью', от бога мы восприняли всякую вещь для общего пользования, мое и твое суть слово лжи! «Се. Августин (умер в 430 году) сказал: «Оттого что существует частная собственность, существуют также вражда, раздоры, войны, восстания, грехи, несправедливости, убийства. Откуда приходят все эти бичи? Только от собственности. Итак, воздержимся, мои братья, от владения какой-либо вещью как собственностью или, по крайней мере, воздержимся от любви к ней». Папа Григорий Великий около 600 года сказал: «Вы должны знать, что земля, из которой вы происходите и сотворены, принадлежит сообща всем людям и что поэтому плоды, рождаемые землей, должны принадлежать всем без различия. Знаменитый епископ Воссюэ, умерший в 1704 году говорил в своей «Politik der heiligen Schrift» («Политика святого писания»): «Без правительств земля со всеми ее богатствами принадлежала бы всем людям, также как воздух и свет. По естественному праву природы никто не имеет особых прав на что-либо. Все принадлежит всем; собственность возникла из буржуазного правления». Последняя фраза, будучи выражена наиболее ясно, означает: так как общественная собственность стала частной, то мы получили буржуазные правительства, которые должны ее защищать. А один из наших современников, Захариэ, в своей работе «Сорок книг о государстве», говорит: «Все страдания, против которых приходится бороться цивилизованным народам, имеют своей причиной частную собственность на землю». Все вышеназванные поняли более или менее верно природу частной собственности, которая, с тех пор как она существует, как справедливо сказал св. Августин, принесла с собою в мир вражду, раздоры, войны, восстания, несправедливости, убийства-бедствия, которые исчезнут вместе с ликвидацией частной собственности.

[304] В официальном докладе о всемирной выставке в Чикаго также говорится: «Использование воды в культуре овощей и плодов получает все большее распространение, и общества по использованию воды. для этой цели могли бы и у нас из пустынь создать рай».

[305] «Например, в высококультурной области австрийской монархии - Богемии 656 тысяч га пахотной земли, то есть одна четверть общей пахотной площади, нуждаются в орошении, а из общей поверхности лугов 174 тысячи га одна треть - или слишком сухая или слишком сырая. Еще хуже дело обстоит в хозяйственно отсталых местностях, например в Галиции» (Dr. Eugen van Philippovich, Volkswirtschaftspolitik, Tubingen 1909, S. 97).

[306] Огромную пользу приносит, по Швапаху, лес, скрепляя почву, особенно в горах, предотвращая тем самым обвалы, а в равнинах- укрепляя сыпучие пески. Обезлесение является в России одной из главных причин засыпания песками пахотных земель.

[307] P. Mack, Althof-Ragnit, Rittmeister a. D. und Rittergutsbe-sitzer, Der Aufschwung unseres Landwirtschaftsbetriebs durch Verbil-ligung der Produktionskosten. Eine Untersuchung fiber den Dienst, den Maschinentechnik und Elektrizitat der Landwirtschaft bieten, Ko-nigsberg 1900.

[308] Большое значение получил в последние годы кэмпбель (взрыхлитель почвы), пользуясь которым в бедных дождями местностях Северной Америки достигли поразительных результатов. Стремление к экономии человеческой силы привело к устройству приспособлений для молотьбы и т. д. Нужда в людях побуждает ко все расширяющемуся применению машин, сберегающих живую рабочую силу, как картофелесортировки, картофелесажалки, вальцовые сушильные машины, сеноскладочные и т. д.

[309] Киrt Krohne, Die erweiterte Amvendung des elektrisQhen Be-triebs in der Landwirtschaft, Elektrotechnische Zeitschrift 1908, Hefte 39 bis 41.

[310] М. Breslauer, Beeinflussung des Pflanzenwachstums durch Elek-trizitat. Elektrotechnische Zeitschrift 1908, Heft 38, S. 1915. Небольшое показательное заведение строится вблизи Берлина под руководством Бреслауэра.

[311] Dr. G. Ruhland, Die Grundprinzipien aktueller Agrarpolitik, Tubingen 1893, Lauppsche Buchhandlung.

[312] «Die Zukunft der deutschen Landwirtschaft». Von Kommerzien-Tat Heinrich Albert-Bieberich unter Mitwirkung von Landwirtschafts lehrer Homuth, Friedenau-Berlin 1901.

[313] Из имеющихся налицо 5 миллионов га пустошей, пара, пастбищ и т. д. учтены 4, 5 миллиона га. То, что из этой площади обрастает лесами, компенсируется превращением лесов в луга.

[314] «Имеется рецепт плодородия полей и вечного его продления. Если это средство получит надлежащее применение, то оно окажется выгоднее всех, когда-либо изобретенных в сельском хозяйстве. Оно состоит в следующем. Каждый сельский хозяин, везущий в город мешок зерна или центнер рапса, репы, картофеля и т. д., должен, как китайский кули, привезти с собой из города столько же(возможно и более) составных частей почвы для своих продуктов и отдать их снова полю, у которого эти продукты взяты. Он не должен пренебрегать ни картофельной шелухой, ни соломенным стеблем, но должен думать, что одной из его картофелин не хватает шелухи, а одному из колосьев - стебля. Издержки на этот ввоз ничтожны, а вложение капитала в это дело так верно, что никакая сберегательная касса не может быть вернее и никакой капитал не даст более высокой ренты. Его поле через 10 лет даст ему двойной доход: он будет добывать больше зерна, больше мяса, больше сыра, не прилагая ни больше труда, ни больше времени, и он не будет беспокоиться насчет неведомых средств - иных каких-нибудь способов увеличения плодородия его поля. Старые кости, сажа, зола, выщелоченные и невыщелоченные, кровь животных и отбросы всех сортов должны собираться в определенных местах и подготовляться для отправки. Правительства и полицейские учреждения в городах должны заботиться о том, чтобы при помощи целесообразных приспособлений препятствовать потере этих веществ в клоаках и выгребных ямах» (Liebig, Chemlsche Bri-Jefe, Leipzig und Heidelberg 1865).

[315] Die deutsche Landwirtschaft an der Jahrhundertwende. Festre-de, gehalten an der Koniglichen Landwirtschaftlichen Akademie am 12. Januar 1900 von Dr. Max Delbruck.

[316] См. проф. Бернтсен, «Об азотной кислоте в атмосфере». Доклад, сделанный на седьмом международном конгрессе в Лондоне. Zeitschrift fur angewandte Chemie, 1909, Heft 24. Так как новая промышленность для производства электрической энергии нуждается в дешевой силе воды, то Баденская анилино-содовая фабрика и другие германские химические фабрики в связи с основанным Виркеландом-Эйде Норвежско-французским обществом обеспечили за собой водную энергию Норвегии. Было образовано два акционерных общества, каждое с капиталом в 16 миллионов крон, для эксплуатации норвежской водной энергии с целью добывания селитры. Кроме того, Баденская анилино-содовая фабрика получила у баварского правительства разрешение на получение из Альца электрической энергии мощностью около 50 тысяч лошадиных сил и на устройство фабрики близ Бургаузена в Юго-Восточной Баварии

[317] По профессиональной переписи 12 июня 1907 года, в Германии было 42 больших города с населением, превышающим 100 тысяч человек. В 1816 году таких городов было в Германии всего два, в 1871 году - восемь. В Берлине в 1871 году числилось около 826 тысяч жителей, в 1900 году-1 миллион 880 тысяч, в 1905 году- 2 040 148; таким образом, население возросло более чем в два раза (на 147 процентов). Большой Берлин насчитывал в 1871 году 875 328, а в 1900 году - 2 469 009 жителей. В 1907 году в 42 городах было 11 миллионов 790 тысяч жителей, то есть круглым счетом 19 процентов общего количества населения. Некоторые из этих больших городов были вынуждены включить в свою черту лежащие перед их воротами промышленные предместья, сами по себе сделавшиеся по количеству населения городами; благодаря этому население таких городов сразу сильно возрастало. В промежуток времени с 1885 до 1905 года население Лейпцига выросло со 170 тысяч до 503 672 жителей, население Кельна - со 161 тысячи до 428 722, Магдебурга - со 114 тысяч до 240 633, Мюнхена - с 270 тысяч до 538 983, Бреслау - с 299 тысяч до 470 904, Франкфурта-на-Майне - со 154 тысяч до 334 978, Ганновера - со 140 тысяч до 250 024, Дюссельдорфа - со 115 тысяч до 253 274, Нюрнберга - со 115 тысяч до 294 426, Хемница - со 111 тысяч до 294 927, Эссена - с 65 074 до 239 692 жителей и т. д.

[318] Профессор Адольф Вагнер пишет в уже цитированном сочинении «Учебник политической экономии» Pay: «Частная мелкая земельная собственность образует ничем не заменимую экономическую основу крайне важной части населения - независимого, самостоятельного крестьянского сословия с его своеобразной социально-политической ролью и функцией». Если бы наш автор в угоду своим консервативным друзьям не идеализировал во что бы то ни стало мелкого крестьянина, то он не мог бы не признать в нем самого жалкого из людей. Мелкому крестьянину при данных условиях почти недоступна высшая культура. С утра до вечера изнывает он под тяжкой работой и живет зачастую хуже собаки. Он не употребляет мяса, масла, яиц, молока, которые он производит в собственном хозяйстве, - он их производит для других. Он не может при существующих условиях подняться на сколько-нибудь высокую ступень существования и представляет собою в силу этого элемент, тормозящий культурное развитие. Тот, кто любит движение назад, потому что оно ему выгодно, может удовлетвориться существованием этого социального слоя, но человеческий прогресс требует его исчезновения.

[319] Князь Бисмарк произнес в Эрфуртском Союзном парламенте в 1850 году громовую речь против больших городов «как очагов революции», заявляя, что их следовало бы сравнять с землей. Он был совершенно прав: буржуазное общество создает в лице современного пролетариата своего могильщика.

[320] Карл Маркс, К критике гегелевской философии права См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., изд. 2, т. 1, стр. 415.

[321] Как об этом думали уже древние, показывают следующие слова Аристотеля: «Тиран (так назывался самодержец в древней Греции) должен притворяться, будто он чрезвычайно дорожит религией. Подданные меньше опасаются беззакония со стороны властелина, если они его считают богобоязненным и благочестивым; а с другой стороны, они не так легко решаются восстать против него, если они полагают, что за ним обеспечена помощь богов» (Аристотель, Политика).

«Государь должен обладать добрыми человеческими качествами, или, лучше сказать, он должен притворяться, что обладает ими; в особенности он должен притворяться крайне набожным, крайне религиозным. Если некоторые и поймут, что он притворяется, им ведь придется молчать, так как государя защищает ореол величия. Благодаря этой защите он может обнаруживать также противоположные качества, когда этого требует его выгода. Так как он показал свою богобоязненность во многих случаях, когда это ему ничего не стоило, то широкая масса подданных неизменно будет его считать почтенным человеком даже и тогда, когда он будет поступать против совести и против религии. Главное, государь должен усердно охранять культ и церковь» (Макиавелли в своем знаменитом сочинении «Государь», 18 глава).

[322] См. К. Kautsky, Ethik und materialistische Geschichtsauffas-simg, Stuttgart 1905, Verlag J. H. W. Dietz Nachf.

[323] Когда современному буржуа трудно подыскать доводы в оправдание какого-нибудь дурного поступка, то он в 999 случаях из тысячи ссылается, на «нравственность». Весной 1894 года на одном из собраний евангелистов один «либеральный» советник берлинского апелляционного суда объявил даже «нравственным», чтобы налоги платили только те, кто имеет избирательное право при выборах в религиозное общество.

[324] «Известный уровень культуры и благосостояния есть необходимое внешнее условие для развития философского духа... Поэтому мы находим, что философия развивается только у тех наций, которые достигли известной степени культуры и благосостояния» (Теппегпапп, примечание у Вокля, Цит. соч., т. 1, стр. 10).

«Материальные и духовные интересы идут рука об руку, одно не может существовать без другого; между тем и другим существует связь, как между телом и духом, разделить их - значит убить их» (V. Thunen, Der isolierte Staat).

«Лучшая жизнь как для отдельного индивидуума, так и для государства есть та, при которой добродетель настолько наделена внешними благами, что благодаря этому возможно деятельное участие в прекрасных и благих поступках» (Аристотель, Политика).

[325] Г-н Евгений Рихтер в своих «Irrlehren» снова и снова пережевывает избитую фразу, будто социалисты хотят создать «государство насилия» (что ни о каком «государстве» у нас нет и речи, читателю нашей книги стало уже, несомненно, ясно), он допускает, что общество подчинится государству или социальному строю вопреки своим собственным интересам. Но ведь нельзя произвольно создавать государство или общественный строй, коренным образом отличающиеся от предшествующего; это противоречит всем законам, по которым образуется и развивается государство и общество. Господин Евгений Рихтер и его единомышленники могут утешиться тем, что если социализм действительно стремится к тому, что ему приписывают, то он погибнет и без их помощи.

Так же неудачны замечания Рихтера о том, что для социального положения, которого желают социалисты, необходимо, чтобы люди стали «ангелами». Как известно, никаких ангелов не существует, да мы в них и не нуждаемся. С одной стороны, люди находятся под влиянием условий жизни, с другой стороны, они сами влияют на условия жизни, и это последнее будет иметь место тем чаще, чем лучше люди будут знать сущность общества, которое они сами образуют, и чем сознательнее они будут применять свой опыт к общественной организации. Это и есть социализм. Нам не нужны другие люди, нам нужны лишь более умные и более сознательные люди, чем сейчас, и для того, чтобы сделать их умнее и сознательнее, мы агитируем и публикуем книги, одной из которых является настоящая.

[326] Удивительно, что при безмерной ограниченности противников социализма никто из них еще не утверждал ради «увенчания» здания шаблонного равенства, что, мол, в социалистическом обществе каждый будет получать одинаковую порцию пищи, одинаковое белье и платье, сшитое на одинаковый рост.

[327] Фурье блестяще развил эту мысль, хотя он при этом и впал в утопизм См. A Bebel, Charles Fourier, sein Leben und seine Theo-uen, 3. Auflage, Stuttgart 1907.

[328] Кондорсе требовал в своем воспитательном проекте: «Воспитание должно быть бесплатным, равным, всеобщим, физическим, духовным, промышленным и политическим и должно иметь своей целью действительное, фактическое равенство»

Точно так же высказывается Руссо в своей «Политической экономии»: «В особенности воспитание должно быть общественным, равным и общим; оно должно формировать людей и граждан».

Аристотель требует того же: «Так как государство имеет только одну цель, то оно должно также дать всем своим членам одно и то же, воспитание и забота об этом последнем должна быть делом государственным, а не частным»

[329] Например, Евгений Рихтер в его «Irrlehrem».

[330] «В настоящее время в двадцати частях города Парижа имеются школьные столовые, в которых выдаются обеды - мясо и зелень. Это обязательно. В некоторых кварталах дают также завтрак и ужин» (Helene Simon, Schule und Brot, Hamburg 1907, S. 44). По инициативе рабочей партии в Англии было внесено предложение об урегулировании школьного питания, по которому в 1906 году образована комиссия.

[331] «Человек, проведший всю жизнь до седых волос в честном и изнурительном труде, не должен в старческие годы зависеть ни от милосердия своих детей, ни от милосердия общества. Независимая, свободная от забот и труда старость является естественнейшим вознаграждением за беспрерывный труд в дни силы и здоровья» (Фон Тюнен, Изолированное государство). Но как обстоит дело в буржуазном обществе? Миллионы людей с ужасом думают о том времени, когда они, состарившись, будут брошены на мостовую. А наша промышленная система старит людей преждевременно. Пресловутое страхование в Германии на случай старости и инвалидности есть самый скудный суррогат, это признается даже его самыми ярыми защитниками. Выдаваемое пособие еще более недостаточно, чем пенсии большинства чиновников».

[332] Что дело обстоит действительно так, подтверждают опыты с питанием, о которых сообщили недавно два итальянских исследователя. Был исследован обмен веществ у той части населения, которая с древнейших времен живет исключительно растительной пищей. Такое сельское население, находящееся в плачевном экономическом положении, живет в Южной Италии, в Абруццо. Их пища состоит из маисовой муки, овощей и оливкового масла. Они не потребляют ни молока, ни сыра, ни яиц. Мясо появляется на их столе 3-4 раза в год. В виде опыта к их меню было прибавлено мясо, именно в течение 15 дней каждый получал по 100 граммов мяса, а в течение следующих 15 дней - по 200 граммов. Тогда оказалось, что «процесс ассимиляции, то есть всасывание пищи в кишечнике, протекает значительно благоприятнее. Бывшие раньше необычайно большими потери питательных веществ, остававшихся неиспользованными, уменьшились до ничтожной величины. Совершенно усваивался не только вновь введенный животный белок, но и растительная пища лучше усваивалась, чем прежде. Это тем замечательнее, что эта пища плохо переваривалась из-за маиса, содержавшего большое количество целлюлозы» (Dr. med. A. Lipschutz, Eine Reform unserer Ernahrung? «Neue Zeit», 27. Jahrgang, 1. Band, S. 915).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.