Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ 22 страница



 


[1] Здесь и далее цитируется по настоящему изданию.

[2] Август Бебель, Из моей жизни, Л. 1925, стр 335.

[3] В. И. Ленин, Соч., т. 13, стр. 429.

[4] Журнал «Женщины мира» № 5, 1957, стр. 2.

[5] В. И. Ленин, Соч., т. 32, стр. 139.

[6] «Die Arbeiterfrage». Em Einfuhrung von Dr. H. Herkner, Berlin 1894.

[7] «Die Naturwissenschaft und die sozialdemokratische Theorie, ihr Verhaltnis dargelegt auf Grund der Werke yon Darwin und Bebebel», Stuttgart 1894, Verlag von Ferdinand Enke.

[8] «Der Geschlechtstrieb», Stuttgart 1894, Verlag von Ferdinand Enke.

[9] Полигамия (греч. ) - многобрачие, многоженство. - Ред.

[10] Моногамия (греч. ) - единобрачие. - Ред.

[11] Полиандрия (греч. ) - многомужество. - Ред.

[12] Die Abstammung des Menschen und die geschlechtliche Zucht-wahl, von Charles Darwin, 20 Kapitel. Sekundare Geschlechtscharak-tere der Menschen. Halle a. d. S., Otto Hendel.

[13] «Gestaltung und Vererbung. Bine Entwicklungsmechanik der Organismen», Leipzig 1893.

[14] «Moses oder Darwin. Eine Schuhlfrage», Stuttgart 1895, Fü nfte vermehrte Auflage.

[15] Дуализм - ложное философское направление, признающее материю и сознание двумя самостоятельными и независимыми началами. - Ред.

[16] Телеология - идеалистическое лжеучение, утверждающее, что всякое развитие в природе заранее предопределено «свыше». - Ред.

[17] «Das Weib als Verbrecherin und Prostituirte», Leipzig 1894.

[18] Die krankhaften Erscheinungen des Geschlechtssinnes. Berlin 1886.

[19] Lehrbuch der Psichiatrie, 1. Band, 2. Auflage.

[20] Бебель, очевидно, имеет в виду две группы людей по профессии, ибо ни учителя, ни медики не могут рассматриваться как классы буржуазного общества. - Ред.

[21] «Der Schutz der unehelichen Kinder», Leipzig 1893.

[22] «Die sexuelle Frage», Buchdruckerei M. Mü ller U. Sohn, Mü n-chen. 4. und 5. Auflage. S. 578 und 589.

[23] G. S. Howard, A History of matrimonial institution, London 1904, p. 234, 235.

[24] «Изолированный человек, которому на начальной ступени истории человечества противостоит естественное право (и учение о contrat social), является открытием, не соответствующим действительности, и поэтому для теоретического анализа форм человеческой жизни как и для исторического познания, также не представляет никакой цены и вводит в заблуждение. Скорее человек принадлежал к стадам животных, то есть к той породе животных, отдельные индивидуумы которой жили в длительной и прочной связи» (Ed. Meyer, t)ber die Anfange der Staates und sein Verhaltnis zu den Geschlechts-verbanden und zum Volkstum, 1907).

[25] Книга Бахофена появилась в 1861 г. под названием «Das Mutterrecht. Eine Untersuchung uber die Gynakokratie der alten Welt nach ihrer religiosen und rechtlichen Natur», Stuttgart, Verlag von Krais u. Hoffmann.

Фундаментальное сочинение Моргана появилось в немецком переводе под названием «Die Urgesellschaft. Untersuchungen uber den Fortschritt der Menschheit aus der Wildheit durch die Barbarei zur Zivilisation», im Verlag von J. H. W. Dietz, Stuttgart 1891.

В том же издании появились «Der Ursprung der Familie, des - Privateigentums und des Staates» - в связи с исследованиями Моргана - Энгельса, 4-е дополненное издание 1892 года, и «Die Verwandtschaftsorganisationen der Australneger. Ein Beitrag zur Entwicklungsgeschichte der Familie» Генриха Кунова, 1894.

[26] Циглер в предисловии к упомянутому сочинению насмехается над тем, что мифу придают какое-то значение для истории культуры. Здесь сказывается вся односторонность естествоиспытателя, В мифах лежит глубокий смысл, они возникли из «народной души», в основе их лежат народные нравы и обычаи, которые с течением времени исчезли, но продолжают жить в мифе, окруженные ореолом религиозного величия. Но, когда открываются факты, объясняющие миф, тогда имеются все основания признать за ним историческое значение.

[27] Dr. Adolf Bastian, Reisen im Innern des Archipel, Singapore, Batavia, Manila und Japan, Jena 1869, S. 12.

[28] Bachofen, Das Mutterrecht.

[29] Тотемный союз - родовой союз: у всякого рода имеется свое тотемное животное, например игуанская ящерица, волк, медведь и т. п., которое дает союзу свое название. Тотемное животное пользуется особенным уважением; оно считается для союза священным, и принадлежащие к союзу не имеют права ни убивать это животное, ни есть его мясо. Тотемное животное имеет значение, сходное с святыми покровителями цехов в средние века.

[30] Jahrgang 1891, S. 224 ff.

[31] Jahrgang 1893/94, S. 119.

[32] См. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1952, стр. 38.

[33] Havelock Ellis, Mann und Weib, Leipzig 1894, S. 3 bis 4.

[34] Книга Судей, 20, 21 и следующие.

[35] В древнейшей части города Праги находится маленькая синагога, которая существует с VI столетия и считается самой старинной синагогой. Когда посетитель спускается на семь ступеней вниз, в полутемное помещение, он замечает в противолежащей стене несколько отверстий в виде амбразур, ведущих в совершенно темное помещение. На вопрос, куда ведут эти отверстия, нам проводник ответил: в женское отделение, где женщины слушают богослужение. Современные синагоги устроены более приветливо, но отделение женщин от мужчин соблюдается и поныне.

[36] Агнат - родственник по отцовской линии. - Ред.

[37] Bachofen, Das Mutterrecht.

[38] Когда зимою 1899-1900 годов в Берлине, Вене и т. д. была поставлена на сцене новая постановка «Орестейи» Эсхила, в обработке Г. Вилановича-Молендорфа, то публика и критика были неспособны понять глубокий смысл этой трагедии; она осталась для них чуждой.

[39] Гомер, Одиссея, ГИХЛ, Москва 1953, стр. П. -Ред.

[40] Там же, стр. 16. - Ред.

[41] Греческие женщины не допускались в театр.

[42] Deutsche Kultur-und Sittengeschichte von Job. Scherr, 9 Auflage, Leipzig 1887, Otto Wigand.

[43] Plato, Der Staat, Ubersetzt von Friedr. Schleiermacher and erlautert von J. H. v. Kirchmann, 5 Buch, Кар. 17. Berlin 1870.

[44] Гинекократия (греч. ) - господство женщин. - Ред.

[45] Bachofen, Das Mutterrecht.

[46] К. Kautsku, Die Entstehune der Ehe und der Familie. Kosmos 1883.

[47] Mantegazza, Die Liebe in der Menschheit.

[48] Такие же условия существуют в колонии Камерун и остальной Западной Африке. Один немецкий морской врач, лично изучавший страну и людей, пишет следующее: «У большого числа родов право наследования в основе своей имеет матриархат. Отцовство - вещь безразличная. Братьями и сестрами считаются только дети одной матери. Мужчина передает свое наследство не своим детям, а детям своей сестры, то есть своим племянникам и племянницам, как своим несомненно кровным родственникам. Глава народа Майи объяснил мне на ужасном английском языке: моя сестра и я, конечно, кровные родственники, так как мы дети одной матери; моя сестра также несомненно в кровном родстве со своим сыном; таким образом, ее сын - мой наследник и после моей смерти будет королем моего города (town). «А ваш отец? » - спросил я. «Я не знаю, что это такое- мой отец», - ответил он. Когда я затем спросил у него, разве он не имеет детей, он мне ответил, катаясь по земле от смеха, что у них не мужчины имеют детей, а только женщины».

«Я могу Вас уверить, - пишет далее автор, - что даже наследниками короля Белля в Камеруне является не сын его, а один из его племянников. Так называемые дети Белля, из которых некоторые дрессируются в германских городах, есть только дети его жен, отцы которых неизвестны; одним из них я мог бы объявить и себя».

Что скажут те, кто отрицает материнское право, прочтя этот рассказ, относящийся к нашей современности? Автор - человек с открытыми глазами, который проникает в глубину вещей. Многие ли, живущие среди полудиких народов, делают так? Отсюда и их извращенные рассказы о «безнравственности» туземцев.

[49] H. v. Wlislocki, Bilder aus dem Leben der Siebenbü rger Zigeu-ner. Geschichtliches, Ethnologisches, Sprache und Poesie, Hamburg 1890.

[50] Tarnowsky, Die krankhaften Erscheinungen des Geschlechtssin-nes, Berlin 1886.

[51] Mosaisches Recht von Job. David Michaelis, 1. Band, 2. Auflage, Reutlingen 1793.

[52] Родился в 106 г. до нашей эры.

[53] Lex Julia de adulterü s - Закон Юлия Цезаря о супружеской неверности. - Ред.

[54] Жил с 483 по 565 год нашей эры.

[55] Послание святого Павла к римлянам, 1, 26 и 27. «Потому предал их бог постыдным страстям; женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам».

[56] Он жил с 2 по 65 год нашей эры.

[57] Август, приемный сын Цезаря, принадлежал через усыновление к юлианскому роду, отсюда название - юлианский закон.

[58] Tacitus, Historien, 5. Buch.

[59] Mantegazza, L'amour dans 1'humanite.

[60] Сборник древнеиндийских законов, относящихся ко II веку до нашей эры - II веку нашей эры. - Ред.

[61] Шаг, против которого, между прочим, протестовали священники Майнцской епархии, которые говорили так: у вас, епископы и аббаты, большие богатства, королевский стол и роскошные охотничьи экипажи; у нас, бедных, простых пастырей, нет для утешения ничего, кроме жены. Воздержание, может быть, прекрасная добродетель, но поистине она «тяжела и жестока». Yves Guyot, Lea theories sociales du Christianisme, 2. Auflage, Paris

[62] Много примеров этому приводит Бокль в своей «Geschichte der Zivilisation in England», 4. Ausgabe, Leipzig und Heidelberg 1870, переведенной на немецкий язык Арнольдом Руге.

[63] Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, стр. 141-142.

[64] Крестьянская община в средневековой Германии. - Ред.

[65] Салический закон- свод законов франков, отражающий период разложения родового строя. - Ред.

[66] То же самое происходило при господстве «мира» в России. См. de Laveleye, Das Ureigentum, Leipzig 1879, S. 35. Переведено Карлом Вюхером.

[67] L. L. v. Maurer, Geschichte der Markverfassung in Deutsch-land.

[68] И это происходит еще поныне. Об этом свидетельствует обычай, существующий в Амрипшенде, около Сент Блазиен, по которому отец приветствует рождение ребенка. Если это девочка, то он восклицает: «Сто чертей! », - если же это мальчик, то: «Тысяча чертей! » Badisch. es Volksleben im XIX Jahrhundert von Eduard Hugo Maier, StraBburg 1900.

[69] «История уничтожения крепостного права в Европе до середины XIX столетия», СПБ 1861.

[70] Memminger, Stalin und andere: Beschreibung der wurttember-gischen Amter. Heft 20 (Oberamt Goppingen). Hormayr, Die Bayern im Morgenlande, Anmerkung, S. 38. cm. Sugenheim, вышеуказанное сочинение, стр. 360.

[71] Uber Stetigung und Ablosung der bauerlichen Grundlasten mil besonderer Rucksicht auf Bayern, Wü rttemberg, Baden, Hessen, Preussen und Osterreich, Landshut 1848.

[72] Миннезенгеры (нем. ) - придворные поэты и певцы в германских странах, воспевавшие любовь рыцаря к «даме сердца». - Ред.

[73] Minnesangs - Fruhling, Sammlung von Karl Lachmann und Moritz Haupt, Leipzig 1857, S. Hirzel.

Разве неприлично

Нравственному мужу

Жен двоих иметь?

Что мужчине можно,

Женщине нельзя.

[74] Dr. Karl Bucher, Die Frauenfrage im Mittelalter, Tubingen 1882, S. 6, bis 7.

[75] Dr. Karl Bucher, S. 35

[76] Joh. Scherr, Geschichte der deutschen Frauenwelt, 4. Auflage, Leipzig 1879.

[77] Л. Ришэ в своей книге «La femme libre» рассказывает о следующем случае. В Париже была осуждена одна горничная за детоубийство, совершенное отцом ее ребенка, видным благочестивым адвокатом, сидевшим на суде в числе присяжных. При этом адвокат был даже сам убийцей и мать совершенно невиновна, как она признала перед судом лишь после своего осуждения.

[78] Dr. Karl Hagen, Deutschlands literarische und religiose Ver-haltnisse im Reformationszeitalter, Frankfurt a. M. 1888.

[79] Dr. Karl Hagen, S. 234.

[80] Deutsche Rechtsaltertü mer. Weistum aus dem Amte Blankenburg, S. 444.

[81] Joh. Janssen, Geschichte des deutschen Volkes, 1525 bis 1555, Freiburg i. B.

[82] Что совершенно правильно, но и вполне понятно, так как Библия относится к тому времени, когда полигамия была широко распространена в западных и восточных странах, но в XVI веке она сильнейшим образом противоречила нравам.

[83] Joh. Janssen, 3. Band

[84] Dr. Karl Bucher, Die Frauenfrage im Mittelalter.

[85] Е. Blackwell, Essays in medical sociology, London 1906, p. 117.

[86] Luthers samtliche Werke, 10. Band, Halle a. S. 1744, S. 742.

[87] Veritas, Die Prostitution vor dem Gesetz, Leipzig 1893.

[88] Dr. G. Schnapper - Arndt, Sozialstatistik; Leipzig 1908, S. 196.

[89] F. Prinzmg, Handbuch der medizin. Statistik, Jena 1906, 8. 356.

[90] H. Krose, Die Ursachen der Selbsbmordhaufigkeit, Freiburg 1906, S. 28.

[91] Lehrbuch der Psychiatrie, 1. Band, 2. Auflage, Stuttgart 1883.

[92] Dr. H. Plopb, Das Weib in der Natur und Volkerkunde, achte Auflage, 2. Band, Leipzig 1905, S. 606.

[93] «Настроения и чувства, с которыми приближаются друг к другу два супруга, несомненно имеют решающее влияние на действие полового акта и передают известные черты характера новому существу». Dr. Elisabeth Blackwell, The moral education of the young in relation to sex. Смотри также Goethes, Wahlverwandschaften, где он ясно описывает, какое действие имеют чувства, толкающие двух людей к интимным отношениям.

[94] Denkwurdigkeiten, 1. Band, Leipzig, F. A. Brockhaus, S. 239.

[95] Для полноты упомянем еще браки по политическим соображениям в высших кругах. При этих браках существовала, и для мужчины опять-таки в большей степени, чем для женщины, молчаливо установленная привилегия на внебрачные отношения в зависимости от настроения и желания. Было время, когда считалось хорошим тоном, если князь имеет по крайней мере одну любовницу; это, так сказать, принадлежало к княжеским атрибутам. Так, по Шерру, известный своей солидностью Фридрих-Вильгельм I, король прусский (1713-1740), был, по крайней мере для виду, в связи с одной генеральшей. А с другой стороны, всем известно, что, например, у Августа Сильного, короля Польши и Саксонии, было 300 незаконнорожденных детей, а у Виктора-Эммануила, короля итальянского (re galantuomo), осталось после смерти 32 внебрачных ребенка. Еще недавно существовала живописно расположенная маленькая немецкая резиденция, в которой находилась приблизительно дюжина изящных вилл, выстроенных соответствующим «отцом страны» как место отдыха для своих отставных любовниц. На эту тему можно написать толстые тома, и действительно существует обширная библиотека об этих пикантных событиях. Внутренняя история большинства европейских княжеских дворов и дворянских семей для всякого знакомого с ними представляет беспрерывную Chronique scandaleuse. Ввиду подобных фактов особенно необходимо, чтобы пишущие историю сикофанты не только ставили бы вне всяких сомнений «законность» различных, следующих друг за другом «отцов страны и матерей страны», но также постарались бы выставить всех их примером домашних добродетелей, верными супругами или добрыми матерями Авгуры еще не вымерли, и, подобно римским, они живу г еще и в настоящее время невежеством масс.

[96] См. «Fü rst Bismarck und seine Leute» von Busch.

[97] Mantegazza, Die Physiologic der Liebe.

[98] Александр Дюма в «Monsieur Alphonse» замечает совершенно справедливо: «Мужчина создал себе два рода нравственности: одну для себя самого, другую для женщины; первая позволяет ему любовь со всеми женщинами, другая взамен навсегда потерянной свободы допускает для женщины любовь лишь с одним мужчиной».

[99] Georg v. Маут, Statistik und Gesellschaftslehre, 3. Band, Tubingen 1909, S. 253.

[100] Marriage and divorce. 1887 bis 1906. Bureau of the Census, Bulletin 96, Waschington 1908, p. 12.

[101] В Англии развод - привилегия богатых. Плата за бракоразводный процесс так велика, что развод почти недоступен для несостоятельных людей, которые к тому же должны совершать поездку в Лондон: во всей стране имеется единственное бракоразводное судебное учреждение - в Лондоне.

[102] Бюхер в уже не раз цитированном нами сочинении «Женский вопрос в средние века» жалуется на распад брака и семейной жизни; он осуждает усиливающийся женский труд в индустрии и требует «возврата» в «свойственную женщине область», где она только и может создавать «ценность», -к домашнему очагу и в семью. Стремление современных друзей женщин кажутся ему «дилетантством», и он в конце концов надеется, что женщины «скоро найдут более правильные пути», но он, видимо, сам не в состоянии указать правильный путь. Да это и невозможно с буржуазной точки зрения. Современное состояние брака, как и положение всех женщин не созданы произвольно, они - естественный продукт нашего общественного развития. А это культурное развитие совершается по имманентным законам.

[103] Technik und Wirtschaft, August 1909, S. 377.

[104] Об этом говорит следующая заметка в «Levest. Journ. » за 1893 год: «Одной из особенностей фабричных сел Мэна является класс мужчин, которых можно метко окрестить «хозяюшками». Почти в каждом городе, где имеется развитая промышленность, таких людей находят в очень большом количестве. Вскоре после обеда их можно застать повязанными фартуками моющими посуду. В другое время их можно видеть чистящими и убирающими постели, моющими детей, готовящими обед... Эти мужчины заняты хозяйственными заботами только потому, что их жены могут заработать на фабрике больше их, и ради экономии работать идут жены».

[105] «Г-н Э., фабрикант, сообщил мне, что при своих механических ткацких станках он дает работу исключительно женщинам; он предпочитает замужних женщин, в особенности женщин с семьей, существование которой зависит от них: они много внимательнее и послушнее, чем незамужние, они вынуждены до крайности напрягать свои силы, чтобы добывать необходимые средства к жизни. Так, добродетели, - добродетели, специфически характеризующие женщин! - обращаются во вред им, так нравственная и нежная сторона их природы превращается в средство их порабощения, в источник их страданий». Речь лорда Эшли о десятичасовом рабочем дне, 1844. Цит. К. Марксом, «Капитал», т. I, 1955, стр. 408.

[106] Согласно итогам переписи населения Пруссии, в 1900 году насчитывалось 3 467 388 лиц, не являвшихся родственниками владельцев домов, а в среднем для всей Пруссии эти чуждые дому элементы состояли почти на одну четверть из однопостельников (378 348 съемщиков и 455 322 ночлежника), в деревнях они составляли лишь одну седьмую часть, в городах - одну третью часть, а в Берлине - значительно больше половины (57 180 съемщиков и 99 795 ночлежников). G. v. Mayr, Statistik und Gesellschaftslehre, 3. Band, Tubingen 1909, S. 89

[107] 1906 год.

[108] Е. Metschmkoff, Studien tiber die Natur des Menschen, Leipzig 1904, S. 135.

[109] Jules Rouyer, Etudes medicales sur I'ancienne Rome, Paris 1859.

[110] Е. Metschmkoff, S. 134, 135.

[111] P. Brouardel, L'avortement, Paris 1901, S. 36 bis 39.

По официальным сведениям, в Нью-Йорке насчитывается около двухсот лиц, сделавших своей специальностью удаление плода.

[112] Ed. Reich, Geschichte und Gefahren der Fruchtabtreibung, 2. Auflage, Leipzig 1893.

[113] Statistik des Deutschen Reiches, 85. Band, Kriminalstatistik fijr daB Jahr 1906.

[114] В Швеции на сто тысяч жителей были привлечены за преследуемый аборт к судебному разбирательству: с 1851 по 1880 год - 3, 04 человека, с 1881 по 1890 год- 6, 66, а с 1891 по 1901 - 19, 01, F. Prinzing, Handbuch der Medizin, S. 44.

[115] A. Pouzol, La recherche de la paternite, Paris 1902, S. 134, 471.

[116] Statistik des Deutschen Reiches, 185. Bd.

[117] Sam Lucas, Elberfeld.

[118] См. мнение Крафта-Эбинге (немецкое издание книги Бебеля, 1946, стр. 162-163. - Ред. ).

[119] Платон в своем «Государстве» требует, чтобы «женщины воспитывались подобно мужчинам», и находит необходимым внимательно произведенный половой подбор; ему, таким образом, было известно влияние полового подбора на развитие человека. Аристотель в своей «Политике» выставляет принципом воспитания: «Сначала должно быть образовано тело, а затем разум». У нас же о теле думают, если вообще думают, в последнюю очередь, а оно поставляет вооружение разуму.

[120] A. Bebel, Charles Fourier, sein Leben und seine Theorien, Stuttgart 1907, J. H. W. Dietz.

[121] Irma v Troll- Borostyani, Die Mission unseres Jahrhundcrts Eine Studie zur Frauenfrage, PreBburg und Leipzig.

[122] В «Les femmes qui tuent et les femmes qui votent» Александр Дюма-сын рассказывает, как одно высокопоставленное католическое духовное лицо в разговоре сообщило ему, что из ста его прежних воспитанниц, вышедших замуж, по крайней мере восемьдесят по истечении месяца приходили к нему и говорил и, что они разочаровались в браке и раскаиваются, что вышли замуж. Это звучит очень невероятно. Вольтерьянски мыслящая французская буржуазия находит совершенно согласным со своею совестью воспитывать своих дочерей в монастырях, она исходит из взгляда, что невежественной женой руководить легче, чем знающей. Здесь должны возникать конфликты и разочарования. Советует же Лабуле держать женщин в умеренном невежестве, ибо «notre empire est detruit, si 1'homme est recoa-nu» («наше господство разрушено, если мужчина познан»).

[123] Прогрессирующий паралич (размягчение мозга) увеличивается гораздо быстрее среди женщин, чем среди мужчин. В Пруссии, например, на сто принятых больных паралитических заболеваний с душевным расстройством приходилось:

Годы Мужчин Женщин Годы Мужчин Женщин
1876-1879 17, 0 3, 7 1895-1897 18, 5 7, 6
1880-1891 17, 3 5, 4 1898-1901 16, 2 7, 5
1892-1894 17, 7 6, 8      

См. F. Prinzing, Handbuch der medizin. Statistik, S. 177.

[124] Подробнее об этом смотри в книге «Das Frauenbuch», von Frau Я. S. Adams, Dr. med., Stuttgart.

[125] Dr. F. B. Simon, Die Gesundheitspflege des Weibes, 7. Auflage, Stuttgart 1909, J. H. W. Dietz, S. 240.

[126] Dr F В Simon, Die Gesundheitspflege des Weibes, S 267. Симон посвящает этой и родственной ей теме о непонятных причинах заболеваний многих жен после свадьбы обширное исследование, в котором наши мужчины могут увидеть себя, как в зеркале.

[127] Lombroso und Ferrero, Das Weib als Verbrecherin und Prosti-tuierte, Hamburg 1894.

[128] par excellence (фр. ) - по преимуществу. - Ред.

[129] Lombroso und Ferrero, S. 140

[130] Что касается полигамии, то она в общем имеет в Индии лишь умеренное распространение. Во всем государстве приходится, по переписи 1901 года, касающейся представителей всех религий, на тысячу женатых мужчин 1011 замужних женщин. Нарушение моногамического равновесия полигамией здесь незначительно. G. v. Mayr, Statistik und Gesellschaftslehre, 3. Band. S. 77.

[131] Karl Bucher, tJber die Verteilung der beiden Geschlechter aufder Erde. Vortrag, gehalten am 6 Januar 1892 im Verein fur Geogra-phie und Statistik zu Frankfurt a M. Allg. Statistisches Archiv. Herausgegeben von Dr. G. Mayr, 2. Jahrgang, Tubingen 1892.

[132] G. v. Mayr, S. 36 bis 37. К тем же выводам приходит и доктор Schnapper-Arndt («Sozialstatistik», Leipzig 1908, S. 105): «В общем и целом между обоими полами должно получиться почти равенство».

[133] По данным G. Schnapper-Arndt, S. 107 bis 108, на основе новых итогов переписи - в основном в конце столетия.

[134] По переписи 1890 года, превышение мальчиков имелось только в возрасте до 10 лет, а по переписи 1895 года - в возрасте до 16 лет.

[135] Das Deutsche Reich in gesundheitlicher und demographischer Beziehung, Berlin 1907, S. 29. В 1907 году на сто умерших женщин приходилось 109, 3 мужчин.

[136] Statistik des Deutschen Reiches, Die Volkszahlung zember 1900 im Deutschen Reiche, 150. Band, S. 98 bis 99

[137] Е. Metschnikoff, Studien ü ber die Natur des Menschen, Leipzig 1904, S. 118 bis 119.

[138] F. Hugel, Zur Geschichte Statistik und Regelung der Prostitution in Wien, 1865.

[139] Max Ruener, Lehrbuch der Hygiene, 8. Auflage, Leipzig 1907, S. 654.

[140] Th. Bade, tiber Gelegenheitsmacherei und offentliches Tanzver-gmigen, Berlin 1858.

[141] R. Schmolder, Die Bestrafung und polizeiliche Behandlung der gewerbsmassigen Unzucht, Dusseldorf 1892.

[142] J. Kü hn, Die Prostitution im neunzehnten Jahrhundert vom sanitatspolizeilichen Standpunkt, Leipzig 1892.

[143] Dr. Foak, Die Prostitution in ethischer und sanitarer Beziehung. Deutsche Vierteliahrsschrift fur offentliche Gesundheitspflege, 20. Band, 1. Heft.

[144] Dr. H. Severus, Prostitution und Staatsgewalt, Dresden 1899.

[145] PaulKampffmeyer, Die Prostitution als soziale Klassenerschei-nung und ihre sozialpolitische Bekampfung, Berlin 1905, S. 41.

[146] «Когда в цирке Буша заседает Союз сельских хозяев или собирается большой конгресс в Берлине, тогда поднимаются цены на человеческое мясо». Satyr, Lebeweltnachte der Friedrichstrafie, 'Berlin 1907, S. 16.

[147] Handbuch der Hygiene. Herausgegeben von Dz. med. Th. Weyl. 10. Band, «Hygiene der Prostitution und venerischen Krankheiten». Bearbeitet von Dr. A. Blaschko - Berlin, Jena, 1901, S. 111.

[148] «Однако же в действительности вся система регламентации не только не может побороть венерические заболевания - она не может их даже уменьшить. Обманчивая безопасность, якобы предоставляемая мужчинам, делает их только менее осторожными. Учащение сношений увеличивает опасность заражения по крайней мере настолько, насколько ее уменьшает исключение врачом самых тяжелых больных». August Forel. Die sexuelle Frage, Munchen 1907, S. 338-339.

[149] Zweiter Verwaltungsbericht des koniglichen Polizeiprasidiuma von Berlin fur die Jahre 1881 bis 1890, S. 351 bis 359.

[150] Вернейшими помощниками женщин были английские рабочие. «Мы решили, - пишет Жозефина Батлер в своем знаменитом произведении «К истории одного крестового похода», - призвать нацию. Уже осенью 1869 года мы писали лично каждому из членов обеих палат парламента и многим другим вождям светских и церковных партий. Из всех ответов, полученных на эти письма, выяснилось, что немногие оказались согласными с нами... Так как те круги, интересы которых мы считали близкими нашему делу, мало ободрили нас своим сочувствием, мы решили обратиться к рабочему населению страны. Здесь нас встретили совершенно иначе. Я хорошо знала, что и рабочий класс имеет свои недостатки и, как и другие слои населения, не свободен от эгоизма; но у меня осталось непоколебимым убеждение, что, если к народу обратиться во имя справедливости, он почти всегда проявляет лояльный и добросовестный образ мыслей» (цит. по П. Кампфмейеру, 69 стр. названной выше работы).

[151] «В 1901 году в Вене одна француженка была изнасилована полицейским агентом Нейгофером, брошена в тюрьму с проститутками и силой подвергнута медицинскому исследованию. Этот случай вызвал пять интерпелляций в рейхсрате. В 1902 году в Гамбурге и Киле были задержаны дамы по подозрению в занятии проституцией и подверглись грубому обхождению. Эти случаи привели 8 сентября к гигантской демонстрации в Гамбурге, в которой участвовали члены всех партий» (П. Кампфмейер, стр. 66).

[152] 15 августа 1893 года. Берлин.

[153] Die gesundheitsschadliche Tragweite der Prostitution von Dr. Oskar Lasser, Berlin 1892, August Hirschwald.

[154] Die Behandlung der Geschlechtskrankheiten in Krankenkassen und Heilanstalten, Berlin 1890, Fischers Medizinische Buchhandlung.

[155] Это положение закона о страховании больных (§ 6), предоставляющее общинам право решать вопрос о частичной выплате денег Венерически больным или об отказе им в этом, было отменено дополнительным законом от 25 мая 1903 года, вступившим в силу 1 января 1904 года.

[156] Среди живущих в заведениях для слепых имелось ослепших вследствие инфекции при рождении в Берлине - 21, 3, Вене- 31, Бреслау - 35, 1, Будапеште- 47, 9, Мюнхене - 73, 8. Th. Weyl, Soziale Hygiene, Jena 1904, S. 62.

[157] «Was die StraBe verschlingt», Sozialer Roman in 3 Bandeu, Berlin, A. Hoffmann et Komp.

[158] Dr. Elisaeeth Blackwell, The moral education.

[159] Mantegazza, L'Amour dans 1'humanite.

[160] Отношение полиции к проституции вообще интересно во многих направлениях. Так, например, во время одного процесса в Берлине было установлено, что полицейский комиссар пользовался проституткой, чтобы наблюдать за студентом, которого он считал анархистом. А в Праге начальник полиции в августе 1902 года сообщил одной газете, что жена одного тамошнего низшего полицейского чиновника была лишена концессии на содержание дома терпимости за то, что ее муж избил одного арестованного. Таким образом, пражская полиция награждает своих чиновников, выдавая концессии на публичные дома. Прекрасный порядок.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.