Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ 6 страница



По законам 1870, 1882 и 1893 годов жена остается не только единой владетельницей своего состояния, принесенного ею в брак, но и владетельницей всего того, что она зарабатывает или получает в качестве наследства и дара. Эти правовые отношения могут быть изменены лишь особым договором между супругами. Английское законодательство следовало здесь примеру законодательства Соединенных Штатов.

Со времени Custody of Jnfants Act, изданного в 1886 году, родительская власть после смерти отца переходит к матери. В действующем с 1890 года Intestate Estates Act об измененном праве наследования мужу отдается предпочтение как до, так и после смерти. Оба супруга пользуются свободой завещания; но если не последовало никакого распоряжения, то муж получает все движимое имущество умершей жены. Вдова же, напротив, наследует только третью часть движимого имущества и получает одну треть ренты от землевладения; остальное идет детям. По новому Property Married Womenjs Property Act от 1908 года замужняя женщина должна получать содержание от мужа и родителей. Однако еще действуют многие остатки старого средневекового права, наносящие большой ущерб положению замужней женщины. Как мы видим, до сих пор еще законы о разводе очень неблагоприятны для женщин. Нарушение супружеской верности мужчиной не является еще поводом для развода, разве только в связи с жестокостью, двоеженством, изнасилованием и т. д. [232]

Особенно отсталым по отношению к женщине является гражданское право во Франции и во всех странах - большинстве романских стран, - в которых французский Code civil[233] оказал сильное воздействие или с некоторыми изменениями действует до сих пор. Это относится к Бельгии, Испании, Португалии, Италии, русской Польше, Нидерландам и к большинству кантонов Швейцарии.

О взгляде Наполеона I относительно положения женщины существует крылатое выражение, имеющее значение еще и в наши дни: «Одно не является французским - жена, которая может делать то, что ей нравится»[234]. Как только женщина выходит замуж, она подпадает под опеку мужа. Согласно § 215 Code civil она не должна без согласия мужа выступать перед судом, даже если имеет общественное дело. По § 213 муж должен защищать жену, а она должна проявлять послушание. Он управляет имуществом своей жены, принесенным как приданое, он может продать это имущество, передать его и заложить, не нуждаясь в ее содействии или согласии. В результате жена часто оказывается в положении настоящего рабства. Муж проматывает с развратными девками или в трактире то, что жена приобрела, или же он делает долги, или проигрывает имущество жены и заставляет жену и детей терпеть нужду.

По Code civil во Франции мужу дозволяется требовать развода, если жена оказалась виновной в нарушении супружеской верности, жена же по статье 230 могла требовать развода лишь в том случае, если муж принимал свою любовницу в общем с женою доме. Эта статья отменена законом о разводе 27 июля 1884 года, но во французском уголовном кодексе сохранилось различие, что очень характерно для французских законодателей. Если доказана супружеская неверность жены, то она наказывается тюрьмою от трех месяцев до двух лет. Муж наказывается, по указанной выше статье 230 Code civil, только в том случае, если он содержит любовницу в супружеском доме и жена на это приносит жалобу. Признанный виновным, он приговаривается к денежному штрафу от 100 до 2 тысяч франков (статьи 337 и 339 уголовного кодекса). Подобное правовое неравенство было бы невозможно, если бы во французском парламенте заседали и женщины. Подобные же законы существуют и в Бельгии. Для жены наказание за нарушение супружеской верности то же самое, что во Франции; муж может быть наказан только в том случае, если нарушение супружеской верности совершено в доме супругов; в этом случае муж может быть приговорен к тюремному заключению от одного месяца до одного года. В Бельгии закон несколько справедливее, чем во Франции, но двоякое право для мужа и жены существует и там. Подобные же постановления под влиянием французского права действуют в Испании и Португалии. Итальянское гражданское право 1865 года допускает для жены развод лишь в том случае, если муж держит свою любовницу у себя в доме или в таком месте, где пребывание любовницы должно рассматриваться как тяжелое оскорбление для жены. В 1907 году одновременно с законом 21 июня, изменившим ряд статей гражданского кодекса (Code civil) о заключении браков, был наконец принят обеими палатами закон, 13 июля, сделавший женщину единственной обладательницей всего того, что она самостоятельно приобретает или получает в наследство или дар. Муж потерял право распоряжения отдельным имуществом жены. Это первая брешь во французском законодательстве, и французская женщина стоит теперь на той же ступени, на какую она была поставлена в Англии законом 1870 года.

Гораздо дальше не только французского гражданского кодекса (Code civil), но и книги гражданских законов (Burgerlichen Gesetzbuch) пошла новая швейцарская Книга гражданских законов (Zivilqesetzbuch), принятая 10 декабря 1907 года и вступившая в силу 1 января 1912 года. Вместо разных законов, действовавших в отдельных 'кантонах и примыкавших либо к Code civil, например в Женеве, Ваадте и в итальянской Швейцарии, либо к австрийскому праву, как, например, в. Берне, Люцерне, или к обычному праву, например в Швице, Ури, Унтервальдене и т. д., Швейцария сейчас получила единый закон. Свобода женщин и детей гарантирована. Новый закон признает за женщиной участие в доходах брачного союза (одна треть), если она работала как помощница или домашняя хозяйка. В вопросе права наследования она поставлена в лучшие условия по сравнению с немецким правом. Она получает рядом с родителями мужа кроме половины наследства еще пожизненное право пользования другой половиной. Должники таких мужей, которые небрежно относятся к заботам о жене и детях, могут платить, по указу судьи, долги жене. Запрещение разведенному супругу вступать в брак с тем, с кем было совершено нарушение брачной верности, не включено в число препятствий к браку (соответственный § 298 Code civil отпал и во Франции в 1904 году). Имущественные права определяются в основном так же, как и в Burgerlichen Gesetzbuch. Брачный договор может быть заключен до брака или во время брачного сожительства. Внебрачные дети, в случае если матери было дано обещание жениться на ней, имеют право не только на содержание со стороны отца, как в германском праве, но и на признание за ними социального положения отца, тем самым они приобретают права законных детей.

Швеция законом 11 декабря 1874 года обеспечила жене право свободного распоряжения тем, что она зарабатывает личным трудом. Дания в 1880 году в своем гражданском праве провела подобный же принцип. Кроме того, по датскому праву, жена своей собственностью не отвечает за долги мужа. Совершенно так же гласит норвежское право 1888 года и финляндское право 1889 года: замужняя женщина имеет такое же право распоряжения своим имуществом, как и незамужняя; предусмотрены только некоторые исключения, которые упоминаются в законе. В норвежском праве также формулируется то, что женщина, вступив в брак, становится не свободной.

«В скандинавских странах, так же как почти и во всех других странах, это всеобщее движение к укреплению права жены на собственное имущество имеет ту же исходную точку, как и в Англии: способность жены к самостоятельному заработку. Господствующие классы гораздо охотнее отказались он патриархального положения малоимущих мужчин по отношению к работающей жене, чем от положения мужчин из их собственной среды по отношению к жене, владеющей собственностью»[235].

Датское законодательство сделало дальнейший шаг вперед законом 27 мая 1908 года: если муж уклоняется от исполнения своих обязанностей по содержанию детей, то жена может требовать, чтобы определенное судом содержание для детей выдавалось им авансом из общественных средств.

Право воспитывать детей и право делать распоряжения, касающиеся этого воспитания, принадлежит по законодательству большинства стран отцу; в некоторых местах второстепенное участие предоставляется и матери. Старый римский принцип, стоящий в резком противоречии к эпохе материнского права, что отцу принадлежат все права и власть над детьми, повсюду составляет основной тон законодательства.

В России замужняя женщина имеет право распоряжаться только своим имуществом, что касается ее приобретательской деятельности, то она остается в полной зависимости от мужа. Без разрешения последнего ей не выдают паспорта, который необходим при всякой перемене места жительства. Для занятия должности или осуществления какой-либо приобретательской деятельности она должна всегда иметь разрешение мужа. Развод так затруднен законом, что он может быть осуществлен только в крайне редких случаях. Гораздо независимее было положение женщины в прежней крестьянской общине, что можно приписать существовавшим коммунистическим учреждениям или воспоминаниям о них. Она была управительницей своего имущества. Коммунизм – вообще самый благоприятный для женщин социальный строй, это мы видели уже при изложении эпохи материнского права[236]. В Соединенных Штатах 'женщины завоевали себе полное гражданско-правовое равенство, они воспрепятствовали также введению английских или подобных им законов о проституции.

 

2. БОРЬБА ЗА ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАВНОПРАВИЕ

 

Явное правовое неравенство женщин по сравнению с мужчинами вызвало в наиболее прогрессивных женских слоях требование политических прав, чтобы законодательным путем добиваться равноправия. Та же мысль руководила рабочим классом, когда он направил свою агитацию на завоевание политической власти. Что правильно для рабочего класса, то не может быть неправильно для женщин. Угнетенные, бесправные, униженные, они имеют не только право, но это и их обязанность - защищаться и хвататься за всякое кажущееся им хорошим средство, чтобы завоевать себе независимое положение. Против этих стремлений, естественно, опять-таки поднимаются крики реакционных жаб. Посмотрим, по какому праву.

Умственно выдающиеся женщины в различные эпохи и у различных народов умели играть значительную политическую роль даже там, где в их руках, как цариц, не было государственной власти. От этого не был свободен даже папский двор. Если они не могли добиться влияния прямо и путем принадлежащих им прав, то они добивались его путем своего духовного перевеса и даже коварством и интригами. Особенно велико было их влияние в течение целых столетий при французском дворе, но не меньшим оно было при испанском и итальянском дворах. Так, в конце XVII столетия при дворе Филиппа V испанского старшая фрейлина Мария Тремуилъская, герцогиня Грацианская и княгиня Урсинская, была в течение 13 лет первым министром Испании и все это время превосходно руководила испанской политикой. Королевские любовницы также нередко удивительно хорошо умели обеспечить себе огромное политическое влияние; мы напомним лишь общеизвестные имена: Ментенон, любовницы Людовика XIV, и Помпадур, любовницы Людовика XV. Великое духовное движение, развернувшееся в XVIII столетии под влиянием Монтескье, Вольтера, д'Аламбера, Гольбаха, Гельвеция, Ламеттри, Руссо и многих других, затронуло и женщин. Возможно, что многие из них следовали в данном случае моде или своей склонности к интригам или какие-нибудь другие не всегда достойные мотивы толкали их в это движение, которое подвергало сомнению справедливость всех основ государства и феодального общества и подрывало под ними почву, но несомненно, что значительное число женщин приняло в нем участие из живого интереса и воодушевления, вызванного великою целью. Еще за несколько десятилетий до взрыва великой революции, которая пронеслась над Францией, как очистительная буря, разнесла и низвергла все старое и была встречена с восторгом передовыми умами всего культурного мира, - уже тогда женщины массами стремились в научные и политические клубы, в которых философские, естественнонаучные, религиозные, социальные, политические вопросы обсуждались с неслыханной до тех пор смелостью, и участвовали в дебатах. И когда, наконец, в июле 1789 года штурмом Бастилии началась увертюра к великой революции, женщины как из высших слоев, так и из народа приняли очень активное участие в движении и оказывали заметное влияние (за и против). Будучи крайними и в хорошем и в худшем, они участвовали повсюду, где могли проявить себя. Большинство историков описывает больше крайности революции, которые при данных условиях были вполне естественны, так как они были следствием огромного гнева против неописуемой развращенности, эксплуатации, обмана, низости, позора и предательства господствующих классов по отношению к народу, но они замалчивают ее великие деяния. Под влиянием этих односторонних описаний Шиллер говорил: «Здесь женщины превратились в гиен и насмехаются над ужасом». А между тем в эти годы женщины дали массу примеров героизма, душевного величия и удивительной способности к самопожертвованию, и если бы была написана беспристрастная книга «О женщинах во время великой революции», им была бы воздвигнута почетная колонна, далеко вокруг бросающая свой свет[237]. Даже Мишле называет женщин авангардом революции. Всеобщая нужда, от которой страдал французский народ при хищническом и позорном правлении Бурбонов, как всегда, особенно тяготела над женщинами. Исключенные законами почти из всякого честного заработка, они десятками тысяч падали жертвами проституции. К этому присоединился голод 1789 года, который довел их нужду и нужду близких им до крайних пределов. Голод толкнул их в октябре на штурм городской думы и к массовому шествию в Версаль - резиденцию двора; тот же голод побудил часть женщин обратиться с петицией к национальному собранию, «чтобы снова было установлено равенство между мужчиной и женщиной, дана свобода труда и занятий и предоставлены места, соответствующие их способностям». Женщины понимали, что добиться своего права можно, лишь имея власть, но власть можно завоевать лишь при условии организованности и сплоченности, поэтому во всей Франции возникают женские союзы, достигшие в некоторых случаях поразительно большого числа членов; женщины принимали участие также и в собраниях мужчин. Если гениальная мадам Роланд предпочла играть руководящую политическую роль среди «государственных мужей» революции, жирондистов, то пламенная и красноречивая Олимпия де Гуж взяла в свои руки руководство женщинами народа и выступала в защиту их интересов со всем воодушевлением, на которое она была способна по своему темпераменту.

Когда в 1793 году конвент провозгласил права человека (les droits de 1'homme), она тотчас поняла, что это лишь права мужчины. Олимпия де Гуж вместе с Луизой Лакомб и другими противопоставили им в 17 параграфах «права женщины», которые они подробно обосновали 28 брюмера (20 ноября 1793 года) перед Парижской коммуной, и это обоснование сохраняет свою полную справедливость до сих пор; в нем находилась и соответствующая положению мысль: «Если женщина имеет право всходить на эшафот, то она должна иметь также право всходить на трибуну». Их требования остались невыполненными, но их указание на право женщины всходить на эшафот нашло себе кровавое подтверждение. Выступление Олимпии де Гуж за право женщины, с одной стороны, и ее борьба против насилий конвента, с другой стороны, сделали ее в глазах конвента зрелой для эшафота, ее голова пала в ноябре того же года; пять дней спустя пала и голова мадам Роланд. Обе умерли, как героини. Незадолго до их смерти, 17 октября 1793 года, конвент подтвердил свое враждебное отношение к женщинам решением закрыть все женские союзы; впоследствии он дошел даже до того, что в ответ на протест женщин против нарушений их прав запретил им посещение конвента и публичных собраний и вообще выступил по отношению к ним, как к мятежникам.

Когда конвент в виду угрозы наступающей на Францию монархической Европы объявил «отечество в опасности» и предписал массовый набор, парижские женщины попытались сделать то, что двадцать лет спустя выполнили с воодушевлением прусские женщины, - защищать отечество с оружием в руках, надеясь этим доказать свое право на равенство. Но тогда в Коммуне против них выступил радикал Шоммет, крикнувший им: «С каких это пор женщинам позволено отказываться от своего пола и делаться мужчинами? С каких пор вошло в обыкновение видеть их оставившими скромную заботу о домашнем очаге, оставившими колыбели их детей, чтобы выступать в публичных местах, держать с трибуны речи, вступать в ряды войск, одним словом, выполнять обязанности, которые природа дала в удел одному лишь мужчине? Природа сказала мужчине: будь мужчиной! Скачки, «хота, земледелие, политика и усилия всякого рода - твоя привилегия! Она сказала женщине: будь женщиной! Забота о своих детях, мелочи домашнего хозяйства, сладостное беспокойство материнства - вот твоя работа! Глупые женщины, зачем вы хотите сделаться мужчинами? Разве люди недостаточно разделены? Что нужно вам еще? Во имя природы оставайтесь тем, что вы есть; не завидуйте опасностям нашей бурной жизни и довольствуйтесь тем, что мы забываем их в лоне наших семей, в то время как вы направляете наши взоры на восхитительную картину наших детей, счастливых благодаря вашей нежной заботе».

Без сомнения, радикальный Шоммет высказал то, что носит в душе большинство наших мужчин, И мы также думаем, что это - целесообразное разделение труда: предоставить мужчинам защиту страны, а женщинам заботу о родине и домашнем очаге. В остальном ораторское излияние Шоммета - одни лишь фразы. То, что он говорит об усилиях мужчин в земледелии, не соответствует действительности, так как в земледелии с древних времен и до сих пор на долю женщины выпадает не самая легкая роль. Усилия охоты и скачек совсем не «усилия», но удовольствия мужчин. Политика опасна только для тех, кто плывет против течения, в остальном она дает, по крайней мере, столько же удовольствия, сколько требует усилия. Эта речь говорит об эгоизме мужчины.

Те же стремления, которые вызваны были во Франции энциклопедистами и французской революцией, проявились и в Соединенных Штатах, когда те в семидесятых и восьмидесятых годах XVIII столетия завоевали независимость от Англии и ввели у себя демократическую конституцию. Здесь за политическое равноправие женщин выступили прежде всего Мерси Оттис Уоррен и жена будущего второго президента Соединенных Штатов госпожа Адаме и другие одинаково с ними настроенные женщины. Благодаря их влиянию по крайней мере штат Нью-Джерси дал право голоса женщинам, но уже в 1807 году это право было вновь отменено. Еще перед началом революции во Франции (1787 год) Кондорсе, будущий жирондист, выступил с блестящей статьей в защиту избирательного права женщин и за полное политическое равенство обоих полов.

Под влиянием великих событий в соседней стране подняла свой голос по ту сторону канала отважная Мария Уольстонкрафт, родившаяся в 1759 году. В 1790 году она написала против Берка, непримиримого противника французской революции, книгу, в которой защищала требования прав человека. Но скоро она начала требовать прав человека и для своего собственного пола. В 1792 году появилась ее книга «A Vindication of the Rights of women» («Защита прав женщин»), в которой она, резко критикуя собственный пол, требовала полного равенства женщин во имя общего блага и смело защищала свои положения. Но она, конечно, встретила самое резкое сопротивление и подверглась тяжелым и несправедливым нападкам. После тяжелой душевной борьбы она умерла (1797 год) непризнанная и осмеянная современниками.

Но особенно замечательно, что в то же время, когда во Франции, Англии и Соединенных Штатах появились первые серьезные стремления добиться политического равноправия женщин, и в столь отсталой в то время Германии нашелся немецкий писатель Т. Г. фон Гиппель, опубликовавший сначала анонимно книгу под названием «Об улучшении гражданского положения женщин»[238], в которой он выступил за равноправие женщин. Это было в то время, когда в Германии с тем же правом могла бы появиться книга «Об улучшении гражданского положения мужчин». Тем более нужно удивляться мужеству человека, который в этой книге привел все доводы за социальное и политическое равноправие обоих полов, защищая их очень искусно и умно. С тех пор в течение долгого времени не слышно было о требовании политического равенства женщин с мужчинами. Но постепенно это требование сделалось девизом прогрессивного женского движения во всех культурных странах и было отчасти осуществлено в некоторых государствах. Во Франции за общественное равенство полов выступили сен-симонисты и фурьеристы, и в 1848 году фурьерист Консидеран предложил в конституционной комиссии французского парламента даровать женщинам равные политические права. В 1851 году это предложение повторил в палате Пьер «Перу, но точно так же без успеха.

В настоящее время дело обстоит существенно иначе. Все развитие, все отношения с тех пор существенно изменились, а вместе с тем изменилось и положение женщин. Более, чем когда-нибудь, они теперь всеми нитями своего существования связаны с процессом общественного развития и более, чем когда-нибудь, влияют на него самостоятельно. Мы видим, как во всех культурных странах сотни тысяч и миллионы женщин наравне с мужчинами действуют в различных профессиях и с каждым годом растет число тех, которые должны рассчитывать только на свои силы и способности, чтобы вести борьбу за существование Таким образом, для женщин так же, как и для мужчин, не может быть безразличным, каковы наши социальные и политические отношения. Такие вопросы, как, например: какая внутренняя и внешняя политика более желательна, та ли, которая благоприятствует войнам, или наоборот; держит ли государство ежегодно сотни тысяч здоровых мужчин в армии и десятки тысяч выгоняет за границу; дорожают ли самые необходимые предметы вследствие налогов и пошлин, от которых семья страдает тем сильнее, чем она многочисленнее, и это в то время, когда средства к жизни у огромного большинства до крайности урезаны, - все эти вопросы так же близки для женщин, как и для мужчин. Женщина платит также прямые и косвенные налоги из своего дохода. Система воспитания имеет для нее огромный интерес, так как она решает в значительной степени вопрос о положении ее пола. Как мать, она вдвойне заинтересована в этом.

Далее, сотни тысяч и миллионы женщин сотен специальностей лично очень живо заинтересованы в состоянии нашего социального законодательства. Вопросы, касающиеся продолжительности рабочего дня, ночной, воскресной и детской работы, сроков выдачи заработной платы и увольнения, охраны труда на фабриках и мастерских, затем законодательство по страхованию, промысловые суды и т. д., - все это представляет и для женщин огромный интерес. Рабочие знают недостаточно или совсем не знают условия многих промышленных отраслей, в которых преимущественно или исключительно заняты работницы. Предприниматели заинтересованы в том, чтобы скрывать недостатки, в которых они сами виноваты; что касается фабричной инспекции, то она часто не распространяется на те отрасли производства, в которых заняты исключительно женщины, или, во всяком случае, она очень недостаточна, а между тем как раз здесь более необходимы предохранительные меры. Стоит лишь вспомнить рабочие помещения, в которых в наших больших городах при страшной тесноте работают швеи, портнихи и т. д. Из этих мест едва ли когда раздастся жалоба, и туда до сих пор не проникает никакое расследование. Точно так же женщина, как занимающаяся промыслом, заинтересована в торговом и тарифном законодательстве, а также в общем гражданском праве. Итак, не подлежит сомнению, что она так же, как и мужчина, очень заинтересована в том, чтобы добиться влияния на наши общественные условия путем законодательства. Ее участие в общественной жизни послужило бы к значительному подъему этой последней и открыло бы новые горизонты.

На такие требования следуют краткие отрицательные ответы: женщины ничего не понимают в политике, огромное большинство из них и не интересуется ею, они не умеют также пользоваться избирательным правом. Это верно и неверно. Правда, до сих пор еще очень незначительные слои женщин, по крайней мере в Германии, требовали для себя политического равноправия. Первая женщина, выставившая это требование в Германии в конце шестидесятых годов, была госпожа Гедвига Дом. В настоящее время в пользу женского равноправия особенно сильно агитируют социал-демократически настроенные работницы.

Указание на то, что женщины до сих пор лишь слабо интересовались политическим движением, ничего не доказывает. Если женщины до сих пор не обращали внимания на политику, то этим не доказано, что они не должны были этого делать. Те же самые основания, которые приводятся против предоставления избирательных прав женщинам в первой половине шестидесятых годов, приводились против введения всеобщего избирательного права для мужчин. Автор этого сочинения в 1863 году сам принадлежал к тем, которые высказывались против всеобщего избирательного права, благодаря которому он четыре года спустя был избран в рейхстаг. То же самое произошло с десятками тысяч, из Савлов они превратились в Павлов. К тому же существует до сих пор много мужчин, которые или не пользуются, или не умеют пользоваться своим важнейшим политическим правом, но это не является основанием лишить их этого права, и вряд ли найдется человек, который захочет это сделать. При выборах в рейхстаг обыкновенно не голосуют от 25 процентов до 30 процентов, и они принадлежат ко всем классам, а среди 70-75 процентов принимающих участие в выборах, с нашей точки зрения, большинство голосует не так, как бы оно должно голосовать, если бы понимало свой истинный интерес. Причина непонимания лежит в недостатке политического образования.

Но политическое образование не приобретается тем, что массу населения держат вдали от общественных дел, оно, напротив, приобретается тем, что ее допускают к пользованию политическими правами. Без упражнения нет мастера. Господствующие классы до сих пор умели ради своих интересов держать огромное большинство народа в положении политического несовершеннолетия. Поэтому до настоящего момента задачею меньшинства, сознающего свои классовые интересы, было бороться с энергией и одушевлением за интересы всего общества, будить и поднимать огромную неповоротливую массу. Так было до сих пор во всех больших движениях, и поэтому не следует ни удивляться, ни разочаровываться, что не иначе обстоит дело и в женском движении. Достигнутые до сих пор успехи показывают, что усилия и жертвы вознаграждаются и будущее принесет победу.

В тот момент, когда женщины добьются равных прав с мужчинами, в них пробудится и сознание обязанностей. Приглашенные подавать свои голоса, они спросят себя: за что? за кого? С этого момента между мужчиной и женщиной образуется взаимодействие, которое не только не ухудшит взаимных отношений, но, напротив, существенно улучшит их. Менее сведущая женщина, естественно, обратится к более сведущему мужчине. Отсюда последует обмен идеями и взаимное обучение, состояние, которое до сих пор лишь в самых редких случаях встречалось между мужчиной и женщиной. Это придаст их жизни новую прелесть. Печальное различие в образовании и убеждениях между полами, которое так часто ведет к разногласиям и спорам, ставит мужчину в противоречие с его разнообразными обязанностями и вредит общему благу, мало-помалу исчезнет. Вместо тормоза муж найдет в одинаково мыслящей жене поддержку; жена будет толкать мужа к выполнению его долга, если сама не будет в состоянии вследствие других обязанностей действовать с ним вместе. Она будет находить в порядке вещей, что часть денег расходуется на газету или на агитационные цели, так как газета служит и ей для поучения и развлечения и так как она понимает необходимость жертв для агитации, которая завоюет то, чего недостает ей самой, ее мужу и ее детям, - достойное человека существование.

Таким образом, обоюдное выступление во имя общего блага, теснейшим образом связанного с благом собственным, окажет в высшей степени облагораживающее влияние на обоих. Произойдет как раз противоположное тому, что утверждают близорукие или враги общественного устройства, основанного на полном равноправии всех. Это отношение между обоими полами будет в той же степени улучшаться, в какой общественные учреждения будут освобождать мужчину и женщину от материальных забот и чрезмерного труда. Упражнение и воспитание и здесь, как во многих других случаях, окажут дальнейшую помощь. Не пойдешь в воду - не научишься плавать; не изучая иностранного языка, не упражняясь в нем, не научишься говорить на нем. Это каждый находит естественным, но многие не понимают, что то же самое происходит и в государственных и общественных делах. Неужели умственно высоко развитая женщина должна иметь меньше прав, чем самый грубый необразованный мужчина, например невежественный померанский поденщик или ультрамонтанский польский землекоп, и лишь потому, что случай произвел на свет этих последних мужчинами? Сын имеет больше прав, чем мать, от которой он, быть может, унаследовал свои лучшие качества, которая сделала его тем, чем он есть. Поистине удивительно!

Кроме того, нам не приходится рисковать, прыгать в темноту и неизвестность. Северная Америка, Новая Зеландия, Австралия и Финляндия уже проложили путь. О результатах введения избирательного права для женщин судья Кингман из Ласамии писал 12 ноября 1872 года в женской газете «Wornen's Journal» в Чикаго следующее:

«Сегодня исполнилось три года, как у нас женщины получили право голоса, а также право занимать должности, как и все другие избиратели. За это время они избирали и были избираемы на различные должности; они были присяжными и мировыми судьями. Вообще, они участвовали во всех наших выборах, и хотя, я думаю, что некоторые из нас в принципе были против этой деятельности женщин, но никто, полагаю, не может не признать, что это выступление имело воспитательное влияние на наши выборы. Оно повлекло за собою то, что выборы протекали спокойно, в порядке и что в то же время наши судьи были в состоянии наказать различного рода преступления, которые до тех пор оставались безнаказанными.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.