Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГЛАВА ДЕСЯТАЯ 1 страница



 

БРАК КАК МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ СРЕДСТВО

 

1. УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА ВСТУПЛЕНИЙ В БРАК

 

Не нужно никаких дальнейших доказательств, чтобы понять, что при описанных условиях растет число тех, кто не смотрит на брак как на рай и остерегается вступать в него. Этим объясняется, что в большинстве культурных стран число браков падает или остается неизменным. Как показал опыт, высокие хлебные цены даже одного года отрицательно влияли как на число браков, так и на число рождений. Но чем более индустриализируется страна, тем больше обусловлено это число подъемом и спадом экономической конъюнктуры. Экономические кризисы и возрастающее ухудшение общего экономического положения имеют в этом отношении длительное неблагоприятное влияние. Это подтверждает статистика браков почти всех культурных стран.

По новейшим правительственным анкетам, в Соединенных Штатах за период времени с 1887 до 1906 года было заключено 12 832 044 брака.

 

1887 г. 1902 г.
1891 » 1903 » 786 132
1892 » 1904 » 781 145
1893 » 1905 »
1894 » 1906 » 853 290

 

Таким образом, мы видим, что вследствие кризиса 1893/94 года число браков в 1894 году не только не увеличилось, но уменьшилось на 12512. То же самое явление повторяется в 1904 году, который дает минус в 4987 браков.

Во Франции заключение браков дало следующую картину:

 

1873-1877 гг. 1893-1897 гг.
1878-1882 » 1898-1902 »
1883-1887 » 1903-1907 »
1888-1892 »    

 

Самое большое количество браков дает 1873 год - 321 238 браков. После этого года количество браков уменьшается, чтобы с подъемом хозяйственной жизни снова дать увеличение.

В 1907 году Франция дает наивысшую после 1873 года цифру: 314 903 брака. Это увеличение до некоторой степени является следствием нового закона от 21 июня 1907 года, уменьшающего формальности для вступления в брак и поведшего к увеличению цифры заключенных браков в среде бедняков.

На тысячу населения приходится браков:

 


 

Государства 1871 по 1875г. 1876 по 1880г. 1881 по 1885г. 1886 по 1890г. 1891 по 1895г. 1896 по 1900г. 1901 по 1905г. 1907г.
Германия 18, 84 15, 68 15, 40 15, 68 15, 88 16, 83 16, 0 16, 2
В том числе:                
Пруссия 18, 88 15, 86 15, 92 16, 32 16, 40 16, 86 16, 2 16, 4
Бавария 18, 92 14, 65 13, 64 13, 96 14, 76 16, 09 15, 2 15, 4
Саксония 19, 96 17, 70 17, 62 18, 64 17, 52 18, 76 16, 6 16, 8
Австрия 18, 30 15, 52 15, 88 15, 40 15, 76 16, 04 15, 8 15, 8[107]
Венгрия 21, 50 19, 30 20, 24 17, 72 17, 92 16, 05 17, 2 19, 6
Италия 15, 54 15, 06 14, 08 17, 64 14, 96 14, 40 14, 8 15, 4
Швейцария 16, 06 14, 90 13, 80 14, 0 14, 72 15, 59 15, 0 15, 6
Франция 16, 96 15, 16 15, 04 14, 48 14, 90 15, 14 15, 2 16, 0
Англия и Уэльс 17, 08 15, 34 15, 14 14, 70 15, 16 16, 14 15, 60 15, 8
Шотландия 14, 98 13, 76 13, 76 18, 02 13, 68 14, 94 14, 0 14, 0
Ирландия 9, 72 9, 04 8, 66 8, 66 9, 48 9, 87 10, 4 10, 2
Бельгия 15, 44 13, 94 13, 94 14, 34 15, 24 16, 45 16, 2 16, 2
Голландия 16, 64 15, 76 14, 28 14, 04 14, 48 14, 88 15, 0 15, 2
Дания 15, 88 15, 54 15, 38 13, 94 13, 84 14, 79 14, 4 15, 2
Норвегия 14, 58 14, 40 13, 82 12, 76 12, 92 13, 73 12, 4 11, 8
Швеция 14, 04 13, 20 12, 84 12, 20 11, 45 12, 04 11, 8 12, 0
Финляндия 17, 68 15, 72 14, 90 14, 40 12, 98 15, 34 13, 0 13, 6
Европейская Россия (без Польши). 19, 62 17, 62 18, 06 17, 94 17, 08 17, 80 - -
Болгария - - 18, 04 17, 24 16, 07 - - -
Сербия 22, 80 23, 32 22, 14 21, 76 19, 84 - - -

 

Что число браков в большинстве государств колеблется в зависимости от того, господствует там индустриальное благополучие или кризис, блестяще доказывает Германия. 1872 год, первый год после франко-прусской войны, дал в Германии, как 1873 год во Франции, наивысшее количество браков (423 900). С 1873 года цифра эта падает, и в 1879 году, когда кризис достиг наибольшей глубины, она доходит до наинизшей степени (335 113); затем она медленно поднимается до 1870 года, который был еще благополучным годом, она снова падает в 1892 году и снова поднимается в годы процветания, достигая в 1899-1900 годах - в годы наивысшей степени индустриального развития - кульминационной точки (476 491 в 1900 году, 471 519 в 1899 году). Новый кризис приносит падение. В 1902 году число заключенных браков вновь падает до 457 208, достигая опять высшей точки в 1906 и 1907 годах (498990 и 503964). И если 1906 год дал повышение против 1905 года на 13 004, то здесь уже проявляется действие кризиса 1907 года в уменьшении цифры абсолютного роста (только 4974 по сравнению с 1906 годом) и в относительном сокращении браков (вместо 8, 2 на тысячу населения - только 8, 1).

Вообще же число браков в большинстве стран свидетельствует о тенденции к понижению. Высшая цифра заключения браков с середины семидесятых до конца девяностых годов достигается только в виде исключения, и, как ясно видно из прилагаемой таблицы, огромное большинство европейских стран остается далеко позади.

Но не только условия заработка, но и имущественные отношения сильно влияют на заключение браков. «Шмоллерский ежегодник» (Schmollers Jahrbuch fur 1885, Heft I) сообщает статистику народонаселения королевства Вюртембергского, из которой ясно видно, что с увеличением размера крупной земельной собственности число женатых мужчин в возрасте от 25 до 30 лет убывает, число же неженатых между 40-50 годами прибывает. (См. таблицу, приведенную ниже)

 

 

% отношения поземельной собственности в гектарах

% отношения мужчин

  до 5 5-20 свыше 20 Женатых в возрасте 25- 30 лет неженат. в возрасте 40- 50 дет
Округ Нейенбург 79, 6 20, 4 0. 0 63, 6 4, 4
На восток от Штутгарта 78, 9 17, 7 3, 4 51, 3 8, 1
На юг от Штутгарта 67, 6 24, 8 7, 6 48, 6 8, 7
На север от Штутгарта 56, 5 34, 8 8, 8 50, 0 10, 0
Шварцвальд 50, 2 42, 2 7, 6 48, 6 10, 1
Верхний Неккар 43, 6 40, 3 16, 1 44, 3 10, 8
Переход к востоку 39, 5 47, 6 12, 8 48, 7 10, 0
Северо-восток, за исключением севера от Галля 22, 2 50, 1 27, 7 38, 8 10, 6
Швабский Альб 20, 3 40, 8 38, 3 38, 8 7, 5
Северная Обершвабия 19, 7 48, 0 32, 3 32, 5 9, 7
На восток от Галля 15, 5 50, 0 34, 5 32, 5 13, 8
Область Боденского озера 14, 2 61, 4 24, 4 23, 5 26, 4
Средняя и Южная Обершвабия 12, 6 41, 1 46, 3 30, 0 19, 1

 

Мелкая земельная собственность благоприятствует заключению браков, она дает возможность существовать большему числу семей, хотя и очень скромно; напротив, крупная земельная собственность противодействует заключению браков. Вместе с растущей индустриализацией деревни, увеличивается число заключенных браков среди людей городских профессий. Так, в Швеции на тысячу людей разных профессий заключенных браков приходилось в 1901-1904 годах:

 

Сельское хозяйство 4, 78
Промышленность и горное дело 7, 17
Торговля и транспорт 7, 75
Свободные и другие профессии 6, 33
В среднем 5, 92

 

Все эти. цифры доказывают, что решающим являются не моральные, а материальные причины. Число заключения браков, точно так же как и нравственное состояние общества, зависит единственно от их материальных основ.

 

2. ДЕТОУБИЙСТВО И ВЫТРАВЛЕНИЕ ПЛОДА

 

Страх нужды и опасение невозможности воспитать детей, как того требует их общественное положение, - вот что главным образом толкает женщин всех классов и к проступкам, несогласуемым не только с природою, но часто и с уголовным кодексом. Сюда относятся всевозможные средства для воспрепятствования зарождению плода или - если это не удается - искусственное удаление плода путем аборта. Было бы несправедливо утверждать, что эти средства применяются только легкомысленными, бессовестными женщинами. Ограничить число детей чаще хотят верные своему долгу женщины; они предпочитают подвергать себя опасности применения абортативных средств, чем отказать супругу или толкнуть его на путь разврата. Есть, конечно, и такие женщины, которые, находя за большие деньги готовых к услугам врачей и акушерок, прибегают к этим средствам, чтобы скрыть «падение», или чтобы избежать неудобств беременности, родов и воспитания, или просто чтобы не лишиться красоты и не утратить привлекательности в глазах мужа или вообще мужчин.

Искусственный аборт, судя по различным признакам, применяется все чаще и чаще. Его делали уже у древних народов, и ныне аборт известен как самым цивилизованным, так и самым варварским народам. Древние греки употребляли аборты часто, не встречая препятствий со стороны законов страны. Ко временам Платона было разрешено повивальным бабкам производить аборты, Аристотель же предписывает «преждевременные роды» в тех случаях, когда женщина, «вопреки всем предосторожностям, становится беременной»[108]. По Жюлю Руйе, римские женщины прибегали к аборту по многим причинам. Во-первых, они хотели скрыть результат недозволенной связи, во-вторых, им хотелось безостановочно предаваться половым наслаждениям, наконец, они старались избегнуть изменений, которые беременность и роды производят в теле женщины[109]. У римлян женщина в 25-30 лет считалась уже старой, и поэтому она избегала всего, что могло повредить ее наружности. В средние века аборт наказывался тяжелыми телесными наказаниями и даже смертною казнью, и свободная женщина, сделавшая себе аборт, становилась крепостной.

В настоящее время аборты делаются особенно часто в Турции и в Соединенных Штатах. «Турки разделяют мнение, что зародыш до пяти месяцев не является живым существом, и они без всякого зазрения совести уничтожают его. Даже в то время, когда аборты стали наказуемы, они применялись не менее часто. В течение только шести месяцев 1872 года в Константинополе было около трех тысяч случаев искусственных выкидышей»[110]. Еще чаще аборты применяются в Соединенных Штатах. Во всех больших городах Союза существуют учреждения, где девушки и женщины могут устроить преждевременные роды, во многих американских газетах помещают объявления о подобных учреждениях[111]. Об искусственном выкидыше в тамошнем обществе говорят почти так же просто, как о правильных родах. В Германии и в других европейских странах на этот счет существуют другие понятия, и германский уголовный кодекс угрожает как исполнителю этого дела, так и его помощникам возможным тюремным наказанием.

Аборт часто сопровождается очень тяжелыми последствиями; нередко он имеет смертельный исход, во многих случаях навсегда расшатывает здоровье. «Страдания самой тяжелой беременности и родов бесконечно меньше, чем болезни, происходящие от искусственного аборта»[112]. Бесплодие - одно из обыкновенных его следствий. Несмотря на все это, он и в Германии применяется все чаще. Так, за производство выкидышей были осуждены: с 1882 по 1886 год -839 человек, с 1897 по 1901 год - 1565 человек, с 1902 по 1906 год - 2236 человек[113]. Chronique scanda-leuse последних лет много раз занималась делами об абортах, вызывавшими большой шум, так как при этом играли роль видные врачи и дамы из высшего общества. Точно так же, судя по растущему числу соответствующих предложений в наших газетах, увеличивается и число мест и учреждений, где замужним и незамужним женщинам предоставляется возможность в полной тайне избежать последствий «ошибки» или «падения»[114].

Страх перед слишком большим числом детей, что связано с имеющимися материальными средствами и издержками воспитания, развил у целых классов и у целых народов применение предупредительных средств в систему, грозящую сделаться общественным бедствием. Так, обще' известно, что почти во всех слоях французского общества придерживаются системы двух детей. В немногих культурных странах мира число браков так же велико, как во Франции, и между тем нет страны, в которой число детей в среднем было бы так мало и рост населения так ничтожен. Этой системе следуют как французский буржуа, так и мелкий горожанин, и мелкий крестьянин, к ним примыкает и французский рабочий. В некоторых местностях Германии своеобразные крестьянские условия привели к подобным же явлениям. В Юго-Западной Германии есть прелестная местность, где в саду каждого крестьянина стоит можжевеловое дерево, составные части которого употребляются как абортативное средство. В другом округе той же страны уже давно среди крестьян господствует двухдетная система: они не хотят делить свои дворы. Поразительно также, как растет и распространяется в Германии литература, где обсуждаются и рекомендуются средства для «факультативного бесплодия», конечно, всегда под «научным» флагом и с указанием на якобы грозящее перенаселение.

Наряду с абортом и искусственным воспрепятствованием зачатию играет роль и преступление. Во Франции убийства и подкидывание детей постоянно возрастают, чему способствует запрещение французским гражданским законом - искать отцовства. §340 «Code civil», гласит: «La recherche de la paternite est interdite'». Напротив, § 314 говорит: «La recherche de la maternite est admise». Разыскивать, кто отец ребенка, запрещено, разыскивать, кто мать, позволено. Закон, таким образом, совершенно открыто проявляет несправедливость по отношению к соблазненной. Мужчины во Франции могут сколько им угодно совращать девушек и женщин, они свободны от всякой ответственности и не обязаны платить алименты. Эти определения изданы под тем предлогом, что женщинам надо страхом помешать совращать мужчин. Выходит, что повсюду «слабый» мужчина, этот представитель сильного пола, совращается женщинами, а сам никогда не совращает. Следствием статьи 340 гражданского кодекса была статья 312, определяющая: «L'enfarit concu pendant le manage a pour pere le mari» («Зачатый в течение брака ребенок имеет своим отцом мужа»). Раз розыски отцовства запрещены, то логически украшенный рогами супруг принужден соглашаться считать своим ребенка, зачатого его женой с другим. Французской буржуазии нельзя по крайней мере отказать в последовательности. Все попытки отменить статью 340 терпели до сих пор неудачу.

Французская буржуазия, совершив жестокость по отношению к обманутой женщине, лишенной законом права на обращение за пособием к отцу своего ребенка, постаралась ее сгладить основанием воспитательных домов. Таким образом, новорожденного отнимают не только от отца, но и от матери. По французской фикции дети воспитательных домов - сироты, и французская буржуазия своих незаконных детей воспитывает на государственный счет как детей «отечества». Превосходное учреждение! В Германии все более и более склоняются на тот же путь. Определения гражданского уложения для Германской империи содержат положения о правовых отношениях незаконных детей, отчасти противоречащие прежде действовавшему более гуманному праву. Там говорится, например, что «незаконный ребенок и его отец не считаются в родстве». Между тем еще император Иосиф II издал декрет об уравнении прав незаконных и законных детей.

«Нет отца, - говорит далее современное германское законодательство, - у незаконного ребенка, мать которого во время зачатия имела conceptio plurium (сношения со многими мужчинами). Ребенок оказывается наказанным за легкомыслие, слабость или бедность матери. Легкомысленных отцов закон не знает. «Мать имеет право и обязана заботиться о незаконном ребенке. Родительская власть ей не принадлежит. Отец незаконного ребенка обязан давать ребенку до исполнения 16 лет содержание, соответствующее жизненному положению матери, в том числе и средства на воспитание и образование. Эта обязанность продолжается для отца и после шестнадцатилетнего возраста ребенка, если этот последний вследствие немощности не в состоянии сам содержать себя. Отец обязан возместить матери издержки родов, а также издержки содержания в течение первых шести недель после родов и другие необходимые расходы, как следствие беременности или родов», и т. д.

По прусскому праву, забеременевшая вне брака женщина с хорошей репутацией - незамужняя или вдова - имела право получить от виновника своей беременности сумму, соответствующую его званию и состоянию, причем эта сумма не должна была превышать четвертой части его имущества. Незаконному ребенку принадлежало право на содержание и воспитание со стороны отца независимо от того, была ли мать незапятнанной личностью, но лишь в размере того, что стоит воспитание законного ребенка лицам крестьянского или мещанского сословия. Если внебрачное половое общение произошло при обещании будущего брака, то судье предоставлялось право дать пострадавшей фамилию, сословие и титул виновника беременности и признать за ней все права разведенной жены, признанной невинной стороной; незаконный ребенок получал в этом случае права детей, зачатых в действительном браке. Все это отменено. Движение назад - таков лейтмотив нашего законодательства.

В период с 1831 по 1880 год, французский суд присяжных рассмотрел 8568 детоубийств, при этом число их с 471 в 1831-1835 годах поднялось до 970 в 1876-1880 годах. За тот же промежуток времени вынесено 1032 приговора по делам об абортах и только в 1880 году - сто приговоров[115]. Разумеется, лишь ничтожнейшая часть случаев искусственного аборта дошла до суда; обыкновенно доходят до суда лишь те случаи, которые оканчиваются тяжелыми заболеваниями или смертью. Из детоубийств на деревенское население падает 75 процентов всех случаев, из случаев с абортами 67 процентов падает на городское население. Женщины в городе имеют под рукою больше средств помешать нормальным родам, поэтому здесь много случаев аборта и сравнительно мало детоубийств. В деревне условия обратные. В Германии за детоубийство приговорено в 1882-1886 годах 884 человека, в 1897- 1901 годах - 887, в 1902-1906 годах-745 человек[116].

Такова картина, представляющая современное общество в его наиболее интимной жизни. Она сильно отличается от изображений, рисуемых поэтическими фантазерами, но у нее то преимущество, что она верно отражает действительность. Следует, впрочем, прибавить еще несколько характерных штрихов.

 

3. ВОСПИТАНИЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БРАКА

 

В общем нет спора, что в настоящее время женский пол в среднем стоит ниже мужского. Бальзак, отнюдь не друг женщин, утверждает, правда, что «женщина, получившая мужское образование, обладает в действительности самыми блестящими и плодотворными свойствами для обоснования счастья, как своего собственного, так и своего супруга», а Гёте, хорошо знавший женщин и мужчин своего времени, ядовито замечает в «Ученических годах Вильгельма Мейстера» («Признания прекрасной души»): «Высмеивали ученых женщин, не хотели терпеть и образованных, вероятно, потому, что считали невозможным стыдить такое множество невежественных мужчин». Но все это не изменяет того факта, что женщины в общем духовно стоят позади мужчин. Это различие было неизбежно, так как женщина есть лишь то, чем ее сделал ее повелитель - мужчина. На образование женщины с давних пор обращали еще меньше внимания, чем на образование пролетария, и то, что сделано, в настоящее время недостаточно. Мы живем в эпоху, когда потребность в обмене и мыслями и идеями растет во всех кругах, и пренебрежительное отношение к духовному развитию женщины представляет крупную ошибку, от которой страдает и сам мужчина.

У мужчины образование направлено на развитие рассудка, на обострение мыслительной способности, на расширение реального знания и укрепление силы воли, одним словом, на развитие функций разума; так, по крайней мере, утверждают, хотя часто применяемые средства не достигают и не могут достигнуть цели. У женщины, напротив, образование в высших кругах направлено главным образом на углубление чувствительности, это образование формальное и изящное, когда с помощью музыки, беллетристики, искусства, поэзии лишь повышается нервность и фантазия. Ничего более нелепого нельзя себе представить. Здесь видно, что власть имущие, от которых зависит образование женщины, руководятся исключительно своими предрассудками о сущности женского характера и ограниченном жизненном положении женщины. Чувства и фантазия женщины не нуждаются в еще большем развитии, которое может лишь повысить ее склонность к нервности; напротив, и в ней, как в мужчине, необходимо развивать деятельность рассудка и знакомить ее с влияниями практической жизни. Для обоих полов было бы очень полезно, если бы женщина вместо излишней чувствительности, которая иногда дает себя чувствовать слишком сильно, обладала хорошей порцией острого рассудка и точного мышления, вместо нервной раздражительности и пугливости - твердостью характера и физическим мужеством, вместо эстетического развития, насколько она вообще им обладает, - знанием мира, людей и сил природы.

В общем до сих пор чувства женщины чрезмерно развиваются, в то время как ее умственное развитие задерживается, оно сильно запущено и подавляется. Вследствие этого женщина буквально страдает гипертрофией чувств и фантазии и, будучи поэтому восприимчива ко всякому суеверию и обману в области чудес, является необычайно благодатной почвой для религиозного и всякого иного шарлатанства, а вместе с тем и покорным орудием всякой реакции. Ограниченные мужчины часто жалуются на это, но они ничего не предпринимают, чтобы изменить такое положение, так как в огромном большинстве сами по уши завязли в предрассудках.

Как уже показано, все женщины смотрят на мир по-иному, чем мужчины, и этим снова создается источник разногласий между обоими полами.

Участие в общественной жизни является ныне для каждого мужчины одною из его важнейших обязанностей; то, что многие мужчины не понимают своих обязанностей, это дела не изменяет. Во всяком случае ширится круг понимающих, что общественные учреждения находятся в самой тесной связи с условиями частной жизни каждого, что благополучие и бедствие личности и семьи еще в большей степени зависит от состояния общественных учреждений, чем от личных свойств и поступков. Начинают понимать, что против недостатков, лежащих в самом порядке вещей и его определяющих, бессильно самое высшее напряжение сил отдельного лица. С другой стороны, борьба за существование требует гораздо большего напряжения, чем раньше. К мужчине в настоящее время предъявляются требования, которые все больше и больше поглощают все его время и силы. И перед ним стоит невежественная, индифферентная жена, совершенно его не понимающая. Можно даже сказать, что духовное различие между мужем и женой в настоящее время больше, чем было раньше, когда общественные отношения были проще и ближе к пониманию женщины. Далее, в настоящее время занятие общественными делами захватывает большое число мужчин в небывалом раньше размере, что развивает их кругозор, но что все более и более отвлекает их от домашнего круга. Женщина вследствие этого чувствует себя как бы отстраненной, и здесь открывается новый источник разъединения. Только в редких случаях муж считает необходимым объясниться с женой, убедить ее. Обычно же он держится того взгляда, что его стремления не касаются жены, что она этого не понимает. Он не потрудится просветить ее. «Этого тыне понимаешь», -таков стереотипный ответ мужа на жалобы жены, он ее совершенно игнорирует. Непонимание женщин поддерживается неразумием большинства мужчин. Более благоприятное отношение создается между мужем и женою у пролетариата, насколько они оба сознают, что они тянут одну лямку и что есть только одно средство для достижения достойного человека будущего - коренное общественное переустройство, которое сделает всех людей свободными. По мере того как это сознание все более распространяется среди женщин пролетариата, их брачная жизнь идеализируется, несмотря на нужду и горе. У обоих теперь общая цель, к которой они стремятся, и неистощимый источник духовного подъема в обмене мыслей, к которому ведет взаимная борьба. Число пролетарских жен, пришедших к этому сознанию, увеличивается с каждым годом. Здесь развивается движение, которое должно иметь решающее значение для будущего человечества.

В других браках различия образования и воззрений начинают чувствоваться лишь в более зрелых годах; вначале, когда господствует страсть, они еще незаметны. Но чем более гаснет половая страстность, тем больше должна она замещаться духовным единением. Но, независимо от того, имеется ли у мужчины понятие о гражданских обязанностях и исполняет ли он их, он находится, уже по самым своим занятиям и постоянному общению с внешним миром, в постоянном соприкосновении с самыми различными элементами и взглядами при самых различных обстоятельствах; он живет, таким образом, в духовной атмосфере, которая расширяет его кругозор. В противоположность жене муж постоянно духовно обогащается, а ее совершенно поглощает с утра до вечера домашняя работа, не оставляя времени для дальнейшего образования, и она духовно мельчает и чахнет.

Эту жалкую домашнюю обстановку, в которой в настоящее время живет большая часть замужних женщин, совершенно правильно рисует буржуазно мыслящий Герхард фон Аминтор в своих «Заметках на полях книги жизни»[117].

В главе «Убийственные комариные укусы» мы читаем, между прочим, следующее:

«Не потрясающие события, от которых никто не избавлен, которые приносят то смерть мужа, то моральное падение любимого ребенка, которые состоят то в долгой тяжелой болезни, то в неудаче горячо лелеемого плана, - нет, не они подрывают ее (хозяйки дома) свежесть и силу, нет, их губят мелкие ежедневные заботы, высасывающие все соки... Сколько миллионов жизнерадостных матерей семейств выварили и вымели свою жизненную бодрость, свои розовые щеки и смеющиеся ямки на службе домашним работам, пока не превратились в морщинистых, высохших, сломленных мумий. Вечно новый вопрос - «что завтра приготовить к обеду», вечно возвращающаяся необходимость мести и выколачивать, чистить и вытирать пыль - вот та вечно падающая капля, которая медленно, но верно истребляет тело и душу. Кухня - это место, где выводится печальный баланс доходов и расходов, где нарождаются принижающие дух соображения о возрастающей дороговизне жизненных средств и все более затруднительном приобретении необходимых денег. На пламенном алтаре, где кипит горшок с супом, приносятся в жертву юность и непринужденность, красота и веселое расположение духа, и кто узнает в старой, согбенной от печали кухарке с гноящимися глазами когда-то цветущую, горделивую, кокетливую невесту в ее венке из мирт? Уже у древних очаг был священен, и около него они ставили своих богов-покровителей - пусть же и для нас будет священен очаг, на котором верная дому немецкая жена бюргера медленно умирает, принося себя в жертву, чтобы сохранить дом уютным, стол накрытым, семью здоровой».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.