Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Новая информация



 

Прочитайте материал урока. Сделайте конспект в тетради.

 

Стиль peчи – это пpимeнeниe языкoвoгo cтиля в дaннoй peчeвoй cфepe. Paзличaютcя cтили ycтнoй peчи и cтили пиcьмeннoй peчи. K пepвым oтнocятcя paзгoвopный cтиль, xapaктepизyющийcя пpeoблaдaниeм oбиxoднo-бытoвoй лeкcики и знaчитeльнoй cвoбoдoй cинтaкcичecкиx пocтpoeний, и opaтopcкий cтиль, пo oтбopy лeкcики и нopмaтивнocти cинтaкcиca cближaющийcя co cтилями пиcьмeннoй peчи. K cтилям пиcьмeннoй peчи oтнocятcя xyдoжecтвeннo-бeллeтpиcтичecкий cтиль (язык xyдoжecтвeннoй литepaтypы), дeлoвoй cтиль (oфициaльнo-дoкyмeнтaльный и oбиxoднo-дeлoвoй), эпиcтoляpный cтиль и дp. Иcтoчник: https: //www. textologia. ru/slovari/lingvisticheskie-terminy/stil-rechi/? q=486& n=1837 Функциональный стиль – это подсистема литературного языка, которая реализуется в определенной сфере общественной деятельности (например, в сфере науки, делового общения, бытового общения и т. д. ) и характеризуется некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств. Термин «функциональный стиль» подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Именно цели общения диктуют выбор стилистических приемов, композиционной структуры речи для каждого конкретного случая. Функциональные стили неоднородны; каждый из них представлен рядом жанровых разновидностей, например, в научном стиле могут быть научные монографии и учебные тексты, в официально-деловом – законы, справки, деловые письма, в газетно-публицистическом – статья, репортаж и т. п. Каждый функциональный тип речи имеет свои специфические черты, свой круг лексики и синтаксических структур, которые реализуются в той или иной степени в каждом жанре данного стиля.   В соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском языке выделяют функциональные стили: ·   научный, ·   официально-деловой, ·   газетно-публицистический, ·   художественный, ·   разговорно-обиходный.   Все функциональные стили проявляются и в устной, и в письменной формах и, кроме разговорно-обиходного, относятся к книжным.   В практическом применении часто происходит смешение стилей, которые начинают взаимодействовать между собой. Этот процесс называют «речевым потоком». Чтобы понять стилевую принадлежность текста, надо выделить главное стилевое направление.   Особое место занимает литературно-художественный стиль. Главной отличительной особенностью языка художественной литературы является его предназначенность: вся организация языковых средств подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами, созданию художественного образа, отражающего мир и человека в нем. Язык художественной литературы оказывает влияние на развитие нормы литературного языка. Произведения художественной литературы используют все возможности национального языка, поэтому язык художественной литературы исключительно богат и гибок. Разговорно-бытовой стиль используется в быту, а также в профессиональной сфере. В быту он имеет устную и письменную формы, в профессиональной сфере – только устную. Разговорная речь отличается тем, что ее особенности не фиксируются. Разговорная речь – некодифицированная речь. Ее признаки – неподготовленность, неофициальность, непосредственное участие коммуникантов. Также этот стиль не требует строгой логики, последовательности изложения. Ему присущи эмоциональность выражений, оценочный характер, некоторая фамильярность. Разговорная речь использует нейтральную лексику, эмоционально окрашенные слова, экспрессивную лексику. В ней много обращений, уменьшительно-ласкательных слов, порядок слов свободный. Предложения более простые по конструкции, иногда неполные, незаконченные. В них часто содержатся подтекст, ирония, юмор говорящего. Разговорная речь исключительно богата и содержит в себе много фразеологических оборотов, сравнений, поговорок. Она тяготеет к постоянному обновлению и переосмыслению языковых средств. Большую роль играет знание речевого этикета, внеязыковые факторы: мимика, жесты, интонация, окружающая обстановка.   Черты разных стилей 1) научный стиль; отвлеченность; обобщенность; подчеркнутая логичность; точность; сухость; строгость; 2) официально-деловой стиль; стилистическая одноцветность; строгость; объективность; безличность выражения; точность, не допускающая инотолкования; стереотипность; стандартизованность, долженствующе-предписующий характер; 3) публицистический стиль: открытая оценочность, призывность, рекламность; " эффект новизны", собирательность; документально-фактологическая точность; сдержанность; некоторая официальность; 4) разговорно-обиходный стиль: непринужденность, фамильярность, конкретность, непоследовательность и прерывистость; эмоционально-оценочная информативность; аффективность; личностный характер; идиоматичность; 5) художественно-беллетристический стиль: образность; эстетически направленная экспрессивность; явная эмоциональность; многостильность красок; особая роль подтекста.   В речевой практике может иметь место взаимодействие стилей, проникновение средств, закрепленных за той или иной сферой общественной деятельности в несвойственные им сферы общения. В том случае, если употребление стилистически окрашенного слова в несвойственном ему контексте мотивировано определенной коммуникативной целью (например, создание оценочности высказывания, эффекта наглядности, оно является оправданным, усиливает воздействующую силу высказывания. Если же стилистически окрашенное слово используется в чуждой для него сфере общения без определенной коммуникативной цели, такое употребление квалифицируется как стилистическая ошибка[3].

 

Практический блок

Задание 1.

Ответьте на вопросы.

  1. По какому признаку литературный язык делится на функциональные стили?
  2. В чем особенности разговорного стиля? Какому стилю он может быть противопоставлен?
  3. Какой признак является определяющим для каждого из функциональных стилей?
  4. Правда ли, что некоторые стили используются только в одной форме речи – устрой или письменной?
  5. В каком стиле общаетесь вы во время лекции с преподавателем, когда с вами беседуют, задают вопросы? В каком стиле говорит с вами преподаватель? Свой ответ обоснуйте.

 

Задание 2. Определите стиль фрагментов текста. Назовите признаки, по которым вы это определили.

Фрагмент 1 В подростковом периоде ребенок склонен попадать под чужое влияние. Иногда между ровесниками и родителями возникает соревнование, кто оказывает больше внимания на подростка. Если ребенок находится в младшем подростковом возрасте, велика вероятность того, что в большей степени на него влияют родители. Подростки соглашаются с привычками и ценностями родителей, перенимают их опыт, слушают советы. Родители могут влиять на то, какие телепередачи смотрит ребенок, как проводит свой досуг. Зачастую это происходит не за счет мер принуждения, а вследствие тех привычек и укладов в жизни, которые приняты в семье. По мере взросления ребенок начинает искать свою индивидуальность, проводить больше времени с друзьями.
Фрагмент 2 Состояние отношений взаимодействия «ребенок – взрослый», становящееся в результате деформации межпоколенческих отношений, разрушения норм взаимодействия, взрослыми и детьми в семье, влияющее на нормативность личностного развития и взросления подростка, определено как дефицитарность. Установлено, что при дефицитарности отношений взаимодействия «ребенок – взрослый» на подростковом периоде онтогенеза риски личностного становления ребенка сдвигаются к границе младшего школьного и подросткового возрастных периодов. При этом в «рубежной» группе 13 – 14-летних подростков, чье поведение граничит с девиантным, взаимосвязи индивидуально-типологических свойств образуют характерную триаду: «экстравертированность – агрессивность – спонтанность», а также дополнительно окрашиваются чертами тревожности и сензитивности. Доказано, что сочетание свойств агрессивности, ригидности, спонтанности, экстравертированности и интровертированности, тревожности и сензитивности можно использовать в реализации симптоматического подхода к оценке нарушенного личностного развития подростка.
Фрагмент 3 Часто родители искусственно тормозят взросление ребенка. Кажется, вся их жизнь заключена в его жизни. Вот, к примеру, мать не хочет отпускать от себя сына. Особенно если у самой с мужем отношения не идеальны или она воспитывает сына одна. Мать внедряется в семью молодых, поучая невестку, что и как готовить, как вести хозяйство, тем самым унижая ее достоинства в глазах сына. Вносят раздор в молодую семью, требуя все праздники, отпуска проводить вместе с ними, инициируют постоянные посещения друг друга – практически не дают молодым жить самостоятельно. Требуют повышенного внимания, предъявляют постоянные необоснованные просьбы о помощи, манипулируют чувством вины и долга. К великому сожалению, всё это делает жизнь обеих сторон невыносимой, и вместо мира и любви – недовольство, раздражение, взаимные обиды.
Фрагмент 4 Когда он возвращался домой, мокрый, одичавший, пахнущий собакой, матушка глядела на него внимательно, неласково, осуждающе. Он не понимал, за что сердится она, и это еще более подбавляло мути, мучило Никиту. Он ничего плохого не сделал за эти дни, а все-таки было тревожно, будто он тоже виноват в каком-то ни с того ни с сего начавшемся во всей земле преступлении.
Фрагмент 5 Ясно, что близости между сестрами изначально не было. А когда младшая попросилась на дачу, старшая выставила свои условия явно в надежде, что та откажется ехать туда, где «листик не сорви, цветок не понюхай». Младшая все же приехала, а дети как раз в том возрасте, когда они будут шуметь и бегать, ну а старшую бездетную сестру, видно, бесила и младшая, и ее дети, а тут как раз повод подвернулся.

Задание 3.

К каким стилям относятся данные жанры речи? Создайте таблицу из предложенных слов.

Наименования столбцов: Стиль, книжный, разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Заполнение ячеек: диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление), тезисы, реплика в диалоге, повесть, протокол, очерк.

 


[1] Слово стиль происходит от греческого «стилос» – палочка с заостренным концом для письма на дощечке, покрытой воском. Другой конец палочки был закругленный, который разглаживал воск, если нужно было стереть написанное. Древнеримский поэт Горации советовал «почаще перевертывать стиль», то есть стирать написанное, чтобы написать еще лучше. Так появилось новое, переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог. В этом значении слово заимствовано всеми европейскими языками Научная дисциплина – стилистика - изучает особенности употребления средств языка в зависимости от речевой ситуации.

[2] Каждый раз, когда человек пишет текст или устно общается с другими людьми, он выбирает тот стиль речи, который наиболее актуален для данной ситуации. Всего существует пять стилей (с разновидностями), и от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех диалога с собеседником и читателем. Для читателя стиль изложения имеет даже большее значение, поскольку при чтении у человека отсутствует невербальная информация о говорящем, такая как мимика, жесты, взгляд и т. д. Стили литературного языка обслуживают определенные сферы человеческой деятельности, являются социально обусловленными. Они взаимодействуют друг с другом и выступают как формы существования языка.

[3] Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г. К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 54 – 57).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.