Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопрос 2



 Классический период в развитии философии античности 5-4 вв. до нашей эры. Это период развития последовательных философских учений и постепенного отхода философии от влияния мифологического мышления. Центральная проблема этого этапа – проблема бытия.

Эллейская школа философов (Парменид, Зенон) считала, что бытие вечно, неизменно и не изменяется.   

Парменид (конец VII-VI в. до н. э. ) - философ и политический деятель,

центральная фигура Элейской школы.

Парменид написал поэму " О природе" , где образно представлен путь

познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине,

открывающей ему истину. В первых же стихах поэмы Парменид

провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль

чувств. Он разграничивает (вслед за Ксенофаном) истину, основанную на

рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях,

которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их

истинной сущности. Философию он разделил на философию истины и

философию мнения.

Центральной идеей Парменида является бытие, соотношение

мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего, о

котором оно высказывается, мы не найдем мысли. Попробуйте помыслить ни

о чем! И вы убедитесь, что это невозможно. Гениальна идея Парменида о

том, что нет и не может быть пустого пространства и времени вне

изменяющегося бытия. Ценна такая идея Парменида: только бытие есть,

небытия нет. Небытие невозможно ни познать, ни высказать: мыслимо

только сущее. Нельзя отыскать мысль без бытия: мысль без бытия - ничто.

Нужно отметить глубокую мудрость этой идеи. И в самом деле:

попробуйте помыслить то, чего нет, т. е. небытие. У вас ничего не получится.

Небытие не доступно ни чувствам, ни мыслям. Тут у Парменида выявляется

исключительно глубокая идея о предметной отнесенности мысли; эта

фундаментальная идея остается непоколебимой в веках.

«Одно и то же мыслить и быть», поскольку истинное мышление всегда

говорит о бытии. Мыслить, говорить и именовать предметы — это и значит

Зенон Элейский (ок. 490-430 до н. э. ) - философ и политический

деятель, любимый ученик и последователь Парменида. Он развивал логику

диалектику.

Обратимся к наиболее известному опровержению возможности движения - знаменитым апориям Зенона (противоречивые высказывания). Апории чрезвычайно глубоки и вызывают интерес и сейчас.   

Внутренние противоречия понятия о движении ярко выявляются в

знаменитой апории " Ахиллес", где анализируется положение, при котором

быстроногий Ахиллес никогда не может догнать черепахи. Почему? Всякий

раз, при всей скорости своего бега и при всей малости разделяющего их

пространства, как только он ступит на место, которое перед тем занимала

черепаха, она несколько продвинется вперед. Как бы ни уменьшалось    пространство между ними, оно ведь бесконечно в своей делимости на

промежутки, и их надобно все пройти, а для этого необходимо бесконечное

время. Но для философа вопрос ставился не в плоскости эмпирического

существования движения, а в плане мыслимости его противоречивости в

системе понятий, в диалектике его соотношения с пространством и

временем.

Аналогично, в апории " Стрела" Зенон доказывает, что, двигаясь,

стрела в каждый данный момент времени занимает данное место

пространства. Так как каждое мгновение неделимо (это что-то вроде точки во

времени), то в его пределах стрела не может изменить своего положения. А

если она неподвижна в каждую данную единицу времени, она неподвижна и

в данный промежуток его. Движущееся тело не движется ни в том месте,

которое оно занимает, ни в том, которое оно не занимает. Словом, из того

соображения, что стрела постоянно находится в определенных, но

неразличимых " здесь" и " теперь", вытекает, что положения стрелы также

неразличимы: она покоится.

Если считать, что " время" измеряется количеством отрезков, то

заключение справедливо. Обычно, однако, указывают, что Зенону просто не

было знакомо понятие суммы бесконечного ряда, иначе он увидел бы, что

бесконечное число слагаемых дает все же конечный путь, который Ахиллес,

двигаясь с постоянной скоростью, без сомнения, преодолеет за надлежащее

(конечное) время.

Апории Зенона " Ахиллес" и " Стрела" обнажают глубокую загадку того,

как из неподвижности, видимого отсутствия измерений (" стрела покоится в

каждый момент" ) рождается движение.

С именем Демокрита (ок. 460—370 до н. э. ) и именем его учителя Левкиппа, хотя о нем практически нет сведений, связано создание атомистической теории. Согласно учению Демокрита бытие состоит из атомов, а небытие из пустоты. Атомы — это мельчайшие тела, не имеющие качеств. Атомы неделимы и различаются по форме, порядку и положению. Они находятся в непрестанном движении в пустоте и их комбинации являются причиной появления предметов.

4 век до нашей эры – это этап появления антропологических учений. Родоначальником антропологизма является Сократ. Сократ считал, что он мудрее других не потому, что он действительно мудр, а потому, что он знает, что его мудрость ничего не стоит перед мудростью Бога. Отсюда его знаменитое изречение: " Я знаю, что я ничего не знаю". Истинное знание - знание в сущности божественное, от Бога. Оно не имеет ничего общего с мнением толпы, случайными влечениями и переменчивыми чувствами. Человек не может сравняться с Богом в мудрости, но и того, что ему доступно, достаточно для нравственной жизни. Добро и зло, по Сократу, - следствие наличия или отсутствия знания, познания. Богатство, власть, слава, здоровье, красота и т. п. " не могут быть по собственной природе благами как таковые, но, скорее, выходит так: если они ведомы невежеством, то способствуют злу наибольшему; если же, напротив, управляемы рассуждением, наукой и познанием, то становятся благами наибольшими; сами по себе ни одни, ни другие цены не имеют".

Сократ - непревзойденный мастер диалога. Считая, что сам он истиной не обладает, Сократ помогал родиться ей в душе другого человека, своего собеседника. Свой метод он уподоблял повивальному искусству - профессии его матери. Отсюда майевтика - метод философствования, состоящий в том, чтобы с помощью искусно поставленных вопросов привести собеседника к истинному знанию.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.