|
|||
Лекция №2.Стр 1 из 3Следующая ⇒ Лекция №2. Философия Древней Греции. План. 1. Особенности развития античной философии в ранний период. 2. Философия Древней Греции в классический период. 3. Философские системы Платона и Аристотеля. Вопрос 1 Зарождение древне-греческой философии 7-6 вв. до нашей эры. Центральная проблема этого периода – поиск основы мироздания, первопричины бытия. Древнегреческие философы интуитивно строили субстациональную модель мира (именно через выяснения " первопричины" - по-гречески " архе", что дословно означает " начало, принцип" всего сущего как его основы, сущности), в их методологии множество пережитков мифологического ассоциативного мышления: так же, как в мифе был совершен " перенос" человеческих свойств, качеств и отношений на явления природы на небо и космос, так же в ранней греческой философии свойства и законы Космоса – как они мыслились мудрецами были " перенесены" на человека и его жизнь. Человек рассматривался как Микрокосм по отношению к Макрокосму, как часть и своеобразное повторение, отражение Макрокосма, эта черта древнегреческой философии получила название космоцентризма. Но в этом можно усмотреть и ещё один смысл: ведь Космос - это противоположность Хаосу, это порядок и гармония в противоположность неупорядоченности, это определённость и соразмерность в противоположность бесформенности; поэтому космоцентризм ранней античности можно трактовать и как ориентацию на выявление гармонии в человеческом бытии - ведь если мир гармонично упорядочен, если мир - это Космос, а человек есть его отражение и законы человеческой жизни подобны законам Макрокосма, то значит, и в человеке заключена (скрыта) подобная гармония. Общепринятое же значение " космоцентризма" таково: это признание за внешним миром (Макрокосмом) статуса, определяющего все остальные законы и процессы (включая и духовные). На философском уровне такая мировоззренческая направленность формирует парадигму онтологизма, потому онтологизм (причем, явный, выражающийся и в том, что первые мудрецы-физики искали " причины и начала бытия" ) - вторая сущностная характеристика философии античности. Особенностью античного онтологизма можно считать его стихийно-материалистическое и наивно-диалектическое воплощение: " архэ" мыслилось как нечто материальное, и, коль скоро весь Космос " выводился" (именно в онтологическом, а не в логическом плане) из материального первоначала, то он мыслился неким связанным посредством этого первоначала - единством, находящимся в изменении, движении. А принцип связи и развития (движения) - основные характеристики (признаки) диалектического стиля философского мышления, о какой форме диалектики мы не говорили бы. Милетская философия. Основоположник милетской натурфилософии Фалес (625—547 гг. до н. э. ) — мудрец и философ. Собственно философские положения Фалеса содержатся в немногочисленных сообщениях Аристотеля. Первое — «все — из воды», второе — «все одушевлено и полно демонов». Материальное первооснование милетцев, вода — начало живое и одушевленное. В соответствии с этим и можно заключить, что вода — начало не только субстанциональное, но и дающее жизнь, генетическое. Последователю и ученику Фалеса Анаксимандру (610— 546 гг. до н. э. ) принадлежит ряд фундаментальных для философского миропонимания о начале мироздания («апейроне»), о миропорядке как саморегулирующемся социопорядке. Сам космогонический процесс имеет свое начало — «апейрон». «Апейрон» «все охватывает и всем правит». Из «апейрона» возникает мир, тот самый устойчивый мир. Однако мирообразующие стихии, вторгаясь в пределы друг друга, совершают несправедливость. В результате мировая гармония разрушается, мир гибнет в «апейроне» (бесконечности), чтобы возродиться. «Апейрон» также компенсирует преобладание «адикии» (несправедливости, отклонения) над «дике» (справедливостью, нормой), что приводит в конечном счете к восстановлению космического равновесия. Учение Анаксимена (588 — 525 гг. до н. э. ) развивается в русле традиционной для милетской натурфилософии направленности. В центре находится Земля. Солнце обращается вокруг нее. Воздух, занимающий в космологии Анаксимена космогонической и философской концепций, которые у него сближены в гораздо большей степени, чем у Анаксимандра. Воздух Анаксимена — это тот воздух, которым дышит человек. Учение о воздухе как о первооснове (первосубстанции) мироздания, о Возникновении из сгущения и разряжения составляет суть философии Анаксимена, включая и космогонию. Воздух бессмертен и поэтому божествен. Божественный воздух Анаксимена живой прежде всего потому, что он — дыхание, дыхание мира и человека.
|
|||
|