Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Какие риски бывают в бизнесе



 

Тема: Бизнес-идея. Шансы и риски при основании предприятия в полиграфической промышленности. Анализ преимуществ и недостатков конкретного расположения полиграфического предприятия (с учетом особенностей региональной среды)

Генерация бизнес-идеи – задача непростая, но необходимая. Она связана с тем, что все течет, все меняется, в том числе и основы бизнеса. Сто лет назад они были не такими, как сейчас. Факт в том, что сейчас именно идея – основа бизнеса и назад ничего уже не вернешь. Многие, сейчас самые дорогие компании мира, еще совсем недавно были просто идеями, которые жили в головах на то время простых людей. Они остались идеями и сейчас, но только воплотились в форму и теперь миллиарды, а владельцы голов, которые их когда-то сгенерировали, стали богатыми и известными. Идеи позволяют запустить, перезапустить, перезагрузить бизнес, создать товары бестселлеры, создать рынки, создать клиентов. Если у тебя есть идея, то у тебя есть все. Если у тебя нет идеи, то у тебя нет ровным счетом ничего. Даже если у тебя есть деньги, но нет идеи, то у тебя нет ничего. Деньги без идеи – это просто бумажки. Если хочешь быть успешным, нужна идея, без нее никак. Однако с идеями есть одна большая проблема, осознаваемая не всеми, которая связана с тем, что не все то, что считается идеями, ими является на самом деле. Очень многое из того, что считается идеями на самом деле просто мысли. Мысль – это только элемент идеи, ее часть. Чтобы получить настоящую идею, нужно сгенерировать и соединить воедино сотни мыслей. Поэтому генерация бизнес-идеи – это результат технологического процесса, в результате которого мысли превращаются в идею. Сама по себе идея чем-то похожа на зерно, которое прорастает и превращается в растение, которое после прорастания растет и развивается.

Генерирование бизнес-идей — это процесс, основанный на творческом поиске, призванном идентифицировать решение проблем потребителей и новые возможности, которые возникают на рынке.

Основные методы генерирования бизнес-идей:

- Мозговой штурм: все участники группы выдвигают свои идеи, любые идеи записываются, затем их анализируют, развивают, выбирают наилучшую идею.

- Метод «шести шляп» Эдварда де Боно является разновидностью метода мозгового штурма, который заключается в рассмотрении любой проблемы или идеи с разных ракурсов.

- Метод «шести шляп» — это ролевая игра, где шляпа определенного цвета означает определенный тип мышления: «белая шляпа» — выявление причинно-следственных связей и законо­мерностей в развитии явлений; «красная шляпа» — интуитивные догадки и ощущения; «черная шляпа» — оценка идеи на предмет возможных рисков; «желтая шляпа» — поиск сильных сторон и преимуществ каждого реше­ния; «зеленая шляпа» — неординарный взгляд на идею; «синяя шляпа» — подведение итогов.

- Составление ментальных, или ассоциативных, карт.

- Метод аналогий. Отталкиваясь от прямых аналогий, можно прийти к противоположному неожиданному решению. Выявление новых возможностей всегда связано с тщательным анализом целевого рынка и потребностей целевой аудитории, ее запросов и особенностей. Сущность процесса генерирования бизнес-идей заключается в креативном поиске возможностей и формировании базовой идеи удовлетворения рыночных потребностей, он нацелена на извлечение коммерческой выгоды и должна иметь хотя бы схематичный план реализации.

Бизнес-идея может быть использована как для создания новой компании, так и для создания нового направления деятельности в сформировавшейся компании. Условно можно разделить все бизнес-идеи на два типа:

1. Традиционные (способ получения прибыли на традиционных рынках с помощью традиционных методов).

2. Инновационные (способ получения прибыли с использованием «новшеств» — новых технологий, товаров и услуг, зачастую инициирующих создание новых рыночных потребностей и новых рынков).

 

Основой предпринимательства является планирование. Ошибочно полагать, что главное в бизнесе – определить вид предпринимательской деятельности и иметь начальный капитал, а далее сам рынок подскажет, как действовать в тех или иных ситуациях. Практика показывает, что в условиях рыночной экономики без соответствующей самооценки, прогнозирования и планирования деятельности очень рискованно начинать какое-либо дело в хозяйстве: заключать договоры, брать деньги в кредит, закладывать имущество. Цена ошибки в предпринимательстве чрезвычайно велика. Частный бизнес всегда сопряжен как с возможностью разбогатеть, так и с опасностью лишиться не только средств, вложенных в дело, но и личного имущества, которое может быть конфисковано по решению суда в качестве погашения обязательств перед кредиторами.

Прогнозирование и планирование своей деятельности предприниматель начинает с разработки бизнес-плана — документа, стандартного для большинства стран с развитой рыночной экономикой. В нем описываются основные параметры будущего коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми предприниматель может столкнуться и определяются способы их решения.

Бизнес-план в конечном итоге признан ответить на вопросы, стоит ли вообще вкладывать деньги в реализацию предпринимательской идеи окупятся ли все затраты сил и средств.

Обязательно ли составлять бизнес-план? Формально нет, так как ни один правовой акт в России пока не обязывает предпринимателя разрабатывать такой документ и представлять его в государственные и муниципальные органы. Не всегда требуют бизнес-план даже банки, предоставляя предпринимателю кредиты.

Тем не менее пренебрегая составлением бизнес-плана ради мнимой экономии денежных средств, предприниматель может оказаться не готовым к тем трудностям и неприятностям, которые ожидают его в будущем, что в конечном итоге приведет к потере позиций на рынке, снижению конкурентоспособности, а в итоге и к банкротству.

Отсутствие у предпринимать плана действий в тех или иных ситуациях вынуждает его импровизировать, идти на крупный риск, что нередко сопряжено с большими непредвиденными затратами труда и средств.

Грамотно же составленный бизнес-план — надежная опора, страхующая предпринимателя от непредвиденных ситуаций на рынке, т. е. он выступает в качестве одного из важнейших и необходимых условий успешной предпринимательской деятельности. В современном процессе управления предприятием играет важную роль в деловом бизнес-планировании.

Знание подходов и методов составления бизнес-планов будет полезным не только в процессе первоначального образования фирмы, но и в дальнейшем развитии бизнеса.

Умение составлять грамотный бизнес-план пригодится менеджерам, маркетологам, специалистам антикризисных команд, управляющим, а также при планировании мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности фирмы.

Кроме того, умело составленный и хорошо обоснованный бизнес-план поможет в привлечении инвестиций в предприятие, что в целом способствует развитию бизнеса.

Сегодня для многих предприятий характерна «пассивная» форма управления своей деятельностью. Руководители принимают решения, не исходя из заранее выбранной, продуманной и обоснованной стратегии, а как реакция на текущие события и изменения рынка. Таким образом, отдается предпочтение оперативным целям в ущерб стратегическим; фактически руководители идут на поводу у событий, борются с «симптомами», а не причинами. В итоге такая форма управления порождает ряд проблем, таких как:

1. неопределенность целей предприятия;

2. низкая эффективность управления предприятием;

3. деструктивный подход к планированию бизнеса;

4. неэффективное управление финансами и издержками производства;

5. принятие необоснованных решений

В итоге, мы видим, что все проблемы имеют стратегический характер. То есть появляется необходимость составления грамотных стратегий развития бизнеса и управления им с современных позиций. Все это и описывается термином бизнес-планирование, включающим все от непосредственно планирования до принятия управленческих решений и их анализа.

 

2. Сущность и задачи бизнес-плана

Бизнес-план – это документ, который описывает предполагаемый бизнес, дает технико-экономические расчеты, на основе которых строится дальнейшая работа предприятий.

Основой бизнес-плана является бизнес-идея, при этом бизнес-план по производству отличается от бизнес-плана по предоставлению услуг. В бизнес-плане по предоставлению услуг мы не рассматриваем производственный процесс. Терминология бизнес-плана по предоставлению услуг называется бизнес-планом по линиям.

Бизнес-план занимает особое место в ряду различных планов предпринимателя. Он может разрабатываться как на достаточно длительный период, так и на один год, как для вновь создаваемого, так и действующего предприятия.

Бизнес-план выполняет три основные функции.

Во-первых, его разработка позволяет предпринимателю обосновать концепцию своего бизнеса, тщательно проанализировать предпринимательскую идею, проверить ее разумность и реалистичность.

Она дает возможность еще до начала предпринимательской деятельности либо отказаться от реализации идеи, либо, в случае ее принятия, проработать все стратегические вопросы, касающиеся производственной деятельности, маркетинга, финансов и др.

Во-вторых, с помощью бизнес-плана предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период. В тех случаях, когда фактические показатели отклоняются от плановых, можно определить, насколько эти отклонения благоприятны или нежелательны, и наметить программу дальнейших действий.

В-третьих, бизнес-план предназначен для обоснования инвестиций предпринимателя и привлечения инвесторов, получения заемных денежных средств. Большинство инвесторов, банкиров и других кредиторов не вложат деньги в бизнес, пока не получат от предпринимателя грамотно разработанного бизнес-плана.

Исходя из функций, которые выполняет бизнес-план, можно определить круг лиц, для которых он предназначен.

Прежде всего бизнес-план необходим самому предпринимателю так как является для него и программой действий, и руководство для исполнения. Разработка бизнес-плана позволяет ему определить следующее:

- жизнеспособность Предприятия в условия конкуренции; критически оценить свои силы и надежды;

- ориентиры, в соответствии с которыми предприниматель будет действовать, особенно на этапе становления предприятия;

- возможности получения предприятием финансовой помощи от внешних инвесторов (кредиты, займы и другие инвестиции).

Важное значение бизнес-план имеет для инвесторов и кредиторов. В лучшем случае предпринимателя, обратившегося за ссудой в банк или к потенциальному инвестору со своими идеями без готового бизнес-плана, попросят подготовить его и прийти еще раз, а в худшем — не воспримут такого бизнесмена всерьез и больше с ним никаких дел иметь не будут.

На какой срок разрабатывать бизнес-план?

Бизнес-план по своему назначению и содержанию является перспективным документом. Он призван высветить курс, которого должен придерживаться предприниматель в течение определенного периода времени. Поэтому такой план разрабатывается обычно на 3–5 лет вперед и лишь в редких случаях он охватывает период продолжительностью свыше 5 лет. Главное внимание в этом плане уделяется деятельности фирмы в предстоящие 12 месяцев, менее конкретно прогнозируются направления ее развития в последующие месяцы и годы.

Для первого года основные показатели бизнес-плана рекомендуется рассчитывать помесячно. Для инвесторов это будет означать, что уже в самом начале своей деятельности предприниматель имеет сформировавшийся портфель заказов, а потому пред предоставление кредитов его фирме будет связано с меньшим риском.

По мере убывания точности прогноза для второго года основные показатели бизнес-плана рассчитываются поквартально, для третьего и последующих лет в целом за год.

Если же предприниматель не способен хотя бы приближенно определить перспективу своего проекта на такой срок, это означает, что он еще очень туманно представляет и свой будущий рынок сбыта, и перспективы собственной коммерческой деятельности, а потому он должен еще раз взвесить, готов ли он к осуществлению своего проекта.

Конечно, срок действия бизнес-пана в очень большой степени зависит от масштабов деятельности фирмы. Нет смысла разрабатывать его на 5 лет для небольшой мастерской. В то же время для крупного предприятия очень важно четко определить потенциальные рынки сбыта и объем производства на возможно более длительный срок – это обеспечит устойчивость развития такого предприятия.

Какие риски бывают в бизнесе

У каждого бизнеса свой круг рисков, поэтому лучше открывать дело в сфере, в которой разбираетесь. Так проще определить круг потенциальных угроз. Но обычно выделяют 6 типов рисков.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.