Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Справка. Упражнения



Справка

 

Орфография – это [И36] раздел языкознания, который регулирует правила графического оформления слов. Разделы орфографии регламентируют 1) написания слов и их значимых частей; 2) слитное, дефисное и раздельное написание слов; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) перенос слов [И37] с одной строки на другую.

Законы орфографии называются орфографическими принципами.

Принципы орфографии – это идеи, которыми должен руководствоваться пишущий, следуя установленным условностям письменной речи конкретного языка. Ведущим в русском письме является морфологический принцип. Он заключается в единообразном написании слов и частей слов (морфем): в одной и той же части слова пишутся преимущественно одни и те же буквы, независимо от произношения находящихся на их месте звуков. Например, в словах в о да, в о дный и в о довоз в корне пишем букву о (как в сильной позиции), хотя произносим в этом корне три разных звука: [о], [/\] и [ъ]. Этот принцип еще называется фонематическим, так как выбор буквы в той или иной части слова обоснован сильной позицией гласного (под ударением) или согласного звука (перед гласным), то есть фонемой. Этот принцип правописания применяется в русском языке при написании преимущественного большинства корней, приставок, суффиксов и окончаний.

В некоторых случаях правописание соответствует другим принципам – фонетическому и традиционному. Фонетические написания соответствуют произношению. Наиболее ярким примером таких написаний являются написания приставок на з- (с-). Например, в приставке воз- (вос-) мы пишем не одну и ту же согласную букву в конце приставки, как предписывает нам ведущий морфологический принцип, а разные буквы в зависимости от фонетических условий, в которых оказывается конечная согласная (перед гласной и звонкой согласной пишем з, а перед глухой согласной – с).

Традиционный принцип предполагает несоответствие между написанием и произношением слов. Написания слов и морфем, подчиняющиеся этому принципу, следует запоминать: например, написание окончаний прилагательных и слов, изменяющихся как прилагательные (красив ого, перв ого, летящ его, котор ого ).

Для уточнения правил орфографии следует обращаться к справочникам, например: Розенталь Д. Э. Справочник по орфографии и пунктуации (разные годы издания). Орфографические правила следует понимать и запоминать. Для уточнения правописания словарных слов следует обращаться к орфографическим словарям.

Упражнения

Задание 1. Перепишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Объясните их выбор.

А. 1. Песок у воды нам.. кает, темнеет. 2. Вот несложный состав для сообщения обуви непром.. каемости. 3. Воробьев обм.. кнул перышко и строго посмотрел на лишнюю каплю чернил. 4. Тогда я увидел двух людей, закутанных в непром.. каемые плащи.  [И38]

Б. 1. Между тем оба они пор.. внялись со мною. 2. Улыбка его исчезла, ямочка на щеке выр.. внялась. 3. Сашу интер.. совали машины нар.. вне с другими действующими [И39] и живыми предметами. 4. После долгих февральских м.. телей все зар.. вняло снегом. 5. Учетные книжки она разложила пор.. вней, чтобы не разв... лились при тряске. 6. Мотоциклист выр.. внял машину. 7. – Трудный был год… Но сейчас все выр.. внялось. 8. И в ногу я р.. внее зашагал. 9. Шел бой. Было Бородино. Полк р.. внялся, выходил. 10. Наконец Эрг Ноор обнаружил ту самую р.. внину. 11. Я жил со всеми нар.. вне.

В. 1. Уж вск.. чу в седло, захвачу тугой лук. 2. Чику тоже было неприятно это ск.. кание. 3. Ск.. чи ты, Митенька, в подмосковную... 4. Каким-то непонятным ск.. чком он очутился у себя в номере. 5. А наша тень два раза ск.. кнула под нами по обл.. кам и исчезла.  [И40]

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, заполните таблицу, распределяя слова по группам. Для первой группы слов напишите проверочные слова.

1. З.. рянки делали охотнику побудку. 2. Все то, чего к.. снется человек, оз.. рено его душой живою. 3. Налетел з.. ревой в…терок. 4. И з.. рницы-оз.. рницы проб.. гают взад-вперед, будто перьями жар-птицы уст.. лают небосвод. 5. В море показался пл.. вец. 6. Он любил эти пл.. вучие мат.. рики. 7. И каждого, как попл.. вок, неуд.. ржимо тащило кверху. 8. Пока мы прод.. раемся сквозь кустарники, я переб.. раю в памяти наш вч…рашний разговор. 9. Я выб.. ру звонкий, как бубен, кавун. 10. День кл.. нился к вечеру. 11. А вокруг дог.. [И41] . рает зол…тая осень. 12. Бл.. стит з…леный луг. 13. А жизнь л…титбл.. стающим п…током. 14. Острый перст ее к.. снулся луны и поб…лел. 15. Снова пошел дождь, теперь уже обл.. жной. 16. Звуки возникли и тут же зам.. рли. 17. А потом нар.. стает ветер, заст. лая весь гор…д. 18. Братья в свою подр.. [И42] . стковую пору нередко прих…дили на откос к этому м…нументу. 19. Круг двигался с нар.. стающей скор…стью. 20. Не нужно только, чтобы и он был должен р.. стовщице. 21. Врач поставил точку, пром.. кнул голубой пром.. кашкой написанное и поднял глаза. 22. Приключилось событие, на время ур.. [И43] внявшее в чувствах сэра Эрнста и его дочь. 23. Серега и Гриша, не сг…вариваясь, выск.. чили на п…ррон.

1) корни с безударными гласными, проверяемыми ударением  
2) корни с безударными гласными, непроверяемыми ударением  
3) корни с чередующимися гласными, выбор гласной в которых зависит от значения  
4) корни с чередующимися гласными, выбор гласной в которых зависит от наличия/отсутствия суффикса -а- после корня  
5) корни с чередующимися гласными, выбор гласной в которых зависит от места ударения  
6) корни с чередующимися гласными, выбор гласной в которых зависит от согласной в корне  
7) корни с чередующимися гласными - [И44] исключениями  

 

 

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, распределите словосочетания на две группы по способу образования слов с пропущенными буквами: 1) от существительного; 2) от глагола. Объясните их правописание.  

Непроше... ный гость, соловьи... ая песня, слое... ый пирог, крупные моче... ые яблоки, сожже... ое письмо, люди не обуче... ы, голуби... ое яйцо, квалифицирова... ые сотрудники,  [И45] вещь прода... а, средства на покупку изыска.. ны, неписа.. ый закон, пата[И46] ентова... ые изделия, варе... ое куриное яйцо, лебедин.. ая пея[И47] няпесня[И48] , необоснова.. ый вывод, большие золоче.. ые ложки, серебря.. ая луна, вяле.. ая рыба, кожа. н.. [И49] ая куртка, ледя.. ой взгляд, масля.. ые краски, участие заявле.. о, приявяза.. ая лошадь, штампова.. ая продукция, реше.. …ый [И50] вопрос, комари.. …ый [И51] укус, командирова... ый [И52] сотрудник, льня.. …ое [И53] полотенце, жаре.. …ый [И54] в масле картофель, группа организова.. …а и дисциплинирова.. …а[И55] , встреча отмене.. …а, льви.. …ая [И56] грива, скова.. …ый [И57] льдом, девушка хорошо образова.. …а, [И58] неслыха... ая [И59] дерзость, ране.. …ый [И60] в плечо, масле.. …ый блин, манеры изыска.. …ны.

Задание 4. Сделайте словообразовательный анализ выделенных слов, объясните правописание н и нн.

Листве.. …ица , ветер беше.. …о свистел, зво.. …ица, запута.. …ость, дружи.. …ик, масле.. …ица, смышле.. …ость, одет изыска.. …о, варе... ик, объяснял тума.. …о, посмотрел смуще.. …о.

Задание 5. Распределите слова на две группы: 1) правописание форм зависит от гласной перед -ть; 2) правописание форм зависит от спряжения глагола. Объясните выбор буквы.

Она леч.. тся, пока.. лся, просе.. нный,  [И61] выбира.. мый [И62] , она кача.. тся, учу.. ли, уважа.. мый. расста.. в, независ.. мый, он не раслыш.. т, он обид.. т, она успоко.. тся, зате.. л, отта.. в, слага.. мое, расматрива.. мый, слыш.. мый, пристрел.. нное ружье, подразумева.. мый, вылин.. вший, возненавид.. в, удерж.. нный, он реж.. т, невид.. мый, он стро.. т, ты люб.. шь, она награжда.. т, извлека.. мый, он пыш.. т здоровьем, сдвига.. мый, она оценива.. т, подстрел.. нный, выстрел.. вший.

Задание 6. Перепишите таблицу, вставляя в нее слова из задания.

Удобная ж.. рдочка, ш.. ковая терапия, пирож.. к с яблоком, вкусная сгущ.. нка, свиная туш.. нка, короткие ш.. рты [И63] , спелый крыж.. вник, измельч.. ный мел, ч.. тко обозначить, уч.. ба наладилась, металлическая реш.. тка, подж.. г сарая, прожж.. нный рукав, ч.. порный человек, запеч.. нный в фольге, ж.. лтый цвет, оцинкованный ж.. лоб, искаж.. нное представление [И64] , подсч.. ет голосов, цирковой медвеж.. нок, копч.. ная колбаса, иссиня-ч.. рная туча, высокий каблуч.. ок, ехать с ноч.. вкой, таинственный ш.. рох [И65] , прож.. рливый волк, говорить общ.., талантливый дириж.. р, молодой стаж.. р, обж.. г ногу.  [И66]

Задание 7. Повторите правило правописания ъ и ь разделительных знаков, а также правило правописания ь после шипящих. Объясните правописание следующих слов.

1. Бьющий ключ.., любимая вещ.., глубоких луж.., распростиш.. ся с друзьями, стало невмоч.., голос певуч.., громкий плач..., оденеш.. ся потеплее, промаж.. те клеем, удивительный товарищ.., [И67] нет на небе грозовых туч.., печ.. рулет, разреж.. те лист, достучиш.. ся до соседа, бежать вскач.., помощ.. преподователя.

2. Пан.. европейский, ин.. екция, под.. ячий, [И68] сверх.. естественный, кон.. юнктура, транс.. европеский, пред.. юбилейный, п.. едестал, трех.. язычный, раз.. емный, без.. ядерный, изголов.. е, в.. езжающий, из.. ятый, меж.. этажный, с.. емный, об.. ектив, двух.. ярусный, необ.. ятный, бул.. онный, с.. экономить, кон.. юнктивит.

Задание 8. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

[И1]Название пишется в кавычках

[И2]Опечатка в слове

[И3]Пропущен пробел

[И4]Отсутствие запятых

[И5]Отсутствие кавычек

 

[И6]Отсутствие скобок

[И7]Перед «и» должна быть запятая

[И8]Нет пробела

[И9]Нет пробела после вопросительного знака

[И10]Нет пробела после вопросительного знака

[И11]Нет пробела после вопросительного знака

[И12]Нет пробела после вопросительного знака

[И13]Отсутствие пробела перед «наличие»

[И14]Отсутствие пробела перед «научный»

[И15]Отсутствие пробела перед «общага»

[И16]Отсутствие пробела перед «отмолчаться»

[И17]Неправильное употребление знака препинания.

[И18]Отсутствие пробела.

[И19]Отсутствие пробела.

[И20]Отсутствие запятой.

[И21]Лишняя запятая

[И22]Отсутствие запятых.

[И23]Отсутствие пробела.

[И24]Отсутствие пробела.

[И25]Ошибка в написании.

[И26]Отсутствие пробела.

[И27]Отсутствие точки в конце предложения.

[И28]Отсутствие запятой после «знай».

[И29]Отсутствует пробел.

[И30]Отсутствует пробел.

[И31]Отсутствует пробел.

[И32]Отсутствует пробел.

[И33]Отсутствует пробел.

[И34]Отсутствует пробел.

[И35]Отсутствует пробел.

[И36]Отсутствует пробел.

[И37]Отсутствие пробела

[И38]Лишний пробел.

[И39]Несогласование.

[И40]Лишний пробел.

[И41]Не хватает точки для троеточия.

[И42]Не хватает точки для троеточия.

[И43]Не хватает точки для троеточия.

[И44]Отсутствие пробела.

[И45]Лишний пробел.

[И46]Лишняя буква.

[И47]Неправильная буква.

[И48]Отсутствие пробела.

[И49]Отсутствие еще одной точки для троеточия и уже вписан правильный ответ.

[И50]Отсутствие третей точки для троеточия.

[И51]Отсутствие третей точки для троеточия.

[И52]Отсутствие третей точки для троеточия.

[И53]Отсутствие третей точки для троеточия.

[И54]Отсутствие третей точки для троеточия.

[И55]Отсутствие третей точки для троеточия.

[И56]Отсутствие третей точки для троеточия.

[И57]Отсутствие третей точки для троеточия.

[И58]Отсутствие третей точки для троеточия.

[И59]Отсутствие третей точки для троеточия.

[И60]Отсутствие третей точки для троеточия.

[И61]Лишний пробел.

[И62]Лишний пробел.

[И63]Лишний пробел.

[И64]Лишний пробел.

[И65]Лишний пробел.

[И66]Лишний пробел.

[И67]Лишний пробел.

[И68]Лишний пробел.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.