|
|||
Тесты. 1.6. Орфографические нормыТесты В-1 1. Укажите верное утверждение. Стилистическая норма – это … а) … совокупность исторически сложившихся и вместе с тем закономерно развивающихся общепринятых реализаций заложенных в языке стилистических возможностей; б) … совокупность стилистически окрашенных языковых единиц; в) … одна из языковых норм, соблюдение которой строго обязательно для всех членов языкового коллектива; г) … норма, действующая в стилистике русского языка.
2. Укажите верное утверждение. Стилистическая окраска – это … а) … наличие в значении слова разговорного оттенка; б) … привнесение в значение слова, его формы дополнительных сведений, способных вызывать особое впечатление; в) … наличие [И13] в значении слова книжного оттенка; г) … привнесение в значение слова, его формы экспрессивности.
3. Продолжите высказывание. В рамках современной классификации выделяют следующие функциональные стили … а) … книжный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный, церковно-религиозный, разговорный; б) … книжный, разговорный, нейтральный; в) … научный[И14], официально-деловой, публицистический, художественный, церковно-религиозный, разговорный; г) … книжный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный, церковно-религиозный.
4. Укажите ряд, в котором представлены единицы, имеющие разговорную окраску. а) … общага[И15], стипендия, курсовой проект; б) … заявление, изучить, эксперимент; в) … жвачка, халява, парень; г) … доказательная база, зачётка, теория.
5. Укажите ряд, в котором представлены единицы, имеющие книжную окраску. а) … издревле, почта, рогастый; б) … отнекиваться, сарказм, смотреть; в) … отмолчаться[И16], пережиток, рододендрон; г) … извинительный, осквернить, умозрение.
6. Укажите текст, относящийся к публицистическому стилю. а) Неутомимый, -ая, -ое; -им. Не знающий усталости, очень выносливый, не прекращающий своей деятельности. Н. путешественник. Н. изобретатель. || сущ. неутомимость, -и, ж. б) Немецкий журнал «DerSpiegel» опубликовал состав средней сигареты. Табака в ней 579 мг, никотина 0, 8 мг, целлюлозы 29 мг, сахара 23 мг, глицерина и извести по 13 мг, пропиленгликоля 10 мг, какао-порошка 3, 4 мг и экстракта лакрицы 2, 3 мг. в)– Времени? – удивился Павлик. – А кто его отнимает у нас? г) Но вот меня тревожит один момент... ты зачем в её ВК полез? Не, я понимаю, что в итоге это тебя спасло,. [И17] нНо заранее же ты об этом не знал. То есть у вас было всё хорошо, а ты втихаря палил её переписки?
7. Определите стиль данного текста. «Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Что должно делать для этого при изучении произведений его? Изучить поэта – значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства ни стоял, а тем более всякий великий поэт никогда ничего не выдумывает, но облекает в живые краски и формы общечеловеческое. И потому в созданиях поэта люди, восхищающиеся ими, всегда находят что-то давно знакомое им, что-то своё собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределённо предощущали или о чём мыслили, но чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слова и что, следовательно, только поэт умел выразить. Чем выше поэт, то есть чем общечеловечественнее содержание его поэзии, тем проще его создание, так что читатель удивляется, как ему самому не пришло в голову создать что-нибудь подобное, ведь это просто и легко! » (В. Г. Белинский). а) научный; б) художественный; в) публицистический; г) разговорный.
8. Укажите предложение, в котором не допущена(-ы) стилистическая(-ие) ошибка(-и). а) Кардинальный пункт расхождений между участниками дискуссии путём компромисса был сведён на нет. б) В толковых словарях даются различного рода стилистические пометки. в) В [И18] качестве свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные люди. г) Могут ли новые технологии как-то облегчить жизнь будущих космических туристов?
9. Укажите предложение, в котором допущена(-ы) стилистическая(-ие) ошибка(-и). а) Калаверит в виде примеси встречается во многих золоторудных низкотемпературных месторождениях, но иногда может быть и промышленным минералом. б) Не [И19] люблю Пэлтроу, все фильмы с ней просто вытерпливаю, но в целом, все [И20] три экранизации вполне приемлемые. в) Издание для взрослых, [И21] не подлежит обязательному подтверждению соответствия единым требованиям, установленным Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». г) Идентичное решение было принято студентами второй группы.
10. Укажите предложение, в котором смешение разностилевых элементов является стилистическим приёмом. а) Учебники в школьной библиотеке выдаются лишь тем, кто вовремя успел подсуетиться. б) Мы опоздали к ужину, который, в результате остывания, [И22] утратил свои вкусовые качества. в) Министерство не одобрило в качестве учебников целый ряд добротных и апробированных книженций. г) Спички готовы были сгореть от стыда за выпустившую их фабрику, но никак не могли зажечься.
В-2 1. Укажите верное утверждение. Выбор языковых средств, наиболее уместных в той или иной ситуации общения, обусловлен следующими факторами: а) тема, цель, способ, ситуация и [И23] форма общения, количество коммуникантов и социальные отношения между ними; б) языковые знания коммуникантов; в) воспитанность коммуникантов; г) цель и ситуация общения.
2. Укажите верное утверждение. Стилистические нормы реализуются … а) … в процессе отбора и употребления в речи стилистически окрашенных языковых единиц; б) … в[И24] процессе отбора и употребления в речи эмоционально окрашенных языковых единиц; в) … в процессе отбора и употребления в речи стилистических не окрашенных языковых единиц; г) … в процессе отбора и употребления в речи функционально обусловленных языковых единиц.
3. Продолжите высказывание. Функциональные стили выделяются на основе следующих дифференциальных признаков: а) сфера общения, основные функции, подстили, жанровые разновидности, стилеобразующие черты; б) лексические и грамматические особенности текстов; в) количество разговорных и книжных слов в тексте; г) сфера общения, основные функции, подстили, жанровые разновидности, стилеобразующие черты, общие языковые особенности, а также лексические и грамматические особенности текстов.
4. Укажите ряд, в котором представлены единицы, имеющие разговорную окраску. а) кудреватый, падаль, ребус; б) обидчик, паводок, рвачество; в) первооснова, реалист, склочный; г) пакость, ребятня, сгинуть.
5. Укажите ряд, в котором представлены единицы, имеющие книжную окраску. а) рёва, сдвиг, надёжный; б) пакт, неутолимый, манипуляция; в) репей, федеральный, хмыкать; г) републикация, себестоимость, начистоту.
6. Укажите текст, относящийся к научному стилю. а) Английскому биологу Нейлу Джеммелу удалось получить грант на исследование ДНК лохнесского чудовища. Его группа будет обследовать воду и донный ил знаменитого озера в поисках фрагментов ДНК, что позволит составить полный каталог фауны Лохн-Несса[И25] . На самом деле биологи не рассчитывают на сенсационные находки, но название Лох-Несс хорошо действует на чиновников, распределяющих финансы для науки. б) Правильность речи, т. е. соблюдение норм литературного языка, – одно из главных коммуникативных свойств, поскольку именно правильность речи обусловливает её понятность адресату, её единство. в) Целями деятельности СМУ [Совета молодых учёных] является [И26] формирование корпоративной среды молодых учёных, поддержка талантливых исследователей в молодёжной среде, популяризация научной деятельности в среде обучающихся БашГУ, сохранение и восполнение на этой основе научного и интеллектуального потенциала университета. Основными задачами СМУ БашГУ являются: 1. Вовлечение обучающихся и молодых учёных БашГУ в научную и инновационную деятельность. 2. Организация и проведение научных конференций, семинаров, выездных школ, выставок, форумов, съездов и других мероприятий, в которых могли бы принимать участие молодые учёные БашГУ. 3. Популяризация научной деятельности и информирование молодых учёных БашГУ о научных мероприятиях и проектах < …>. [И27] г) Мне кажется, что ваша наука идёт на ощупь от факта к факту, как бурят землю геологи. Всё глубже и глубже. Вам кажется, что скважина идёт прямо, а её повело куда-то в сторону. В какую сторону повело, повело ли вообще – не знаете. Знай[И28] , бурите, думаете, что прямо.
7. Определите стиль данного текста. «Стиль – это общественно осознанная, функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приёмов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполнят иные функции в речевой общественной практике данного народа» (В. В. Виноградов). а) художественный; б) научный; в) публицистический; г) официально-деловой.
8. Укажите предложение, в котором не допущена (-ы) [И29] стилистическая (-ие) [И30] ошибка(-и). а) На полях животноводческой фермы трудится самая современная техника. б) К концу года рапортуют труженики торговой сети столицы. в) О [И31] принятых мерах будет доложено незамедлительно. г) Кара за небрежность в обороне настигла «Зенит» уже на четвертой минуте первого тайма.
9. Укажите предложение, в котором допущена (-ы)[И32] стилистическая (-ие) [И33] ошибка (-и). [И34] а) Слава этого художника достигла вершины своего апогея. б) Основными [И35] функциями синонимов являются уточнение, замещение, эвфемизация и противопоставление. в) Серёжа вышел во двор и увидел, что его трёхлетний братишка Павлик сидит на корточках перед котёнком. г) В Россию скандинавскую ходьбу в 2009-м завезла Анастасия Полетаева – сейчас самый известный инструктор, основатель и руководитель первой профессиональной школы в стране.
10. Укажите предложение, в котором смешение разностилевых элементов является стилистическим приёмом. а) Девушка конфиденциально призналась подругам, что планирует расстаться со своим бойфрендом в следующем квартале. б) Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. в) Обходительность и ласковость были не более как средство отвести покупателям глаза, заговорить зубы и всучить тем временем гнилое, линючее. г) На последних соревнованиях факультетская сборная по пинг-понгу потерпела сокрушительное фиаско. 1. 6. Орфографические нормы
|
|||
|