Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИЗГОНЯЮЩИЙ ВООБРАЖЕНИЕ



Пропаганде работ Пуанкаре (которые были давно по заслугам оценены русской математической школой и которые сейчас скорее продолжаются именно в России, чем в какой-либо другой стране) мешали политические обстоятельства: критика Владимиром Лениным работ Пуанкаре в книге " Материализм и эмпириокритицизм".

Все же мне удалось в начале 70-х годов добиться русского издания трехтомника сочинений Пуанкаре в издательстве Академии наук. Решающую помощь оказал здесь Николай Николаевич Боголюбов, высоко ценивший Пуанкаре и развивавший принадлежащую Пуанкаре теорию усреднения. Идея Боголюбова состояла в том, чтобы использовать административную власть наших антиэйнштейнианцев. Ведь Пуанкаре опубликовал свою статью " Об измерении времени", содержащую принцип относительности и анализ понятия синхронизации часов, за десять лет до Эйнштейна (который эту работу прочитал, но ссылаться на нее стал лишь полувеком позже).

Жан-Жак Руссо писал в " Исповеди", что он долго не мог поверить в доказанную им самим формулу квадрата суммы, пока наконец не разрезал квадрат на соответствующие четыре части.

Попытки изгнать подобные этому разрезанию соображения, необходимые для понимания математики каждым разумным человеком, из школьного образования применяются со времен Декарта (изгнавшего из геометрии чертежи, а из математики и других наук, по его словам, " всякое участие воображения" ). Декарт считал, что " одинаково полезно знать как придуманные, так и подлинные причины. Достигнуть успеха можно и рассматривая следствия придуманных причин, хотя бы и ложных". Не стану перечислять " открытые" им этим путем ложные следствия (например, он пришел к выводу, что скорость света в воде на 30% больше, чем в воздухе, что входило в противоречие с теориями Гюйгенса и Ферма). Лейбниц считал нашу склонность к дедукции (вопреки наивному индуктивному, основанному на экспериментах методу Ньютона) доказательством существования Бога, вложившего в нас эту склонность, иначе не объяснимую.

Марат утверждал в 1791-м году, что " лучшие математики - Лаплас, Монж и Кузен: своего рода автоматы, привыкшие следовать определенным формулам, применяя их вслепую". Но уже Ренан (в " Жизни Иисуса" ) отвергает подобную бурбакизированную науку: " Что отличает эти схоластические культуры - это то, что они отводят ум от всего утонченного, окружая почетом лишь те ребяческие ухищрения, на которые потрачена вся жизнь и на которые смотрят, как на естественное занятие людей, профессионально степенных".

Русская традиция всегда была противоположной следованию слепым формулам, и я надеюсь, что мы последуем в вопросах образования не за " профессионально степенными" людьми, а за Пушкиным, который " считал схоластику за вздор и прыгал в сад через забор" (черновик к " Онегину", цитируемый Набоковым).

Примечания автора:

1 Цитата из Аруэтта (т. е. Вольтера), отвечавшего прусскому королю, который заявил, что " на всех континентах есть обезьяны, кроме Европы, где их заменяют французы".

2По имени французского математика, плодовитого автора десятков книг-руководств, излишне формально написанных, по мнению многих. Под именем Николя Бурбаки публикуется группа французских математиков.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.