Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Картина Павла Федотова «Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант» (1844) - поэтическая дуэль



Картина Павла Федотова «Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант» (1844) - поэтическая дуэль

Стих №1

Когда Муза живёт впроголодь

Способна ли некормленая Муза
Хранить Творцу незыблемую верность?
Возможно ли, когда долги - обуза,
Презреть нужду и тяжкой жизни бренность?

Не думал о таком вчерашний гений,
Когда, в своём таланте убеждённый,
Решил, что не видать ему падений,
Что он судьбой от бед заговоренный,

И не сойти вовеки с пьедестала
Призванию, воспетому толпою.
Поэтому его женою стала
Живущая за бедности чертою

Красавица без призрачной надежды
Приданое заполучить когда-то.
Но сорваны с мечты его одежды,
Не суждено ни славы им, ни злата.

На склоне лет тщеславный неудачник
Меняет многолюдному семейству,
Что их бюджет - давно его задачник,
А он не Музе служит - в казначействе.

***

Cтихотворение состоит из 5-ти строф (всего 20 строк).

1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: Муза – верность –обуза – бренность  
Клаузулы: женск – женск – женск – женск
Рифмовка: ABAB – перекрёстная  

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: гений – убеждённый – падений – заговоренный  
Клаузулы: женск – женск – женск – женск
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: пьедестала – толпою – стала – чертою
Клаузулы: женск – женск – женск – женск
Рифмовка: ABAB – перекрёстная  

4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: надежды – когда-то – одежды – злата  
Клаузулы: женск – женск – женск – женск
Рифмовка: ABAB – перекрёстная  

5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: неудачник – семейству – задачник – казначействе  
Клаузулы: женск – женск – женск – женск
Рифмовка: ABAB – перекрёстная   

***

Способна ли некормленая Муза
-! -! -! ---! - (11 слогов)
Хранить Творцу незыблемую верность
-! -! -! ---! - (11 слогов)
Возможно ли когда долги обуза
-! -! -! -! -! - (11 слогов)
Презреть нужду и тяжкой жизни бренность
-! -! ! ! -! -! - (11 слогов)
Не думал о таком вчерашний гений
! ! -! -! -! -! - (11 слогов)
Когда в своём таланте убеждённый
-! -! -! - --! - (11 слогов)
Решил что не видать ему падений
-! ! ! -! -! -! - (11 слогов)
Что он судьбой от бед заговоренный
! ! -! ! ! ---! - (11 слогов)
И не сойти вовеки с пьедестала
! ! -! -! - --! - (11 слогов)
Призванию воспетому толпою
-! -- -! -- -! - (11 слогов)
Поэтому его женою стала
-! -- -! -! -! - (11 слогов)
Живущая за бедности чертою
-! --! ! -- -! - (11 слогов)
Красавица без призрачной надежды
-! --! ! -- -! - (11 слогов)
Приданое заполучить когда то
-! -- ---! -! ! (11 слогов)
Но сорваны с мечты его одежды
! ! -- -! -! -! - (11 слогов)
Не суждено ни славы им ни злата
! --! ! ! -! ! ! - (11 слогов)
На склоне лет тщеславный неудачник
! ! -! -! - --! - (11 слогов)
Меняет многолюдному семейству
-! - --! -- -! - (11 слогов)
Что их бюджет давно его задачник
! ! -! -! -! -! - (11 слогов)
А он не Музе служит в казначействе
! ! ! ! -! - --! - (11 слогов) 

***

спо-СОБ/-на ЛИ/ не-КОРМ/-ле-на/-я МУ/-за
хра-НИТЬ/ твор-ЦУ/ не-ЗЫБ/-ле-му/-ю ВЕР/-ность?
воз-МОЖ/-но ЛИ/, ког-ДА/ дол-ГИ/ о-БУ/-за,
през-рЕТЬ/ нуж-ДУ/ и ТЯЖ/-кой ЖИЗ/-ни БРЕН/-ность?

Стихотворение написано пятистопным ямбом с применением безударного пиррихия.

Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «! » обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.  

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.

Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом:

_! / _! / _! / _ _ / _! / _
_! / _! / _! / _ _ / _! / _
_! / _! / _! / _! / _! / _
_! / _! / _! / _! / _! / _

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия:

Не думал о таком вчерашний гений,

Живущая за бедности чертою

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- метафора:

Решил, что не видать ему падений,
Что он судьбой от бед заговоренный,

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет:

Некормленая Муза, незыблемая верность, вчерашний гений, тщеславный неудачник

(Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )

***

Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины «Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант». Но по сравнению со вторым стихотворением данное произведение менее образно.

Итог:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.