|
|||
II. Основные понятия дисциплины ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Представленные ниже термины и определения составляют тот минимум понятий, который необходим для уяснения предмета, целей и задач дисциплины.
Продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.
Услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя услуг по удовлетворению потребности потребителя услуг. Услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные, нематериальные - (социально-культурные) и смешанные.
Работа - деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и/или физических лиц (ст. 36 Налогового кодекса РФ). В отличие от услуг, при предоставлении которых заказчик и исполнитель взаимодействуют определенное время, работы чаще всего носят характер производственной деятельности без участия заказчика. Результаты услуги реализуются и потребляются в процессе ее оказания, а результаты работ - после их окончания.
Требование - положение, содержащее критерии, которые должны быть выполнены.
Заданные требования - заявленные потребности или ожидания. Требования задаются законом, стандартом или договором.
Обязательные требования - требования нормативного документа, подлежащие обязательному выполнению с целью достижения соответствия этому документу. Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» объектом обязательных требований выступают безопасность продукции и связанных с ней процессов, а также единство измерений. Применение обязательных требований к продукции организации связано с определенными обязанностями, налагаемыми на организации, в том числе материального характера. Поэтому данные требования могут осуществляться в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными законодательными актами.
Добровольные требования - требования к объекту, которые подлежат выполнению в связи с желанием поставщика (исполнителя). В силу определенных обстоятельств добровольное требование может стать обязательным (например, в силу требований технического регламента, условий договора). Добровольное требование может обеспечивать достижение конкурентного преимущества. Подтверждение соответствия добровольному требованию может быть осуществлено в рамках системы добровольной сертификации.
Документ по стандартизации – в нем фиксируется основной результат деятельности по стандартизации, устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации для добровольного и многократного применения.
Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов установленным требованиям.
Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
Понятие «оценка соответствия» является более широким, чем предыдущий термин («подтверждение соответствия»), поскольку помимо подтверждения соответствия включает другие формы - контроль качества продукции, регистрация продукции (как основание для разрешения выхода продукции на рынок) и пр. Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения требований к продукции (работам, услугам) и связанным с ней процессам, а также в области их оценки соответствия.
Регламент - документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти. Регламент может быть техническим. В этом случае правовые нормы выражены в виде технических требований к объектам технического регулирования - продукции и связанным с ней процессам. Технический регламент, в отличие от документа по стандартизации, устанавливает обязательные требования.
Аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области.
Совместимость - пригодность продукции (процессов и услуг) к совместному, не вызывающему нежелательных взаимодействий использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований. При установлении состава требований совместимости должен использоваться системный подход, предусматривающий учет взаимосвязи в системах: - «техника - среда» (например, совместимость электроприборов с электрической сетью, телефонных аппаратов с телефонной сетью и пр. ); - «техника - техника» (например, взаимное влияние электромагнитных излучений технических изделий - кондиционеров, холодильников, телевизоров, используемых в едином пространстве, - комнате, автомобиле); - информационной совместимости в части «терминология - структура и обозначения документов» (например, при совместной работе специалистов разных отраслей хозяйства, различных стран); - «продукция - тара – транспортные средства» (геометрическая совместимость); - «изделие - составные части»; - «человек - техника».
Взаимозаменяемость - пригодность одного изделия (процесса, услуги) для использования вместо другого изделия (процесса, услуги) в целях выполнения одних и тех же требований. Различают требования по геометрической и функциональной взаимозаменяемости.
Норма - положение стандарта, регламента, содержащая требования, которые должны быть удовлетворены. Если норма содержит количественную характеристику, то применяют термин «норматив».
Контрольные вопросы 1. Как вы думаете, зачем дизайнерам знать о стандартизации, сертификации и метрологии? 2. Какую роль стандартизация играет при совместимости «изделие - составные части» и «человек - техника». 3. В рекламное агентство обратился представитель организации, которому необходимо разработать айдентику. Менеджер согласно прайс-листу обсчитал стоимость и стороны заключили договор. Дизайнер, основываясь на техническом задании, через неделю представил три варианта, один из них полностью удовлетворил потребности заказчика. - Напишите, что в этой ситуации является продукцией, услугой и работой. - Причем здесь стандартизация?
|
|||
|