Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Раздел 3. Статистические показатели



Раздел 3. Статистические показатели

Тема 3. 2. Расчет абсолютных, относительных и средних величин

Вид учебного занятия: практическое занятие

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала

Цели урока:

обучающие: систематизировать и обобщить знания по теме «Абсолютные и относительные показатели. Средние величины», повторить и закрепить ранее усвоенные знания, применить знания на практике с целью углубления и расширения усвоенных знаний.

развивающие: формировать, совершенствовать знания, умения и навыки, способствовать развитию внимания, теоретического и логического мышления, умения сравнивать и анализировать результаты работы.

воспитательные: воспитывать профессиональную направленность, чувство ответственности за результат коллективного труда, активность и самостоятельность в принятии решения.

Методическая цель: создать условия для усвоения знаний и способов деятельности студентов в системе, для формирования умений применять эти знания при решении стандартных и творческих задач.

Форма проведения урока: урок – зачет

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, методы моделирования ситуаций.

Формируемые понятия: абсолютные показатели, относительные показатели, средние величины, мода, медиана.

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент.

Проверка наличия обучающихся, их готовности к уроку.

2. Мотивация урока.

Сообщение темы и целей урока.

3. Актуализация знаний.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Фронтальный опрос.

1) В итоге сводки и группировки статистических данных получают обобщающие показатели, в которых отражаются результаты количественной стороны изучаемых явлений. Важной задачей статистики является построение статистических показателей. Что же такое статистический показатель?

2) На какие виды делятся статистические показатели? (абсолютные, относительные и средние).

3) Какие показатели называются абсолютными? Приведите пример.

4) Назовите типы статистических показателей (натуральные, стоимостные, трудовые). Какие показатели называются натуральными?

5) Какие показатели называются стоимостными?

6) Трудовые показатели.

7) Что такое относительные показатели?

8) Назовите разновидности относительных показателей (показатели планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, координации, сравнения, интенсивности, уровня экономического развития).

9) Что такое средние показатели?

10) Перечислите виды средних величин (средняя арифметическая простая, средняя арифметическая взвешенная, средняя гармоническая взвешенная, средняя гармоническая невзвешенная, средняя геометрическая).

11) Характеристиками средних величин является мода и медиана. Что такое мода?

12) Что такое медиана?

 

Пример 1. Имеется информация об объеме грузооборота млрд. т. предприятий г. Тюмени. Необходимо рассчитать абсолютные и относительные показатели (цепные и базисные)

Год Размер грузооборота, млрд. т.
2813, 10
2954, 50
2954, 90
3074, 76
3374, 97
3956, 60

 

 

Шаблон для решения

Год

Размер грузооборота, млрд. т.

Абсолютный прирост, млрд. т.

Коэффициент роста, %

Темп прироста, %

цепной базисный цепной базисный цепной базисный
2813, 10            
2954, 50            
2954, 90            
3074, 76            
3374, 97            
3956, 60            

 

 

Шаблон вывода:

за анализируемый период происходит увеличение/сокращение размера грузооборота на __________ млрд. т. (абсолютный прирост базисный за 2020г. ) или на __________ % (темп прироста базисный за 2020г. ). На увеличение размера грузооборота наибольшее влияние оказала увеличение в __________ г. (наибольшее значение абсолютного прироста за весь анализируемый период). В данный период происходит увеличение размера грузооборота на __________ млрд. т. (значение за указанный год) или на __________ % (темп прироста цепной за указанный год). Следует отметить, что наименьший рост размера грузооборота наблюдается в __________ г. (наименьшее значение абсолютного прироста за весь анализируемый период).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.