Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Собственно живопись.



Осваивать технику живописи по эмали надо начинать с изучения наложения мазка одной краской. Краску понемногу набирают на кисть, чуть-чуть смоченную скипидаром. Для тонкого мелкого рисунка краска должна быть суше, так как при жидкой краске в конце мазка может появиться капля, что не­желательно. Наоборот, для написания пейзажа, облаков, дали — краска должна быть жиже.

Во время работы изделие должно лежать на столе и придержи­ваться левой рукой. Правую руку кладут от локтя до кисти на стол, и движение осуществляется только движением пальцев или при проведении длинных линий — движением кисти руки. Это требует известного навыка, так как линия должна быть «дотянута» от начала до конца с одного раза. Неверно проведенную линию или мазок можно легко смыть скипидаром или стереть чистой тряпкой без ущерба для остальной композиции.

Необходимо учитывать, что все краски при правильном обжиге усиливают свой тон, т. е. становятся ярче, а иногда даже изменяют его. Следует иметь в виду, что далеко не все краски можно сме­шивать между собой для получения промежуточных оттенков.

Заключительным этапом живописи является роспись порошко­вым золотом. Подготовка золота (порошка) происходит аналогично краскам. Его насыпают на стекло и растирают неметаллическим (роговым, пластмассовым) шпателем с добавлением скипидара и скипидарного масла. После растирания золоту надо дать «выле­жаться». Пишут золотом так же, как и красками, и так же обжигают. После обжига порошковое золото становится матовым (коричне­вым). Для придания ему блеска его полируют агатовым карандашом (полировником).

 

Обжиг.

Эта последняя, заключительная, операция весьма ответ­ственна, и к ней необходимо относиться с особым вниманием. Обжиг должен осуществляться в муфеле, так как краски рассчита­ны на обжиг в окислительной среде с изоляцией от прямого воздействия открытого пламени. При обжиге на открытом огне краски чернеют и обесцвечиваются, так как происходит восстановление металлов из их окислов, являющихся красителями. Во время об­жига скипидарное масло выгорает, а флюс, содержащийся в краске, сплавляется с основой эмали, по которой произведена живопись. Все краски обжигают в интервале от 650 до 900°С, но прежде их просушивают в интервале 300—400° С.

При просушке образуется много газообразных продуктов от выгорания органических примесей, поэтому муфель не следует закрывать плотно (немного приоткрывают дверцу или смотровой глазок). Если это не выполняется, краски могут вспучиться, вскипеть и работа будет испорчена. Просушку проводят при температуре не выше 500°С, так как при 600—650° С расплавляются флюсы, содер­жащиеся в красках.

Обжиг желательно проводить быстро в горячей печи, но темпе­ратура не должна быть выше 900°С, а при обжиге расписных эма­лей по филигранному набору — не выше 800° С, так как иначе может расплавиться припой. Чем короче период обжига, тем сочнее и яр­че краски, так как при промедлении флюс (который легко плавится) может вступить во взаимодействие с красителем и эмалевой осно­вой, что не желательно и, кроме того, свинцовые соединения (и некоторые другие) выгорают (улетучиваются).

Сложные многоплановые композиции требуют многократных прописей и после каждой повторной прописи очередного обжига. Такой ступенчатый обжиг применяют и в тех случаях, если живопись ведут набором красок с разной температурой обжига. Вначале пи­шут и обжигают высокожгущиеся краски, а затем селеновые и зо­лотосодержащие краски, которые легко выгорают.

Охлаждать изделия после обжига можно быстро, так как цвет красок и их яркость от этого не изменяется.

 

При обжиге возможны следующие недостатки, вызываемые ошибками в работе:

 

 - недожог красочного слоя, который ведет к недостаточной прочности (механической), трещинам, осыпанию и т. п.;

 - пережог — к выгоранию красок и изменению цвета (бирю­зовые краски становятся серыми, пурпурные и розовые приобре­тают синеватый оттенок, жидкое золото теряет блеск и стирается).

- Слишком быстрый подъем температуры в муфеле приводит к вспучиванию и отслаиванию красок.

- При попадании паров воды в муфель (сырые подкладки, не прокаленные стенки нового муфеля) получается матовая поверхность, вместо блестящей.

 

Законченную живопись после обжига для прочности покрывают сверху легкоплавкой прозрачной эмалью — фондоном, которая защищает краски от механических повреждений и придает всему изделию блеск. Фондон накладывают и обжигают два-три раза.

Кроме чисто живописных эмалей, примером которых служат лиможские эмали XV и XVI вв., миниатюрные росписи московских и петербургских художников XVIII в., ростовские эмали и современ­ные работы (рис. 71), существуют еще расписные эмали, т. е. Живописные эмали по скани. Они представляют собой филигранные перегородчатые эмали, набранные в более светлой гамме, а затем прописанные эмалевыми красками. В этой технике выполнялись как более простые по форме изделия, например, тарелки, чаши (рис. 72), так и более сложные, состоящие из деталей, которые из­готовлялись отдельно (набирались, расписывались и обжигались), а потом собирались в одно целое (рис. 73). Эта техника была ши­роко развита и достигла высокого совершенства в XVII в. в Сольвычегодске и применяется в современных работах.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.