Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подготовительные работы.



 

Технология росписи по эмали.

 

Расписные и живописные эмали -  представляют собой тончайшую миниатюрную живопись эмалевы­ми красками на металлической основе. Эта техника имеет много общего с живописью по фарфору и выполняется теми же красками.

Современный технологический процесс живописи по эмали сво­дится к следующему: из тонкого медного листа изготовляют осно­ву изделия, на котором предполагается осуществить роспись (блю­до, тарелка или пластинка).

В прошлом изделие изготовляли вручную техникой дифовки, чеканки и монтировки; в настоящее время при серийном производ­стве изделий — посредством штампа. После соответствующей под­готовки (обезжиривание и травление) лицевую поверхность изделия, подлежащую росписи, покрывают тонким слоем эмали, которая служит фоном; обычно — это светлые тона (белый, голу­бой), однако, в прошлом, например, знаменитые французские лиможские эмали писались на темном фоне, чаще всего черном.

Оборотную сторону изделия (кото­рую не предполагается расписывать) покрывают контрэмалью, что­бы изделие не коробилось. Основную эмаль наносят обычным мокрым способом, следя за тем, чтобы слой был ровнее и тоньше, тщательно просушивают и обжигают. Эту операцию повторяют два-три раза, пока поверхность не станет совершенно гладкой и ровной. Подготовленное таким образом изде­лие поступает к эмальеру - живописцу, который переводит на него рисунок и приступает к живописи.

 

Живопись по эмали (финифть) требует от художника большого профессионального мастерства. Ее основные особенности заклю­чаются, во-первых, в том, что это — миниатюрная живопись — раз­меры ее небольшие и измеряются обычно всего лишь сантиметра­ми. Во-вторых, краски при обжиге изменяют свой первоначальный цвет и интенсивность, и живописец работает по воображению. Ра­бота облегчается использованием так называемой палитры, т. е. пластинки, на которой нанесены уже обожженные краски всех цве­тов с указанием номера и температуры обжига для каждой из них. Пользуясь такой палитрой, художник пишет сначала более тугоплав­кими красками и после их обжига использует легкоплавкие; это необходимо потому, что легкоплавкие краски при более высоких температурах выгорают и теряют цвет.

Завод-изготовитель выпускает краски под номерами в виде тон­кого порошка, который состоит из флюса (плавня) и собственно красителя, т. е. окисей того или иного металла (кобальта, хрома и т. п. ). В табл. 17 даны наиболее часто употребляемые в современ­ных условиях краски. Самые яркие и чистые тона отмечены звез­дочкой.

 

Процесс живописи делится на три этапа: подготовительные ра­боты; собственно живопись; обжиг.

 

Подготовительные работы.

К подготовительным работам, преж­де всего, относят приготовление красок. Для этого необходимо иметь толстое (лучше зеркальное) стекло, толщиной 4—5 мм и размером 40X40 см. Стекло отрезают, шлифуют края, затем на него насыпают чистый, мелкий кварцевый песок, смачивают водой и растирают курантом (плоским стеклянным или фарфоровым пес­тиком) до тех пор, пока поверхность стекла станет равномерно матовой. После этого песок смывают, стекло просушивают и протира­ют скипидаром.

 

Для того чтобы брать и насыпать сухие краски, пользуются шпа­телями, которые бывают стальными, роговыми и пластмассовыми. Пластмассовые наиболее удобны, так как при употреблении сталь­ных шпателей от них иногда в краску попадает железо, которое да­же в незначительных количествах портит цвет краски; особенно это относится к светлым тонам. Краски, которые применяют здесь, по существу, представляют собой те же легкоплавкие цветные эмали, тщательно растертые со скипидарным маслом и разбавленные ски­пидаром. Для этого заранее готовят скипидарное масло. Самый простой способ — это налить скипидар в широкий сосуд (например, в тарелку) и поставить его в теплое место, чтобы он испарялся и загустел. Но процесс этот медленный. Для того чтобы его уско­рить, можно составить друг на друга четыре-пять блюдец, а сверху поставить полный стакан скипидара и время от времени его допол­нять так, чтобы он почти переливался через край. Скипидар обла­дает способностью «сползать» вниз по стенкам стакана и при этом быстро испаряться и густеть; в это время в блюдцах скапливается скипидарное масло.

В стакане можно полоскать кисти, так как краска оседает на дно. Для приготовления краски небольшое количество сухого порошка насыпают на стекло, добавляют немного скипидарного масла и рас­тирают кругообразным движением куранта до тех пор, пока не бу­дет получена совершенно однородная масса. Густота краски долж­на быть такой, чтобы ее капля не растекалась по стеклу. Такая краска хорошо берется на кисть и не растекается по изделию.

Хорошие результаты можно получить, если растереть краску на скипидаре за одни сутки до работы и оставить ее на стекле; скипи­дар частично испарится, загустеет, и краска будет обладать всеми необходимыми свойствами.

Если краска долго лежала (несколько дней) и засохла, ее сле­дует вновь хорошо перетереть с добавлением скипидара. Кисти для этого употребляют беличьи или колонковые, малых номеров. Длинноволосовые тонкие кисти служат для проведения тонких, непрерывных линий, более толстые и короткие — для покрытия фона.

Подготовительные работы завершаются переводом рисунка на изделие. Различают три способа перевода:

 

1. Отпечатывание. Рисунок, выполненный карандашом (мяг­ким) на кальке, накладывают лицевой стороной на изделие и про­глаживают шпателем или обводят карандашом по линиям рисунка. Получается отпечаток, достаточно различимый. Следует учесть, что при этом способе получается обратное (зеркальное) изображение.

2. Припорох. Рисунок, выполненный на кальке, прокалывают с задней стороны иглой (тонкой), подложив под кальку кусок сукна. Затем угольным порошком при помощи суконного тампона делают припорох, проводя тампоном по контуру рисунка. Не следует про­водить тампоном дважды по одному месту.

3. Рисунок от руки. Обыкновенным карандашом от руки ри­сунок выполняют непосредственно на эмалевой заготовке, подле­жащей росписи. Карандаш ложится лучше, если поверхность эмали предварительно слегка покрыта скипидарным маслом.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.