|
|||
Подготовительные работы.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Технология росписи по эмали.
Расписные и живописные эмали - представляют собой тончайшую миниатюрную живопись эмалевыми красками на металлической основе. Эта техника имеет много общего с живописью по фарфору и выполняется теми же красками. Современный технологический процесс живописи по эмали сводится к следующему: из тонкого медного листа изготовляют основу изделия, на котором предполагается осуществить роспись (блюдо, тарелка или пластинка). В прошлом изделие изготовляли вручную техникой дифовки, чеканки и монтировки; в настоящее время при серийном производстве изделий — посредством штампа. После соответствующей подготовки (обезжиривание и травление) лицевую поверхность изделия, подлежащую росписи, покрывают тонким слоем эмали, которая служит фоном; обычно — это светлые тона (белый, голубой), однако, в прошлом, например, знаменитые французские лиможские эмали писались на темном фоне, чаще всего черном. Оборотную сторону изделия (которую не предполагается расписывать) покрывают контрэмалью, чтобы изделие не коробилось. Основную эмаль наносят обычным мокрым способом, следя за тем, чтобы слой был ровнее и тоньше, тщательно просушивают и обжигают. Эту операцию повторяют два-три раза, пока поверхность не станет совершенно гладкой и ровной. Подготовленное таким образом изделие поступает к эмальеру - живописцу, который переводит на него рисунок и приступает к живописи.
Живопись по эмали (финифть) требует от художника большого профессионального мастерства. Ее основные особенности заключаются, во-первых, в том, что это — миниатюрная живопись — размеры ее небольшие и измеряются обычно всего лишь сантиметрами. Во-вторых, краски при обжиге изменяют свой первоначальный цвет и интенсивность, и живописец работает по воображению. Работа облегчается использованием так называемой палитры, т. е. пластинки, на которой нанесены уже обожженные краски всех цветов с указанием номера и температуры обжига для каждой из них. Пользуясь такой палитрой, художник пишет сначала более тугоплавкими красками и после их обжига использует легкоплавкие; это необходимо потому, что легкоплавкие краски при более высоких температурах выгорают и теряют цвет. Завод-изготовитель выпускает краски под номерами в виде тонкого порошка, который состоит из флюса (плавня) и собственно красителя, т. е. окисей того или иного металла (кобальта, хрома и т. п. ). В табл. 17 даны наиболее часто употребляемые в современных условиях краски. Самые яркие и чистые тона отмечены звездочкой.
Процесс живописи делится на три этапа: подготовительные работы; собственно живопись; обжиг.
Подготовительные работы. К подготовительным работам, прежде всего, относят приготовление красок. Для этого необходимо иметь толстое (лучше зеркальное) стекло, толщиной 4—5 мм и размером 40X40 см. Стекло отрезают, шлифуют края, затем на него насыпают чистый, мелкий кварцевый песок, смачивают водой и растирают курантом (плоским стеклянным или фарфоровым пестиком) до тех пор, пока поверхность стекла станет равномерно матовой. После этого песок смывают, стекло просушивают и протирают скипидаром.
Для того чтобы брать и насыпать сухие краски, пользуются шпателями, которые бывают стальными, роговыми и пластмассовыми. Пластмассовые наиболее удобны, так как при употреблении стальных шпателей от них иногда в краску попадает железо, которое даже в незначительных количествах портит цвет краски; особенно это относится к светлым тонам. Краски, которые применяют здесь, по существу, представляют собой те же легкоплавкие цветные эмали, тщательно растертые со скипидарным маслом и разбавленные скипидаром. Для этого заранее готовят скипидарное масло. Самый простой способ — это налить скипидар в широкий сосуд (например, в тарелку) и поставить его в теплое место, чтобы он испарялся и загустел. Но процесс этот медленный. Для того чтобы его ускорить, можно составить друг на друга четыре-пять блюдец, а сверху поставить полный стакан скипидара и время от времени его дополнять так, чтобы он почти переливался через край. Скипидар обладает способностью «сползать» вниз по стенкам стакана и при этом быстро испаряться и густеть; в это время в блюдцах скапливается скипидарное масло. В стакане можно полоскать кисти, так как краска оседает на дно. Для приготовления краски небольшое количество сухого порошка насыпают на стекло, добавляют немного скипидарного масла и растирают кругообразным движением куранта до тех пор, пока не будет получена совершенно однородная масса. Густота краски должна быть такой, чтобы ее капля не растекалась по стеклу. Такая краска хорошо берется на кисть и не растекается по изделию. Хорошие результаты можно получить, если растереть краску на скипидаре за одни сутки до работы и оставить ее на стекле; скипидар частично испарится, загустеет, и краска будет обладать всеми необходимыми свойствами. Если краска долго лежала (несколько дней) и засохла, ее следует вновь хорошо перетереть с добавлением скипидара. Кисти для этого употребляют беличьи или колонковые, малых номеров. Длинноволосовые тонкие кисти служат для проведения тонких, непрерывных линий, более толстые и короткие — для покрытия фона. Подготовительные работы завершаются переводом рисунка на изделие. Различают три способа перевода:
1. Отпечатывание. Рисунок, выполненный карандашом (мягким) на кальке, накладывают лицевой стороной на изделие и проглаживают шпателем или обводят карандашом по линиям рисунка. Получается отпечаток, достаточно различимый. Следует учесть, что при этом способе получается обратное (зеркальное) изображение. 2. Припорох. Рисунок, выполненный на кальке, прокалывают с задней стороны иглой (тонкой), подложив под кальку кусок сукна. Затем угольным порошком при помощи суконного тампона делают припорох, проводя тампоном по контуру рисунка. Не следует проводить тампоном дважды по одному месту. 3. Рисунок от руки. Обыкновенным карандашом от руки рисунок выполняют непосредственно на эмалевой заготовке, подлежащей росписи. Карандаш ложится лучше, если поверхность эмали предварительно слегка покрыта скипидарным маслом.
|
|||
|