|
|||
О Боге. Этика СпинозыО Боге Вещи находятся в Боге. Он – действующая, созидающая природа (natura naturans) в противоположность совокупности конечных вещей. Деятельность Бога, ни от чего не завися, сама себя определяя, подчиняется внутренней необходимости, которая вытекает из природы Божества. Утверждает положение: «все, что есть, есть в Боге, а без Бога ничего не может существовать и не может быть представлено». философия Спинозы становится на почву самого решительного пантеизма – учения о полном единстве Творца и Мира. в божественной Первопричине. О душе Душа есть не что иное, как идея тела, а тело или движение – предмет, соответствующий известной идее. Всякой идее соответствует что-нибудь телесное; всякое тело существует и мыслится как идея. Отсюда вытекает, что порядок действия нашего тела по природе одновременен порядку действия души; так Спиноза решает в своей философии проблему отношения между духом и материей. Этика Спинозы В области человеческой нравственности Спиноза тоже видит во всем разумную необходимость. Спиноза отвергает свободу воли, он отрицает даже существование самой воли, которую отождествляет с разумом. Добра и зла в мировом процессе вовсе не существует; все действительное само по себе совершенно: добро и зло, активность и пассивность, могущество и бессилие – это лишь различия в степенях. Только та деятельность, которая зиждется на познании, может быть истинно нравственной. Только разум побеждает аффекты, только интеллектуальным путем достигаем мы блаженства. Жизнь духа заключается в мышлении, в стремлении к совершенному познанию, к постижению разумной необходимости. Делаем то, что нам нужно для познания – это и есть нравственность.
|
|||
|