Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





4. КОМПОЗИЦИЯ. . 5. МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ.



4. КОМПОЗИЦИЯ.  

 

В опере 7 картин.

 

1 картина. Экпозиция (то есть, занкомство, показ) основных действующих лиц. Среди них: сестры Ларины (Ольга и Татьяна), Ленского, Онегина.

 

2 картина. Целиком посвящена Татьяне. По краям – диалоги Татьяны с няней, а в центре - большая развернутая сцена непрерывного развития. Она состоит из нескольких эпизодов, которые описывают Характер Татьяны с разных сторон.

 

3 картина. Сцена в саду, объяснение Татьяны с Онегиным. По краям – хор «Девицы-красавицы».

 

4 Сцена провинциального бала в усадьбе Лариных, где происходит ссора Онегина и Ленского.

 

5. Трагическая сцена дуэли, смерть Ленского.

 

6. Сцена столичного бала. Где Онегин и Татьяна вновь встречаются, но уже в новых обстоятельствах.

 

7. Заключительная сцена в доме Татьяны, куда тайком пробирается Онегин. Татьяна отказывает Онегину, храня верность супругу: «Но я другому отдана и буду век ему верна»

 

5. МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ.

 

Важная черта всех опер Чайковского – органическое взаимодействие вокального и инструментального начал. Если так можно выразиться « симфонизация оперы ». Оркестр ведет, показывает мелодические темы в становлении и развитии. Часто оркестр досказывает за персонажей, раскрывает их тайные переживания, чувства. Например, в одном из заключительных диалогов Татьяны и Онегина оркестр играет тему любви, накладываясь на холодные, «светские» интонации вокальной партии героини. Это свидетельствует, что прежние чувства живы, Татьяна по-прежнему любит Онегина.

 

Мастерски используются различные инструментальные группы оркестра. Каждая несет свою образную нагрузку – выстраивается особая « драматургия тембров ».

 

Струнная группа – наибольшее значение. Это область лирики, внутренних переживаний. Теплый, трепетный тембр струнных очень для этого подходит.

 

Духовые инструменты – их холодный, прозрачный тембр используется в «Сцене рассвета» (2 картина) для показа образов природы.

 

Медные – используются в трагических моментах действия. Их звучание - зловещее, роковое.

 

В опере два пласта:

 

а) лирические сцены (ариии, монологи, сольные сцены, диалоги главных героев)

б) сцены быта (народные эпизоды, сцены бала)

 

6. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК.

 

Композитор опирается на «интонационный словарь той эпохи», он использует все богатство русской романсовой культуры. Это преимущественно городские интонации (не так как у кучкистов, работающих с крестьянским фольклором).

 

Для мелодий Чайковского характерна секстовость (часто взлет от V к III ступени). Композитор пользуется секвенциями, как главный приемом мелодического развития.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.