Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





- «Акцентуации характера и темперамента личности». (Г. Шмишек, К. Леонгард);



- «Акцентуации характера и темперамента личности». (Г. Шмишек, К. Леонгард);

- «Прогноз-2» (В. Ю. Рыбников);

- «Опросник суицидального риска» (Т. Н. Разуваева);

- «Методика определения суицидальной направленности» (Личностный опросник ИСН);

- «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орёл);

- «Формула темперамента» (А. Белов) и др.

- Проективные методики из серии «Говорящий рисунок» (З. Королёва).

В целях психодиагностического изучения и определения нервно-психической устойчивости, склонности к отклоняющемуся поведению, выявления агрессивности и преобладающего типа темперамента, а также индивидуально-личностных особенностей были применены следующие методики: «Модуль», «Девиантность» - как основные и взаимодополняющие, а также дополнительные: «Агрессивность», «Формула темперамента», а в качестве проверочных - проективне методики «Картинный тест» и «Рисунок несуществующего животного».

Методика «Модуль» и «Девиантность» - это модифицированные методики «Прогноз-2» (В. Ю. Рыбников) и «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орёл) вышедшие в свет с одобрения Научно- практического центра Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации под руководством Ю. Радченко.

Кроме того, апробированаабсолютно новая проективная методика, созданная по аналогии «Цветового теста» М. Люшера - экспресс-диагностика актуального психоэмоционального состояния военнослужащих, предназначенная для выявления лиц, склонных к девиантному поведению и социально-психологической дезадаптации «Картинный тест», разработанной в научно-практическом центре Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации. Автором методики является – кандидат психологических наук А. В. Воробьёв.

Данная тестовая батарея тестов, которая заимствована в электронном виде была адаптирована автором статьи к местным условиям войсковой части 2037 Пограничной службы КНБ РК. Авторы тестовой батареи: В. Кочетков - начальник группы (начальника психологической службы) отдела организации морально-психологического обеспечения 1 танковой армии ВС РФ и Н. Савельева - начальник группы психологической работы.

Так в июле месяце 2019 года в войсковой части 2037 с применением вышеуказанной тестовой батареи к психологическому тестированию было привлечено 127 военнослужащих по призыву. В ходе апробации двух взаимодополняемых методик: «Модуль» и «Девиация» выявлено, что число лиц с низкой нервно-психической устойчивостью (далее - НПУ) составило 30, 0% от всех обследуемых.

В ходе психодиагностических бесед установлено, что основными причинами низкой НПУ являются: отсутствие одного из родителя, воспитание у близких родственников в отрыве от родителей, многодетные семьи и семьи с низким социально- экономическим статусом, а также значимое попустительство в воспитании со стороны родителей.

Высокую НПУ имеют 15, 0% испытуемых и средний уровень НПУ составляет - 55, 0% опрашиваемых. Вместе с тем установлено, что лица с неудовлетворительной, (реже удовлетворительной) НПУ имеют высокую либо среднюю склонность к девиантному поведению. Как правило, лица с высокой НПУ имеют низкую склонность к отклоняющемуся поведению.

Стоит обратить внимание на то, что военнослужащие имеющие удовлетворительную НПУ и умеренные проявления склонности к девиантному поведению составляют основную, подавляющую массу обследуемых.

Итак, методика «Модуль» имеет две шкалы:

1 шкала - эмоционально-волевые нарушения;

2 шкала - личностные нарушения.

Методика «Девиантность» имеет также 2 шкалы:

1 шкала – девиация;

2 шкала - аддиктивное поведение.

Всё в совокупности даёт возможность определить какой фактор наиболее преобладает: - это индивидуально-личностные либо эмоционально-волевые нарушения и их степень возможного проявления. Кроме того, предположения на основе вышеперечисленных шкал в сочетании подтверждаются либо опровергается проективными методиками «Картинный тест» и «Рисунок несуществующего животного». В том случае, если сложно определить какой наиболее преобладает личностный или эмоционально-волевой фактор в возможном отклонении, то «16 факторный личностный опросник» Р. Б. Кеттелла позволит определить с наиболее высокой точностью. В качестве дополнения к изучению личностных нарушений допускается использовать методику «Акцентуации характера и темперамента личности». (Г. Шмишек, К. Леонгард).

Особое внимание необходимо обращать на сочетание шкал. В качестве дополнительных методик были применены: «Агрессивность» (А. Басс, А. Дарки), «Формула темперамента» (А. Белов). Сам процесс сдачи тестов испытуемыми в продолжительности по времени занимает в среднем до 2 часов с перерывом на 5-10 минут по желанию военнослужащих.

Результаты подсчета стенов отображены в виде таблицы:


п/п

ФИО

НПУ

СОП

Кеттелл

РНЖ

КТ

Басса-

Дарки

Темпер

Семья

Выводы

выс срд низ выс срд низ низ шкалы выс шкалы
1. Абаев А. Р. + - - - - + 1, 2, 3 4, 5, 6 адекватен - - С/Ф Полная, рос с родителями Противопоказаний нет
2. Ибраев Е. - + - - + - 7, 8 2, 3 Низкая самооценка, тревожный 2, 3, 8 шкалы ярко выражены ВА   Ф/М   Семья полная, родители работают Обратить внимание В хороший коллектив (подразделение)
3. Анетов С. - - + ЛН + Д - - 3, 4 1, 5, 6, 7 Агрессия 2, 3 шкалы высокие ФА, ВА Х/С Родите в разводе 8 лет. Включить в ГДН на контроль закрепить офицера
4. Адил Т. Е - - + ЭВН - + АП - 2, 7 5, 4 Тревога, замкнутость 8, 9 шкалы напряжение Пд Ф Рос у бабушки с 6 лет Эмоциональная поддержка, релаксация

 

Стэны 10-бальная шкала (стены) методики «Модуль» - (НПУ)
1-2 Высокая НПУ (1-й уровень НПУ) - характеризуется высоким уровнем поведенческой регуляции. При наличии других  положительных данных можно рекомендовать для службы на воинских должностях, требующих повышенной НПУ.
3-4-5 Хорошая НПУ (2-й уровень НПУ) – Характеризуется малой вероятностью нервно-психических срывов, адекватной самооценкой и оценкой окружающей действительности.
6-7 Удовлетворительная НПУ (3-й уровень НПУ) – Характеризуется возможностью умеренных нарушений психической деятельности, при значительных физических и психических нагрузках, сопровождающихся неадекватным поведением, самооценкой и (или) восприятием окружающей действительности.
8-9-10 Неудовлетворительная НПУ (4-й уровень НПУ) (НПН)- Характеризуется склонностью к нарушениям психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках. Очень высокая вероятность нервно-психических срывов.

 

 

стэны 10-бальная шкала (стены) методики «Девиантность»
1-2 Склонность к девиантному поведению не выявлена.
3-4-5 Низкая склонность к девиантному поведению.
6-7-8 Умеренные проявления склонности к ДП.
9-10 Высокая склонность к девиантному поведению.

 

Интегральная шкала методики «Картинный тест»

АН «Адаптационная незрелость» СИ «Стратегия избегания»
АС «Агрессивное состояние» СП «Стратегия протеста»
АТ «Аддиктивные тенденции» СР «Суицидальный риск»
ДС «Депрессивное состояние» КА «Коммуникации – агрессия»
НП «Неконструктивное противодействие» КЖ «Коммуникации – жертва»

    


Немаловажную роль в объективном изучении личности играет индивидуальная психодиагностическая беседа. На которой, в первую очередь, устанавливается эмоциональный контакт с военнослужащим, в разговоре на нейтральную тему определяется базовая линия поведения. Далее в вежливой форме, деликатно и осторожно задаются интересующие нам вопросы на основе данных полученных в результате тестирования наблюдаются реакции в поведении, разговоре, мимике и микрожестов. А то, в какой манере вести диалог, какие вопросы следует задавать, в какие моменты не желательно спрашивать о чём-либо, и как получать достоверную информацию устанавливается при помощи такого направления как «профайлинг».

После проведённого психологического тестирования и получения информации об обследуемых подготавливаются рекомендации командирам подразделений. Рекомендации психолог определяет в соответствии с физико-географическим расположением, временем года, сложившейся обстановкой в месте дислокации подразделения и характером выполняемых задач. Кроме того, учитывается состояние воинской дисциплины, стиль руководства офицерского состава и сплочённость воинского коллектива того или иного подразделения. Самым важным звеном в психолого-социологическом обеспечении является подбор и расстановка личного состава с учётом индивидуально-психологических особенностей. Так, например, военнослужащие с высокими морально-деловыми качествами и высокой НПУ направляются на наиболее сложные направления и места службы. Лица с низкими показателями психической активности направляются в места службы с более благоприятными условиями.

Что касается конкретных рекомендаций, то в отношении лиц, включённых в группу динамического наблюдения, предлагаются следующие рекомендации:

Офицерам (указывается подразделение) рекомендуется:

- установить доверительные отношения с военнослужащим;

- индивидуальную воспитательную работу строить с учётом индивидуальных особенностей, формировать чувство коллективизма, взаимного доверия и товарищества;

- проявлять внимательное и чуткое отношение к военнослужащему, уважение к его чувствам, мыслям, суждениям, предложениям и т. д.;

- не рекомендуется допускать в его адрес резких, оскорбительных высказываний, несправедливости, прилюдной критики;

- в случаях переутомления или моральной усталости ограничивать физические нагрузки, полное или частичное освобождение от несения службы;

- не рекомендуется назначать в одиночные или отдалённые наряды;

- на постоянной основе проводить профилактику НУПВ;

- информировать НОВСПиИР при отклоняющимся от нормы поведении.

При необходимости за отдельными военнослужащими закрепляются наставники из числа офицеров, либо старшие по возрасту военнослужащие по контракту, или наиболее добросовестные сослуживцы, друзья, однокурсники и т. д. За некоторыми лицами осуществляется постоянный контроль, наблюдение, в том числе скрытое.

Заключения военного психолога части с раскрытием индивидуально- психологических качеств военнослужащих, рекомендации, а также анализы наблюдений, бесед, опросов сослуживцев отражаются в дневнике изучения индивидуальных качеств военнослужащих (пед. дневник), что позволяет командирам подразделений получать объективную информацию о личном составе.

Методы психокоррекционнной работы с военнослужащими склонными к девиационному поведению в воинской среде.

Само психологическое изучение, выработка рекомендаций, перераспределение в воинский коллектив с благоприятным морально-психологическим климатом, забота офицеров и т. д. является профилактикой нервно-психических срывов. Но на этом работа военного психолога не заканчивается. Также необходимо психолого-педагогическое сопровождение специалистами – военными психологами военнослужащих по призыву до окончания службы. Работа планируется и организовывается, согласно руководящих документов, да и не только. Сам индивидуальный подход к каждому военнослужащему особенно тем, кто нуждается в эмоциональной теплоте, является процессом творческим. Одного конкретного метода психокоррекционной работы нет, но в совокупности она проводится не только военными психологами, но и окружающей средой. Как говорил Ж. Фреско: - среда определяет поведение человека, соответствующей его культуре, менталитета и особенностей понятий в малых группах людей (из цикла серий Венера). Так и в воинской среде существуют системные общие требований руководящих документов как общевоинские уставы, приказы, директивы и т. д. В этом и заключаются особенности прохождения воинской службы. В каждом подразделении командир (начальник) в рамках нормативно-правовой базы устанавливает систему взаимоотношений и взаимодействия при выполнении общих служебно-боевых задач. Военнослужащие по призыву прибыв в часть с привычной, комфортной среды обитания «гражданки» попадают в «рамки» установленные строгим распорядком и режимом воинской службы. Поэтому основным показателем психической активности является способность военнослужащих переносить физические и психические нагрузки. Военному психологу части как специалисту психолого- социологического обеспечения необходимо отслеживать динамику внутри коллективных и внутри личностных процессов военнослужащих и, в случае необходимости влиять не её изменение.

Заключение.

Применяемые методы психодиагностики при изучении НПУ и склонности к отклоняющемуся поведению реально показывают картину предрасположенности к правонарушениям среди военнослужащих, что продолжает иметь место и проявления в различной степени высоковероятно. Военный психолог части в своей компетенции с профессиональным подходом может помочь командирам подразделений выявить лиц склонных к различным правонарушениям, дать рекомендации, подобрать личный состав и оказать практическую помощь по сплочению воинского коллектива, но успех напрямую зависит от личной дисциплинированности командира (начальника) и состоянием воинской дисциплины в подразделении.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.