|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- «Акцентуации характера и темперамента личности». (Г. Шмишек, К. Леонгард); ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 - «Акцентуации характера и темперамента личности». (Г. Шмишек, К. Леонгард); - «Прогноз-2» (В. Ю. Рыбников); - «Опросник суицидального риска» (Т. Н. Разуваева); - «Методика определения суицидальной направленности» (Личностный опросник ИСН); - «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орёл); - «Формула темперамента» (А. Белов) и др. - Проективные методики из серии «Говорящий рисунок» (З. Королёва). В целях психодиагностического изучения и определения нервно-психической устойчивости, склонности к отклоняющемуся поведению, выявления агрессивности и преобладающего типа темперамента, а также индивидуально-личностных особенностей были применены следующие методики: «Модуль», «Девиантность» - как основные и взаимодополняющие, а также дополнительные: «Агрессивность», «Формула темперамента», а в качестве проверочных - проективне методики «Картинный тест» и «Рисунок несуществующего животного». Методика «Модуль» и «Девиантность» - это модифицированные методики «Прогноз-2» (В. Ю. Рыбников) и «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орёл) вышедшие в свет с одобрения Научно- практического центра Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации под руководством Ю. Радченко. Кроме того, апробированаабсолютно новая проективная методика, созданная по аналогии «Цветового теста» М. Люшера - экспресс-диагностика актуального психоэмоционального состояния военнослужащих, предназначенная для выявления лиц, склонных к девиантному поведению и социально-психологической дезадаптации «Картинный тест», разработанной в научно-практическом центре Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации. Автором методики является – кандидат психологических наук А. В. Воробьёв. Данная тестовая батарея тестов, которая заимствована в электронном виде была адаптирована автором статьи к местным условиям войсковой части 2037 Пограничной службы КНБ РК. Авторы тестовой батареи: В. Кочетков - начальник группы (начальника психологической службы) отдела организации морально-психологического обеспечения 1 танковой армии ВС РФ и Н. Савельева - начальник группы психологической работы. Так в июле месяце 2019 года в войсковой части 2037 с применением вышеуказанной тестовой батареи к психологическому тестированию было привлечено 127 военнослужащих по призыву. В ходе апробации двух взаимодополняемых методик: «Модуль» и «Девиация» выявлено, что число лиц с низкой нервно-психической устойчивостью (далее - НПУ) составило 30, 0% от всех обследуемых. В ходе психодиагностических бесед установлено, что основными причинами низкой НПУ являются: отсутствие одного из родителя, воспитание у близких родственников в отрыве от родителей, многодетные семьи и семьи с низким социально- экономическим статусом, а также значимое попустительство в воспитании со стороны родителей. Высокую НПУ имеют 15, 0% испытуемых и средний уровень НПУ составляет - 55, 0% опрашиваемых. Вместе с тем установлено, что лица с неудовлетворительной, (реже удовлетворительной) НПУ имеют высокую либо среднюю склонность к девиантному поведению. Как правило, лица с высокой НПУ имеют низкую склонность к отклоняющемуся поведению. Стоит обратить внимание на то, что военнослужащие имеющие удовлетворительную НПУ и умеренные проявления склонности к девиантному поведению составляют основную, подавляющую массу обследуемых. Итак, методика «Модуль» имеет две шкалы: 1 шкала - эмоционально-волевые нарушения; 2 шкала - личностные нарушения. Методика «Девиантность» имеет также 2 шкалы: 1 шкала – девиация; 2 шкала - аддиктивное поведение. Всё в совокупности даёт возможность определить какой фактор наиболее преобладает: - это индивидуально-личностные либо эмоционально-волевые нарушения и их степень возможного проявления. Кроме того, предположения на основе вышеперечисленных шкал в сочетании подтверждаются либо опровергается проективными методиками «Картинный тест» и «Рисунок несуществующего животного». В том случае, если сложно определить какой наиболее преобладает личностный или эмоционально-волевой фактор в возможном отклонении, то «16 факторный личностный опросник» Р. Б. Кеттелла позволит определить с наиболее высокой точностью. В качестве дополнения к изучению личностных нарушений допускается использовать методику «Акцентуации характера и темперамента личности». (Г. Шмишек, К. Леонгард). Особое внимание необходимо обращать на сочетание шкал. В качестве дополнительных методик были применены: «Агрессивность» (А. Басс, А. Дарки), «Формула темперамента» (А. Белов). Сам процесс сдачи тестов испытуемыми в продолжительности по времени занимает в среднем до 2 часов с перерывом на 5-10 минут по желанию военнослужащих. Результаты подсчета стенов отображены в виде таблицы:
Немаловажную роль в объективном изучении личности играет индивидуальная психодиагностическая беседа. На которой, в первую очередь, устанавливается эмоциональный контакт с военнослужащим, в разговоре на нейтральную тему определяется базовая линия поведения. Далее в вежливой форме, деликатно и осторожно задаются интересующие нам вопросы на основе данных полученных в результате тестирования наблюдаются реакции в поведении, разговоре, мимике и микрожестов. А то, в какой манере вести диалог, какие вопросы следует задавать, в какие моменты не желательно спрашивать о чём-либо, и как получать достоверную информацию устанавливается при помощи такого направления как «профайлинг». После проведённого психологического тестирования и получения информации об обследуемых подготавливаются рекомендации командирам подразделений. Рекомендации психолог определяет в соответствии с физико-географическим расположением, временем года, сложившейся обстановкой в месте дислокации подразделения и характером выполняемых задач. Кроме того, учитывается состояние воинской дисциплины, стиль руководства офицерского состава и сплочённость воинского коллектива того или иного подразделения. Самым важным звеном в психолого-социологическом обеспечении является подбор и расстановка личного состава с учётом индивидуально-психологических особенностей. Так, например, военнослужащие с высокими морально-деловыми качествами и высокой НПУ направляются на наиболее сложные направления и места службы. Лица с низкими показателями психической активности направляются в места службы с более благоприятными условиями. Что касается конкретных рекомендаций, то в отношении лиц, включённых в группу динамического наблюдения, предлагаются следующие рекомендации: Офицерам (указывается подразделение) рекомендуется: - установить доверительные отношения с военнослужащим; - индивидуальную воспитательную работу строить с учётом индивидуальных особенностей, формировать чувство коллективизма, взаимного доверия и товарищества; - проявлять внимательное и чуткое отношение к военнослужащему, уважение к его чувствам, мыслям, суждениям, предложениям и т. д.; - не рекомендуется допускать в его адрес резких, оскорбительных высказываний, несправедливости, прилюдной критики; - в случаях переутомления или моральной усталости ограничивать физические нагрузки, полное или частичное освобождение от несения службы; - не рекомендуется назначать в одиночные или отдалённые наряды; - на постоянной основе проводить профилактику НУПВ; - информировать НОВСПиИР при отклоняющимся от нормы поведении. При необходимости за отдельными военнослужащими закрепляются наставники из числа офицеров, либо старшие по возрасту военнослужащие по контракту, или наиболее добросовестные сослуживцы, друзья, однокурсники и т. д. За некоторыми лицами осуществляется постоянный контроль, наблюдение, в том числе скрытое. Заключения военного психолога части с раскрытием индивидуально- психологических качеств военнослужащих, рекомендации, а также анализы наблюдений, бесед, опросов сослуживцев отражаются в дневнике изучения индивидуальных качеств военнослужащих (пед. дневник), что позволяет командирам подразделений получать объективную информацию о личном составе. Методы психокоррекционнной работы с военнослужащими склонными к девиационному поведению в воинской среде. Само психологическое изучение, выработка рекомендаций, перераспределение в воинский коллектив с благоприятным морально-психологическим климатом, забота офицеров и т. д. является профилактикой нервно-психических срывов. Но на этом работа военного психолога не заканчивается. Также необходимо психолого-педагогическое сопровождение специалистами – военными психологами военнослужащих по призыву до окончания службы. Работа планируется и организовывается, согласно руководящих документов, да и не только. Сам индивидуальный подход к каждому военнослужащему особенно тем, кто нуждается в эмоциональной теплоте, является процессом творческим. Одного конкретного метода психокоррекционной работы нет, но в совокупности она проводится не только военными психологами, но и окружающей средой. Как говорил Ж. Фреско: - среда определяет поведение человека, соответствующей его культуре, менталитета и особенностей понятий в малых группах людей (из цикла серий Венера). Так и в воинской среде существуют системные общие требований руководящих документов как общевоинские уставы, приказы, директивы и т. д. В этом и заключаются особенности прохождения воинской службы. В каждом подразделении командир (начальник) в рамках нормативно-правовой базы устанавливает систему взаимоотношений и взаимодействия при выполнении общих служебно-боевых задач. Военнослужащие по призыву прибыв в часть с привычной, комфортной среды обитания «гражданки» попадают в «рамки» установленные строгим распорядком и режимом воинской службы. Поэтому основным показателем психической активности является способность военнослужащих переносить физические и психические нагрузки. Военному психологу части как специалисту психолого- социологического обеспечения необходимо отслеживать динамику внутри коллективных и внутри личностных процессов военнослужащих и, в случае необходимости влиять не её изменение. Заключение. Применяемые методы психодиагностики при изучении НПУ и склонности к отклоняющемуся поведению реально показывают картину предрасположенности к правонарушениям среди военнослужащих, что продолжает иметь место и проявления в различной степени высоковероятно. Военный психолог части в своей компетенции с профессиональным подходом может помочь командирам подразделений выявить лиц склонных к различным правонарушениям, дать рекомендации, подобрать личный состав и оказать практическую помощь по сплочению воинского коллектива, но успех напрямую зависит от личной дисциплинированности командира (начальника) и состоянием воинской дисциплины в подразделении.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|