|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Во время выполнения этих упражнений ребёнок одновременно произносит автоматизируемый звук. Звук можно произносить громко и тихо, быстро и медленно, длительно и отрывисто. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять. «Лягушка». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. «Стул». Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Потом — одновременная смена положений рук. По мере усвоения — движения ускорять. «Стол». Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. ). Потом — одновременная смена положений рук. По мере усвоения — движения ускорять. Массаж (самомассаж). Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец. «Щелчки». Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному. Затем палец отпускают, и он с силой падает вниз. На каждый щелчок назвать слоги или предметы с автоматизируемым звуком. «Ладушки». Классический вариант. Вариант ладонь – кулак. Усложнение задачи: хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», хлопок с партнером «правая — левая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. «Класс – заяц». Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость. «Нос-ухо» Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос. «Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время « забиваем молотком гвозди» «Кулачок — ладошка». Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка. Во время выполнения данных упражнений ребёнок проговаривает звуки, слоги или слова с автоматизируемым звуком. Сначала все упражнения выполняются медленно. В дальнейшем темп можно постепенно увеличивать.
«Скажи и покажи». Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками. Используется для автоматизации или дифференциации различных звуков. «Скажи и покажи нужной рукой». Используется для дифференциации оппозиционных звуков. Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками (если в слове есть звук [С], движение выполняется правой рукой, если в слове есть звук [Ш], движение выполняется левой рукой).
Дополнительным усложнением в данных играх может стать одновременной использование символов «Молчу — шепчу — кричу». Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.
Цветные дорожки Н. Коняхиной. Шагая пальчиками по дорожкам заданного цвета ребёнок проговаривает отрабатываемый речевой материал. Одновременное использование с нейропсихологическими упражнениями фонетических ритмо-рифмовок также способствует повышению интереса детей к занятиям, и соответственно повышает эффективность проводимой работы. Занятия необходимо проводить систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий. Литература Уварова Т. Б. Фонетические ритмо-рифмовки для коррекционной работы. – М. : АРКТИ, 2019. – 72 с. Группа в ВК https: //vk. com/club152635295
Рифмовка на звук [Л] Лама, лодка, лак, ладошка. Лампа, лук, лопата, ложка. Лыжи, лужа, лапа, локоть. Лось, луна, ладья и лошадь.
Рифмовка на звук [Р]
Раковина, рак, ракетка. Роза, радуга, розетка. Рыба, радио, ромашка. Рот, ракушка, рог, рубашка.
Шаблон для самостоятельного создания цветных дорожек. Даю детям самостоятельно раскрашивать.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|