|
|||
Итоги урока.. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.. Премудрый карасик. ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.. “Премудрый пескарь” (1883 г.) ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Итоги урока. 1. Выводы по уроку записать в рабочих тетрадях: Итак, в сказке “Премудрый пескарь” содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете, кроме собственной персоны, рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла; житейская “премудрость” умерщвляет в людях ум, честь, совесть. Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Премудрый карасик А. Прокофьев Плывешь, премудрый мой карасик? Который год? Опять лениво заметался, Потом лежишь в унылом тлене, Прошу тебя, карасик милый, И протолкни скорей беседу, ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. “Премудрый пескарь” (1883 г. ) Одна писательница 70-х годов называла Щедрина “великим учителем в искусстве проводить положительные идеалы в отрицательной форме”. Это искусстве в полном блеске проявилось в сказке “Премудрый пескарь” С горькой насмешкой рисует сатирик образ до смерти перепуганного обывателя, “остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет”. В этой сказке ставятся исключительно важные — и не только для эпохи Щедрина — философские проблемы: в чем смысл жизни и назначение человека? К каким идеалам он должен стремиться, как жить? Подчеркивая связь сказки с реальной действительностью, Щедрин и здесь соединяет элементы фольклорной речи с современными понятиями. Автор употребляет обычный зачин (“Жил-был пескарь”), традиционные обороты (“ни в сказке сказать, ни пером описать”, “стал жить да поживать”), народные выражения (“думу думает”, “ума палата”, “откуда ни возмись”), просторечия (“распостылая”, “погублять”). И на этом фоне неожиданно звучат слова: “жизнью жуировать”, “будет моцион делать”, “отрекомендуется”, “жизненный процесс завершает” и др О пескаре автор говорит как о рыбе, да вдруг и “проговорится”: “Был он пескарь просвещенный, умеренно-либеральный... ” Пескарь, как и следует мелкой рыбешке, боится щуки, рака, уды, боится попасть в уху, мечтает полакомиться комаром или мухой, живет “то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке” Рыба как рыба. И вдруг узнаем, что он “жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется... ” Стоит задуматься над таким вопросом: почему сатирик прибегает к иносказанию и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделенную обывательскими чертами? Только ли здесь стремление обмануть цензуру? Вспомним сказку “Дикий помещик”: там ведь действуют люди. Дело в том, что образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя. К тому же есть старая поговорка: “Молчит как рыба”. Щедрин приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает, что человеку присущ” “рыбьи” черты. Вся биография пескаря сводится к краткой формуле: “Жил — дрожал и умирал — дрожал”. Иная жизненная программа раскрывается в вопросах, возникающих в уме умирающего пескаря: “Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал о нем? кто об его существовании вспомнит”. Созданные средствами эзопова языка щедринские образы рыб, животных, птиц стали нарицательными.
|
|||
|