|
|||
Чувство личного видения. Новый творческий методЧувство личного видения «Импрессионизм – система в живописи, заключающаяся в простом и непосредственном воспроизведении впечатления таким, каким оно физически воспринято художником». Такое толкование с научных позиций дал новому живописному направлению французский Большой универсальный словарь в 1878 году. Самый глубокий смысл произведенной художниками-импрессионистами революции заключался в их остром чувстве современности, в чувстве нового в утверждении в искусстве индивидуального личного видения. Они постигли такие аспекты реальной жизни, которые прежде не замечались. Открытия художников обновили и возродили язык живописи. Импрессионизм произвел настоящий переворот в восприятии человеком внешнего мира и понимания прекрасного. На своих картинах художники изображали реальный мир и природу точнее и конкретнее, чем это делали до них. Эстетическая программа импрессионистов, их художественные принципы содержали в себе новую красоту, которая была во всем противоположна официальной, догматической идеологии и эстетике. Академизм был очень живуч. На протяжении столетий он ловко приспосабливался к новым обстоятельствам жизни, а на защите его стояла нерушимая цитадель – Академия изящных искусств. Молодое и прогрессивно настроенное поколение художников повело активную борьбу за утверждение своей новой эстетики против незыблемых канонов классицизма, против красоты академической. Новый творческий метод Импрессионизм породил новый творческий метод – живопись на пленэре (от франц. en plein air – «на свежем воздухе»), живопись на открытом воздухе. Метод, когда картина от первого и до последнего мазка делалась на природе, на воздухе, при естественном освещении. В этом случае промежуточная стадия работы – эскиз – свою необходимость полностью утрачивала. Таким образом, в живопись проникло то, что прежде не умели видеть или сознательно не хотели замечать, считая антиэстетическим. Этот метод дал возможность увидеть природу во все ее многообразии, в изменчивости многоцветности. А в результате в совершенно ином взаимодействии с окружающим миром предстал и живущий в нем человек. Работая на пленэре, художники впрямую зависели от солнца. Поэтому они ускорили процесс работы над картиной: за сеанс нужно было запечатлеть сиюминутное, зафиксировать не только преходящий миг, но и смену одного мгновения другим. А это значит, что в структуру картины вошло время. До импрессионизма живопись знала три измерения: высоту, длину и глубину. Введение в искусство живописи понятия времени стало важнейшим эстетическим открытием французского импрессионизма. По своей природе живопись импрессионистов носит созерцательный характер. Это кардинально отличает ее от французского академизма и особенно русского реализма 1860-70-х г. г., где царили повествовательность и психологизм, глубина постижения социально-исторической действительности.
Опираясь в основном на традиции пейзажной живописи импрессионисты противопоставили условности официального салонного искусства красоту повседневной жизни, неомраченной и счастливой в их восприятии. В излюбленных ими жанрах (пейзаж, многофигурная композиция, жанровые сценки) они стремились передать свои мимолетные впечатления от окружающего мира. Ценя значение непредвзятого взгляда на жизнь они изображали ее как полную естественной поэзии, где человек находится в единстве с окружающей средой, вечно изменчивой, поражающей богатством и сверканием чистых, ярких красок (сценки на улице, в кафе, зарисовки воскресных прогулок и т. п. ). Вот основные черты мироощущения импрессионизма: · индивидуальным субъективным переживанием художника; · умением мастера принять любое явление как выражение высшей красоты бытия; · восхищению художника жизнью; · пафос наслаждения живой гармонией окружающего мира; · умение чувствовать радость в обычной текущей жизни; · желание передать в живописи состояние неомраченного счастья
|
|||
|