Лекция. Тема: Роль театральной педагогики в социализации подрастающего поколения.
Время: 1, 5ч Учебная цель: Основные понятия:
Вопросы: 1. Театральная деятельность как путь ребенка в общечеловеческую культуру. 2. Деятельность педагога-режиссера. 3. Социализация подрастающего поколения. Ход работы: 1. Театральная деятельность как путь ребенка в общечеловеческую культуру. Движущей силой прогресса XXI века сталаличность, индивидуальность человека. Многовариантность сегодняшнего мира, взаимопроникновение общественных групп, наций, экономических моделей развития все дальше уходят от четких схем деления общества, характерных для человечества XX века. Личность в истории всего человечества все больше становиться доминирующей в самых массовых процессах и движениях. Основные принципы театральной педагогики как одной из самых творческих по своей природе совпадают с культуротворческими принципами. Поскольку роль театральной педагогики заключается в том, чтобы раскрыть и сформировать развитую гармоническую личность ученика, театральный педагог стремится сконструировать систему взаимоотношений таким образом, чтобы организовать доступные условия для эмоционального проявления, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы. Театр сегодняшнего дня может выявлять и подчеркивать индивидуальность, неповторимость и единственность человеческой личности, при чем независимо от того, где эта личность находиться на сценической площадке или же в зрительном зале. По мнению О. А. Лапиной связывая прошлое, настоящее и будущее время, в единый целостный опыт человечества, театр может найти ответы на неизменные и вечные вопросы которые интересует человечество на протяжении всего своего существования: « «Кто мы? », «За чем и для чего живем на Земле? ». Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: «Вот так мы ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай – и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть, на самом деле и каким ты можешь и должен стать» ». Кроме того, театр может быть уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием новых, непознанных и неизвестных граней современности. Театральное искусство дает возможность усваивать не только в теоретическом аспекте, но и в практике нравственные и научные истины, учит быть самим собой, перевоплощаться в героя и проживать разнообразное множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Таким образом, театральная деятельность – это путь ребенка в общечеловеческую культуру, путь к нравственным ценностям своего народа. На сегодняшний день одна из основных форм театрального искусства в школьном образовании – это драматический кружок, который существует не по законам образовательного стандарта, а как самостоятельный «орган» художественного искусства. В нем учувствуют талантливые, одаренные, интересующиеся театром дети. Доминирующим результатом занятий театральным искусством является: уверенность в себе, утверждение себя как личности. Театральные занятия, дают детям еще одну неоценимую возможность – возможность самовыражения, которая в их возрасте является особенно важной, тем более, если она по тем или иным причинам не может проявить себя ярко в чем-то другом, например в спорте. Посещая театральные занятия, учащиеся удовлетворяют свои нравственные и эстетические потребности. Театральное искусство дает ученикам такие неоценимые приоритеты, как: - уверенность в себе, умение рассуждать, утверждение как личности; - приобретение навыков коллективного общения, необходимого детям в последующей взрослой жизни; - воспитание в себе чувство ответственности и самостоятельности; -приобретение творческого самовыражения, реализацию индивидуальных способностей каждого; - соприкосновение через игру с явлениями реальной действительности, переживаниями, которые наполняют его богатым содержанием и надолго оставляют след в его памяти; - развитие задатков и творческих качеств детей: внимание, быстроту реакции, находчивость, альтруистичность, фантазию и воображение, пластику тела, речь и многое другое со знаком «+»; - приучение детей к дисциплине и самодисциплине; - формирование вкуса, воспитание чувства меры, способности анализировать, отличать истинное, высокое от пошлого и фальшивого, а также давать верную объективную оценку своим возможностям, навыкам и своему труду; - расширение кругозора, которое обеспечивает дополнительные знания о жизни. Школьная театральная педагогика – это междисциплинарное направление, появление которого обусловлено рядом социокультурных и образовательных факторов. Так как именно в школьной «атмосфере» формируется личностное становление самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение своим телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, которые необходимы человеку для перспективного успеха в любой сфере деятельности. Самым универсальным средством развития личности, личностных способностей человека является именно театрально-эстетическая деятельность, которая органично включается в образовательный процесс.
2. Деятельность педагога-режиссера. Каково же содержание понятия «Школьная театральная педагогика»? Являясь частью театральной педагогики и существуя по ее законам, она преследует иные цели и задачи, среди которых ведущей не является профессиональная подготовка актеров и режиссеров. Школьная театральная педагогика воспитывает личность ученика средствами театрального искусства. Школьный театр предстает как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающей жизненный мир, познаваемый формирующейся личностью. Педагог-режиссер – это особая проблема современной школы. Театр – это единственный вид искусства в школе, который в последнее время был лишен профессиональных специалистов. С появлением театральных классов, факультативов, внедрением театральной педагогики в общеобразовательные процессы, стало видно, что школьное образовательное учреждение не сможет обойтись без профессионала умеющего работать с детьми в области театрального искусства. Деятельность педагога-режиссера определяется его позицией, которая постепенно развивается от позиции педагога-организатора в начале и до соратника-консультанта на более высоком уровне развития коллектива, представляя в каждый момент, определенный синтез разных позиций. В постоянных спорах, кем должен быть руководитель школьного театра: педагогом или режиссером, как правило, нет антитезы. Если говорить о театральной педагогике в высших театральных учебных заведениях, то тут существуют более широкие и углубленные тенденции изучения театра. Здесь присутствуют свои определенные законы, нормативы, требования, правила, критерии оценивания – которые характерны именно для высших театральных учебных заведений. В театральном образовании нового времени можно выделить преимущественно два главных доминирующих направления, которые взаимно сосуществуют в учебном процессе. Из первого направления, можно отметить, что технологическая подготовка актеров и режиссеров углубляется и совершенствуется, а с другой стороны учитываются не количественные, а качественные показатели. Сегодняшней уровень преподавания практических дисциплин в современной театральной школе России, динамично развивается и совершенствуется, отвечает всем реалиям новейшего времени. Музыкальное искусство как одно из выразительных средств театра, является неотъемлемым элементом сегодняшнего спектакля. Актер нового тысячелетия должен и обязан владеть всем арсеналом своих выразительных средств – это тело, голос, вокал, танец, акробатика, пластика, пантомима, умение играть на музыкальных инструментах. Весь этот арсенал навыков востребован в современном театре в полной мере. Так же возросли и требования к внутренней психотехнике актера. Различные психотехнические тренинги, методики, владения внутренним миром стали обязательной и неотъемлемой частью современного театрального образования. Воспитательный и двунаправленный подход к будущему артисту – это основа сегодняшней стратегии театрального образования. Не количественные, а качественные показатели должны быть мерилом педагогической деятельности. Театральный вуз должен, прежде всего, оцениваться не потому, сколько он выпустил артистов, а потому, насколько они оснащены технологически и насколько индивидуальны, его дипломированные специалисты и бакалавры. Таким образом, актер нового тысячелетия должен быть неповторимой, уникальной личностью в совершенстве владеющий технологическими навыками своего искусства. Именно такой двунаправленный педагогический процесс должен стать основой современных учебных программ, методических разработок, а так же подхода к воспитанию. Ацент на личность, на воспитание индивидуальности должен доминировать сегодня во всех сферах педагогики. Общеобразовательная школа без такого подхода превращается в нечто бесформенное, когда коллективистических ценностей советского периода уже нет, а персонального воспитания человека еще нет, и не предвидится. В области же школы профессиональной - и средней специальной, и высшей – современная действительность настойчиво подталкивает к переходу от количества к качеству. Всегда воспевалось коллективное творчество, а сегодня это требование личной неповторимости, базирующейся на высочайшей профессиональной технике, становится не просто желательным, а единственно возможным для реализации своей жизни в искусстве. Как видно, приобщение к театру, начиная со школьных лет, дает возможность учащимся понять и осознать для себя, что театральное воспитание – это богатый духовный пласт. В начале XXI века занятия в школьном театре по-прежнему являются одним из наиболее предпочитаемых увлечений подрастающего поколения России. Об этом свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования в школах страны. Конечно, теперь у школьников есть много привлекательных видов досуга – ТВ, видео, компьютер, Интернет, но живое общение друг с другом посредством сценического слова, театрального действия остается незаменимым. Именно школьные подмостки способствуют тому, чтобы юный человек не просто запоминал и за тем автоматически воспроизводил знания, которые дает школа, а умело применял эти знания на практике – блистал эрудицией, хорошей памятью, умел ориентироваться в мире информации, добывал самостоятельно знания, рационально подходил к процессу познания. Вспомним слова Н. В. Гоголя: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь… Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Театральное искусство развивает многогранную личность нового времени. Театр дает личности весь арсенал «оружий», которые не обходимы в современном социуме – это уверенность в себе и своих силах, ответственность за свои поступки, умение отстаивать свою точку зрения и т. д. Именно такая гармоничная личность и будет востребована в обществе нового времени
3. Социализация подрастающего поколения. Одной из важных проблем для современного общества является социализация подрастающего поколения. Сегодня уже никто не сомневается- нынешним детям предстоит жить в мире существенно отличном от того, в котором жили их родители и воспитатели. Поэтому так актуален вопрос об изменении содержания и стиля социализации подрастающего поколения. Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования. Наиболее распространенным определением является следующее: «Социализация – это процесс становления личности, обучение и усвоение индивидом ценностей, норм, установок образцов поведения, присущих данному обществу, при котором происходит адаптация в среде и постигается наука создавать новое, преобразуя самих себя, окружающий мир».
Таким образом, сущность социализации можно определить как двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны - усвоение подростками социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны - процесс активного воспроизводства подростками системы социальных связей за счет активной деятельности, динамичного включения в социальную среду. Подрастающее поколение не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки и ориентации.
Социализация – процесс становления личности, который осуществляется в различных сферах: деятельности, общении, самосознании; способность ориентироваться на общество, точно его воспринимать, преодолевать житейский уровень восприятия действительности. В результате происходит расширение и умножение социальных связей учащихся с внешним миром, что является главным условием социализации личности.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.
Что такое драматургический материал? Это ситуация с определённым конфликтом, который герои пьесы пытаются разрешить разными способами. Актёры – исполнители. Для того чтобы донести до зрителя радость, боль, страдания, счастье и многие другие эмоции и переживания, требуется не только актёрское мастерство, а гораздо больше – личное отношение актёра ко всему, чтои происходит в пьесе. Учащиеся стараются не проиграть, а учатся проживать жизнь своих героев. Что развивает в них чувственную, духовнуюсферу, помогает определиться в нравственных ценностях. Специфика театра – учит умению мыслить, сопереживать, брать ответственность за свои поступки, способствует накоплению жизненного опыта. Как правило, после просмотра удачных спектаклей начинается ажиотаж желающих стать актёрами школьного театра. Причина одна – зрители видят на сцене своих сверстников и узнаваемых учеников своей школы старших, средних или младших классов, которые умеют нечто такое, что отличает их от других. У каждого свои причины прихода в студию: стать популярным в глазах окружающих, доказать самому себе: «Они могут, и я смогу», избавиться от комплексов и самоутвердиться для самого себя и окружающих. Да, театральный коллектив открыт для всех желающих. Нет никакого кастинга или отбора самых талантливых – принимаются все, остаются те, кому это по-настоящему необходимо и те, у которых не погас интерес к театральному делу. И важную роль в заинтересованности и успехе ребят в театральном деле, играет режиссёр-педагог. Именно его личные и профессиональные качества являются главной опрой для неугасающего интереса ребят.
Тех, кто приходит в театральный коллектив и остаётся в нём до окончания школы, а иногда и дольше, добровольно посещают репетиции, учать огромные тексты, испытывають незабываемые волнения во время выступлений. И на все трудности дети идут сознательно, потому что это становится неотъемлемой частью их жизни, наполняет смыслом, вдохновляет. В школьном театре занимаются не всегда те, кто обязательно хочет связать свою жизнь с профессиональным театром, но и те, кто хочет саморазвития, познания в искусстве сценического мастерства. А театральны педагог им в этом помогает, открывает для них чудесный мир театра. Необходимо учитывать, что театральный коллектив – это не театральный институт, где готовят профессиональных актёров. Это место, где педагоги, помогают развить творческий потенциал ребёнка, раскрыть его актёрские способности, дают каждому ребёнку возможность познать и проявить себя, сопоставляя его внутреннее состояние и характер играемого им персонажа. Ребёнок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействовать при этом фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Вывод: включение в театрализацию стимулирует способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Любители школьного театра, а также аматорского искусства проникают в глубины театрального действа, понимая, что оно призвано развивать способности и задатки, коммуникативность, взаимодействие в коллективе, развивать кругозор, прививает любовь к литературе и другим видам искусства. Но самое важное – социализация подрастающего поколения посредством театральных представлений. Влияние на мировоззрение юных театралов и зрителей, которое заставляет гораздо глубже взглянуть на жизненные проблемы, учит сопереживать персонажам постановок, воспитывает более чуткое, отзывчивое и доброе отношение к окружающим.
Вопросы для самоконтроля: 1. Расскажите о значении роли театральной педагогики в процессе воспитания личности. 2. Что такое социализация личности?
3. Расскажите о роли театральной педагогики в социализации подрастающего поколения.
Литература Основная: 1. Попов, Е. Б. Основы педагогики [Электронный ресурс]: учебное пособие для слушателей магистратуры / Е. Б. Попов. — Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, 2015. — 112 c. — Режим доступа: http: //www. iprbookshop. ru/40211. html
2. Толшин, А. В. Импровизация в обучение актера: учебное пособие / А. В. Толщин. – М.: Планета музыки, 2014. – 160 с.
|