III. АКЦЕНТЫ. IV. ДИНАМИКА. НЕПОДВИЖНЫЕ НЮАНСЫ. ПОДВИЖНЫЕ НЮАНСЫ. Детонация -. Дистонация -
III. АКЦЕНТЫ
Акцент-
| (от лат. accentus- ударение), - внезапное выделение, подчёркивание звука или аккорда.
Виды акцентов:
| 1. Динамический -
| внезапное усиление динамики с последующим спадом: >, ^, sf (сфорцандо), fp (фортепиано).
| 2. Ритмический -
( агогический
акцент)
| «оттягивание» наиболее важных по смыслу звуков, аккордов, слогов. Так называемые слабые окончания за этот счёт сокращаются. Зачастую ритмические (агогические) акценты обозначаются композиторами при помощи знака tenuto (-). Например:
| 3. Тембровый -
| введение неожиданной окраски звука.
| 4. Дикционный –
| подчёркивание наиболее важного по смыслу слова или слога при произнесении текста.
|
IV. ДИНАМИКА
Динамика -
| совокупность явлений, связанных с громкостью – силой звучания.
| Нюансы -
| динамические оттенки звука. Бывают 2-х видов: неподвижные и подвижные.
|
НЕПОДВИЖНЫЕ НЮАНСЫ
Forte (ƒ )
| [фό ртэ]
| Громко
| Piano (p)
| [пиá но]
| Тихо
| Mezzo forte (mƒ )
| [мэццо фортэ]
| умеренно громко
| Mezzo piano (mp)
| [мэццо пиано]
| умеренно тихо
| Fortissimo (ƒ ƒ )
| [фортиссимо]
| очень громко
| Pianissimo (pp)
| [пианиссимо]
| очень тихо
| Subito forte (sub. ƒ )
| [сý бито фортэ]
| внезапно громко
| Subito piano (sub. p)
| [сý бито пиано]
| внезапно тихо
| Sempre forte (semp. ƒ )
| [сэмпрэ фортэ]
| всегда, всё время громко
| Sempre piano (semp. p)
| [сэмпрэ пиано]
| всегда, всё время тихо
|
ПОДВИЖНЫЕ НЮАНСЫ
Crescendo (cresc. )
| [крэшэндо]
| постепенно увеличивая силу звука
| Poco a poco crescendo (poco a poco cresc. )
| [поко а поко крэшэндо]
| мало помалу, понемногу увеличивая силу звука
| Decrescendo (decresc. )
| [дэкрэшэндо]
| постепенно уменьшая силу звука
| Diminuendo (dim. )
| [диминуэндо]
| постепенно ослабевая, затихая
| Morendo (mor. )
| [морэндо]
| Замирая
| Smorzando (smorz. )
| [сморцандо]
| Приглушая
| Calando (cal. )
| [кал'андо]
| Стихая
| V. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ
A cappella
| [а капэлл'а]
| пение хора без сопровождения
| Tutti
| [тутти]
| все (весь хор, оркестр и т. д. )
| Divisi
| [дивизи]
| разделённые (разделение на несколько партий, голосов)
| Voce
| [вó чэ]
| Голос
| Sotto voce
| [сотто вочэ]
| Вполголоса
| Mezzа voce
| [мэцца вочэ]
| Вполголоса
| A piena voce
| [а пьена вочэ]
| полным голосом
| Falsetto
| [фальсэтто]
| фальцет (самый верхний регистр мужского голоса, в котором используется лишь головной резонатор)
| Filare
| [фил'арэ]
| филировать, выдерживать звук (в т. ч. переход от crescendo к diminuendo)
| Attacca
| [аттакка]
| без перерыва приступить к следующей части произведения
| Glissando (gliss. )
| [глиссá ндо]
| скользя (скользящий, замедленный переход с одного звука (аккорда) на другой. Применяется для выразительного интонирования широких интервалов)
| Portamento (port. )
| [портамэнто]
| перенося (скользящий, замедленный переход с одного звука (аккорда) на другой. Применяется для выразительного интонирования узких интервалов)
|
Детонация -
| фальшивое пение в сторону понижения.
|
Дистонация -
| фальшивое пение в сторону повышения.
|
|