Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





II.Сценарий занятия



1. Погружение в проблему.

-Спеша на занятие кружка, я встретила свою хорошую знакомую. Мы разговорились, и я рассказала ей, о чем будет идти речь на кружке. Знакомая дала мне эту корзину и сказала, что она пригодится мне на занятии. Интересно, что в ней лежит? Давайте заглянем.

      Решето- воду что ли носить?

   Палка- в колёса, наверное, вставлять?

   Лапша- на уши что ли вешать?

     А это что? Шляпа - а, это в которой дело!

     Даже калоша, наверное в неё садиться придётся!

       [ (, I, ) ]- а это какие- то детали. Попробуем их соединить вместе: Ф - получилась буква «эф».

- Как вы думаете, чтобы это значило?

- Да, действительно, припоминаю, это и есть символ фразеологизма.

- Если мы заглянем в жизнь слов, то увидим, что живут- поживают слова- детали, ими пользуются по отдельности или в виде словосочетаний, но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания-фразеологизмы.

Представьте, что если бы эти слова никогда не встретились, каких бы интересных выражений лишился бы русский язык.

В нашей речи мы так часто используем фразеологизмы, что уже и забыли, что они когда-то были отдельными словами-деталями.

2. Повторение.

Давайте вспомним некоторые из них и объясним их смысл. (на картине)

Ø Спать, отбросив задние ноги.

Ø Кот наплакал.

Ø Свинья под дубом.

Ø Льёт как из ведра.

Ø Днём с огнём не сыщешь.

Ø Кот в мешке. Накрутить хвосты. Как кошка с собакой.

3. Заменить фразеологизм одним словом:

ü -Пальчики оближешь-вкусно.

ü -Хуже горькой редьки-надоедливый.

ü -Спускать Полкана - ругать.

ü -Рванул на полусогнутых - быстро убежал.

ü -Гусь лапчатый - пройдоха, проходимец.

ü -Родиться в сорочке-счастливый.

ü Тёртый калач - опытный.

ü Потёмкинские деревни- очковтирательство.

ü -Калиф на час- временщик (власть на короткое время)

ü -Карманная чахотка- безденежье.

4. Продолжите устойчивые сочетания,

и, если узнаете, назовите произведение, из которого оно пришло.

-А ларчик... (просто открывался)

-Свинья... (под дубом)

-А воз.. . (и ныне там)

-Услужливый дурак... ( опаснее врага)

-Медвежья.. . (услуга)

-Сильнее кошки.. . (зверя нет)

 

Из каких произведений эти фразеологизмы и кто автор? (И. Крылов).

-Вернуться к разбитому... (корыту)-А. Пушкин.

-Человек... (в футляре)- А. Чехов -Демьянова... (уха)

-В тридевятом царстве... (в тридесятом государстве)     

 -Сказка ложь-да... ( в ней намёк)

Встань передо мной... (как лист перед травой)

-За горами... (за лесами)

-Ни в сказке сказать... (ни пером описать)

Сказка про белого... ( бычка)

-Пир на весь.. . (мир)

-Вытянули... (репку)

-По- щучьему... ( велению)

5. Из истории фразеологизмов.

Каждый фразеологизм имеет свою историю.

Как пить дать.

По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение «как пить дать» в значении: точно, несомненно.

Где раки зимуют.

Оказывается, выражение тесно связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озера или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промёрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло, если хотят кого-то серьёзно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».

Попробуйте объяснить значение фразеологизмов:

Ø Работать спустя и засучив рукава.

Ø Во всю Ивановскую.

6. Решите пропорции.

v (не тратя времени даром) = голова два уха

       С места в карьер               медный лоб

 

v ставить на кон      =      сгущать краски

ставить на карту  ? (делать из муху слона)

v видимо-невидимо    =      по щучьему велению

? (тьма-тьмущая)       как по волшебству

v в мгновение ока =     ? (кот наплакал)

в два счета             с гулькин нос

v становиться на пути  =   снимать шляпу

отходить в сторону          ? (смотреть с высока)

 

v коломенская верста =   ? (до поздней ночи)

    от горшка 2 вершка                   чуть свет

v на чужой шее сидеть    =      душа в душу

     ? (жить своим умом)          как кошка с собакой

 

v засучив рукава         =       раз-два-и обчёлся

через пень-колоду      ? (работы непочатый край)

 

7. Игра « Найди лишний фразеологизм»

(вытягивают билетики)

№1. Как сквозь землю провалился.

Как в воду канул.

Как гром среди ясного неба.

№2. Не моргнув глазом.

В мгновении ока.

И года не прошло.

№3. Спустя рукава.

Работать не покладая рук.

Тяп-ляп.

Через пень колоду.

№4. Ни тпру ни ну.

Ни холодно ни жарко.

Ни шатко ни валко.

Галопом по Европам.

№5. Ни стать ни сесть.

По пальцам пересчитать.

Яблоку негде упасть.

Видимо-невидимо.

№6. Капля в море.

Львиная доля.

Сколько душе угодно.

8. Назови фразеологизм по его значению.

ü - Согласиться (дать добро)

ü -Тревожиться (душа не на месте)  --   

ü -Бездельничать (бить баклуши)

ü -Тесно (шагу негде ступить)

ü -Преувеличить (делать из мухи слона)

ü -Надоедать (липнуть как муха)

ü -Эксплуатировать другого (ездить верхом)

ü -опытный человек (тёртый калач)

ü -Удивление при неприятной неожиданности (вот так клюква)

ü -Проучить, наказать (прописать ижицу).

9. Проверочная работа.

-Теперь я предлагаю заняться вас творчеством.

1 гр. Проиллюстрировать фразеологизмы.

-Бери руки в ноги.

-Биться как рыба об лёд.

-Заблудиться в 3 соснах.

2 гр. Составить любую пропорцию.

 

3 гр. Подобрать фразеологизмы к игре «3 лишний».

Проверка.

На этапе рефлексии, каждый систематизирует знания, делает свои выводы.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ УКРАШАЮТ НАШ ЯЗЫК, ДЕЛАЮТ ЕГО САМОБЫТНЫМ, ОБРАЗНЫМ И НЕПОВТОРИМЫМ.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. »

К. Паустовский.

-Спасибо за внимание.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.