|
|||
II.Сценарий занятия ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Погружение в проблему. -Спеша на занятие кружка, я встретила свою хорошую знакомую. Мы разговорились, и я рассказала ей, о чем будет идти речь на кружке. Знакомая дала мне эту корзину и сказала, что она пригодится мне на занятии. Интересно, что в ней лежит? Давайте заглянем. Решето- воду что ли носить? Палка- в колёса, наверное, вставлять? Лапша- на уши что ли вешать? А это что? Шляпа - а, это в которой дело! Даже калоша, наверное в неё садиться придётся! [ (, I, ) ]- а это какие- то детали. Попробуем их соединить вместе: Ф - получилась буква «эф». - Как вы думаете, чтобы это значило? - Да, действительно, припоминаю, это и есть символ фразеологизма. - Если мы заглянем в жизнь слов, то увидим, что живут- поживают слова- детали, ими пользуются по отдельности или в виде словосочетаний, но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания-фразеологизмы. Представьте, что если бы эти слова никогда не встретились, каких бы интересных выражений лишился бы русский язык. В нашей речи мы так часто используем фразеологизмы, что уже и забыли, что они когда-то были отдельными словами-деталями. 2. Повторение. Давайте вспомним некоторые из них и объясним их смысл. (на картине) Ø Спать, отбросив задние ноги. Ø Кот наплакал. Ø Свинья под дубом. Ø Льёт как из ведра. Ø Днём с огнём не сыщешь. Ø Кот в мешке. Накрутить хвосты. Как кошка с собакой. 3. Заменить фразеологизм одним словом: ü -Пальчики оближешь-вкусно. ü -Хуже горькой редьки-надоедливый. ü -Спускать Полкана - ругать. ü -Рванул на полусогнутых - быстро убежал. ü -Гусь лапчатый - пройдоха, проходимец. ü -Родиться в сорочке-счастливый. ü Тёртый калач - опытный. ü Потёмкинские деревни- очковтирательство. ü -Калиф на час- временщик (власть на короткое время) ü -Карманная чахотка- безденежье. 4. Продолжите устойчивые сочетания, и, если узнаете, назовите произведение, из которого оно пришло. -А ларчик... (просто открывался) -Свинья... (под дубом) -А воз.. . (и ныне там) -Услужливый дурак... ( опаснее врага) -Медвежья.. . (услуга) -Сильнее кошки.. . (зверя нет)
Из каких произведений эти фразеологизмы и кто автор? (И. Крылов). -Вернуться к разбитому... (корыту)-А. Пушкин. -Человек... (в футляре)- А. Чехов -Демьянова... (уха) -В тридевятом царстве... (в тридесятом государстве) -Сказка ложь-да... ( в ней намёк) Встань передо мной... (как лист перед травой) -За горами... (за лесами) -Ни в сказке сказать... (ни пером описать) Сказка про белого... ( бычка) -Пир на весь.. . (мир) -Вытянули... (репку) -По- щучьему... ( велению) 5. Из истории фразеологизмов. Каждый фразеологизм имеет свою историю. Как пить дать. По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение «как пить дать» в значении: точно, несомненно. Где раки зимуют. Оказывается, выражение тесно связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озера или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промёрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло, если хотят кого-то серьёзно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют». Попробуйте объяснить значение фразеологизмов: Ø Работать спустя и засучив рукава. Ø Во всю Ивановскую. 6. Решите пропорции. v (не тратя времени даром) = голова два уха С места в карьер медный лоб
v ставить на кон = сгущать краски ставить на карту ? (делать из муху слона) v видимо-невидимо = по щучьему велению ? (тьма-тьмущая) как по волшебству v в мгновение ока = ? (кот наплакал) в два счета с гулькин нос v становиться на пути = снимать шляпу отходить в сторону ? (смотреть с высока)
v коломенская верста = ? (до поздней ночи) от горшка 2 вершка чуть свет v на чужой шее сидеть = душа в душу ? (жить своим умом) как кошка с собакой
v засучив рукава = раз-два-и обчёлся через пень-колоду ? (работы непочатый край)
7. Игра « Найди лишний фразеологизм» (вытягивают билетики) №1. Как сквозь землю провалился. Как в воду канул. Как гром среди ясного неба. №2. Не моргнув глазом. В мгновении ока. И года не прошло. №3. Спустя рукава. Работать не покладая рук. Тяп-ляп. Через пень колоду. №4. Ни тпру ни ну. Ни холодно ни жарко. Ни шатко ни валко. Галопом по Европам. №5. Ни стать ни сесть. По пальцам пересчитать. Яблоку негде упасть. Видимо-невидимо. №6. Капля в море. Львиная доля. Сколько душе угодно. 8. Назови фразеологизм по его значению. ü - Согласиться (дать добро) ü -Тревожиться (душа не на месте) -- ü -Бездельничать (бить баклуши) ü -Тесно (шагу негде ступить) ü -Преувеличить (делать из мухи слона) ü -Надоедать (липнуть как муха) ü -Эксплуатировать другого (ездить верхом) ü -опытный человек (тёртый калач) ü -Удивление при неприятной неожиданности (вот так клюква) ü -Проучить, наказать (прописать ижицу). 9. Проверочная работа. -Теперь я предлагаю заняться вас творчеством. 1 гр. Проиллюстрировать фразеологизмы. -Бери руки в ноги. -Биться как рыба об лёд. -Заблудиться в 3 соснах. 2 гр. Составить любую пропорцию.
3 гр. Подобрать фразеологизмы к игре «3 лишний». Проверка. На этапе рефлексии, каждый систематизирует знания, делает свои выводы. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ УКРАШАЮТ НАШ ЯЗЫК, ДЕЛАЮТ ЕГО САМОБЫТНЫМ, ОБРАЗНЫМ И НЕПОВТОРИМЫМ. «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. » К. Паустовский. -Спасибо за внимание.
|
|||
|