Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Л. Л. Фадеева. Я СОЧИНИЛ СТИХОТВОРЕНИЕ!. (Заметки о занятиях литературным творчеством. с младшими школьниками)



Л. Л. Фадеева

 

Я СОЧИНИЛ СТИХОТВОРЕНИЕ!

(Заметки о занятиях литературным творчеством

с младшими школьниками)

«Я сочинил стихотворение! » – говорит ребёнок и протягивает вам это стихотворение, чаще всего на листочке необычного формата: то ли это спешно вырванный из тетради и каким-то образом превращённый в квадратный этот всегда прямоугольный листок, то ли он же, украшенный по краям нехитрым узором... Чаще всего это так. Посмотрите на ребёнка: он явно понимает необычность момента! Смущён, либо улыбается, радуется, торжествует, конфузится. Поэзия в любые времена, при любых обстоятельствах была и есть «составная часть» воздуха – так упрощённо можно сказать о месте поэзии в нашей жизни.

Детям поэзия более близка и доступна по своей сути. Чем младше ребёнок, тем более доступна. Оттого, может быть, так милы малыши. Детские стихи часто оценивают по степени приближения их качеств к стихам взрослых, а вернее – к штампам взрослых стихов. Это совершенно неверно! такой подход губит детские стихи! Ведь они, эти стихи, – цветы из волшебного сада ДЕТСТВА, куда мы, взрослые, вхожи только мысленно, куда стремимся в трудную минуту, зная, что там осталось согревающее нас что-то очень дорогое, чистое, вечное...

Что же делать вам, когда ребёнок говорит: «Я сочинил стихотворение! » и протягивает свой необычный листочек?

Во-первых,  надо обрадоваться! Во-вторых, надо полюбоваться всем этим: ребёнком, листочком со стихотворением, самим моментом жизни... Но ребёнок требует, чтобы его стихотворение оценили! Он даже допускает, что в его стихотворении может быть что-то не так, могут быть ошибки. Очень редко ребёнок считает своё стихотворение совершенством. На это есть особые причины, здесь не о них. Итак, что же делать вам, тем более, если вы сами стихов не пишете, даже не увлекаетесь ими? Да, может получиться так, что явление ребёнка со своим стихотворением для вас – подарок судьбы! Разбираясь во всех этих доверенных вам «тучах», «сосульках», «воробьях», вы и для себя совершите открытие СТРАНЫ ПОЭЗИИ, а заодно и другие, совершенно неожиданные открытия.

Около шести лет я вела так называемый «литературный кружок» для младших школьников. Что это был за кружок, можно представить по следующему эпизоду. Вхожу в очередной 3-ий класс, говорю о том, что организуется кружок для ребят, которые любят читать, сами пробуют сочинять стихи, рассказы, сказки. Желающие записаться поднимают руки.

«Щемелинин!  – грозно кричит учительница, – что ты думаешь? Ты же ни в каком кружке не занимаешься! Записывайся сейчас же!.. » То есть, занимались у меня и ребята иногда очень далёкие от литературы. И что-то всё-таки нас объединяло...

Как проходили наши занятия? Об этом мои заметки.

***

Артём вертится передо мной на скамейке в электричке. Случайно встретились.

- А разве живые писатели бывают?

- Кто же сейчас, по-твоему, пишет книги, не писатели?

- Ну, это не настоящие!..

- Почему ты так думаешь?

- Не знаю...

Совсем ещё маленький: над спинкой скамейки только кисточка его шапки взлетает. Недавно стал ходить в наш кружок «Разноцветные перья». Его «перу» принадлежат два стихотворения и два рассказика.

Ну, почему, скажи, февраль,

Спешишь ты в солнечную даль?

«Гениально»! Особенно «солнечная даль». Но с другой стороны: кто так спросил хоть раз у февраля? А, Февраль? У тебя впервые так спросили? Благополучный, богато описанный в стихах и в прозе «метельный месяц Февраль», запахиваясь в лёгкую шубку, садится на скамейку рядом с Артёмом и смотрит на него ласково. Артём этого не видит, я вижу. Но он что-то чувствует. Он ещё отчаяннее вертится на своём месте, кисточка готова оторваться от шапки!

- А Вы хорошо назвали моё стихотворенье про нас с Ильёй, - «Мы смеёмся». Я не знал, как назвать... А там всё правда! Нам почему-то вместе всегда смешно, особенно на уроке, когда нельзя смеяться... Вообще-то смеюсь один я, Илья только улыбается. Но попадает нам обоим, – это он говорит о своём втором стихотворении. Симпатичное такое стихотворение:

Мы с Ильюшею друзья.

Посмеяться любим.

Ну, а если нам смешно,

Мы про всё забудем!..

Я оглядываю будничный народ в электричке. На лицах у всех большая или малая озабоченность... Хочется спросить: «Люди! Когда в последний раз вы смеялись так, что " про всё забудем"? » Да что спрашивать, видно, что очень давно... А вот Артём только вчера так смеялся! А, может, и сегодня! Ведь уже вторая половина дня, – в школе он уже был, с Ильёй виделся!..

Пишут нам и замечанья,

Ставят двойки в дневники

На родительском собраньи

Нас ругают у доски...

Так правдиво описаны дальнейшие события в стихотворении Артёма, и далее:

Что прикажете нам делать?

Что такое предпринять?..

Да, «что такое предпринять»? Гляжу на Артёма, примеряю к нему это слово «предпринять», а оно не подходит шалуну! Не его это слово! Оно «взрослое», случайное. «Предпринимают» его воспитатели, и я тоже. Не позволять же двум мальчишкам систематически безудержно смеяться на уроках!

Мы решили не смеяться...

В следующей строке Артём резко сгибается под нашим дружным нажимом. Но... Но?..

Но смеёмся мы опять...

Февраль посидел-посидел, улыбнулся, вздохнул и пропал...

***

- Выросла репка большая-пребольшая! А кто посадил её, тот и сам забыл –  сочиняет Оля. Стоит она в своей оранжевой футболке у доски перед ребятами. На шее на красной ленточке ключ от квартиры. Шея белая, голова у Оли светло-русая, розовые щёки в веснушках весело двигаются... Сама крепенькая Оля похожа на репку. Ну, не «большую-пребольшую»...

Я только что говорила ребятам, как непросто писателям работать, искать нужные слова, сочиняя стихи, рассказы, сказки. И угораздило меня предложить:

- Вот кто из вас мог бы сейчас тут что-то с ходу сочинить? К моему удивлению к доске решительно выскочила эта самая Оля!

- Я могу сказку сочинить!

     И вот стоит, сочиняет:

 - Пришёл Заяц... Тащил-тащил репку – не вытащил. Потом прилетела Сорока, потом пригласили Крота...

Оля учится уже две недели во втором классе! Она ведь знает, что Анна Дмитриевна к доске ребят ПРИГЛАШАЕТ. Оля оценила это слово с такой стороны недавно. Оно так ярко и удивительно для неё, так ей нравится!..

- А Крот... Ведь он слепой! – продолжает уверенно Оля, – и менее решительно:

- И глухой... немножко...

Она не знает точно, глухой ли Крот, и продолжает:

- Крот ничего не знает, а Заяц ему говорит:

- Вытащи репку из грядки!

Крот спрашивает:

- Что? Какую репку?..

Оля уверилась, что Крот и слепой и глухой и ясно его представила себе! И... замолчала. Не осилить ей самой же придуманного Крота. Он ОЖИЛ! Что же с ним теперь делать? И она попросту сбегает от него на свою парту...

Несколько секунд у доски, переминаясь с лапы на лапу, стоит слепой и глухой Крот. Его вижу не только я, его видят ВСЕ! Кроме мальчишки на задней парте, который, искривив губу в неприятной улыбке, пишет записку. Как я потом узнала, очень злую. И это очень неприятно. И, может быть, Крот исчез так быстро потому, что он не совсем уж слепой и глухой: он увидел этого мальчишку, услышал, как перешёптываются глупые и обидные слова в его записке и поспешил исчезнуть.

***

Ой, ты птичка снегирёк!

С красной грудкой... поперёк...

Поперёк чего? Аля, создавшая эти строки, знать не знает. Я тоже не знаю. Это было на самой заре моей трудовой и творческой биографии... Сидим в пустом классе. Алина учительница привела Алю ко мне, как приводят к врачу ребенка с явными признаками болезни: «Аля сочиняет стихи! » И вот Аля прочла мне две её самоё поразившие строчки про снегирька. Сидим, молчим.

- А другие стихи есть? – спрашиваю.

- Не-а....

- А ты сочини что-нибудь из своей жизни, – пробую я наставить Алю. Она недоверчиво смотрит на меня: жизнь ведь есть жизнь! И как «из неё» сочинять? Да ещё «что-нибудь»?

Вот бы сейчас Алю в наш кружок! А что? Разве рифмы так и скачут у нас на свои места? Или мы открыли какой-то секрет их скорейшего нахождения? Нет, нет, но... Если бы мы с ребятами задумали написать законы стихосложения, то написали бы о рифме приблизительно так: «Рифма в стихотворении желательна, она – и ожидаемый подарок, и награда за труд, но она здесь не самая главная».

Я – щенок! Щенок! Щенок!

И зовут меня – Щенок.

Я по имени – Щенок,

И по отчеству  – Щенок,

И по фамилии – ЩЕНОК!

                                                                                 Лена Курпекова 1- ый кл.

Где здесь рифма? Её нет! А стихотворение есть.

Но уж очень хочется в своих стихах видеть эту капризную ПРИНЦЕССУ РИФМУ!..

ГНОМ

У нас живёт в кладовке Гном.

Хороший Гном,

Весёлый Гном!

Он по утрам встаёт

И песню нам поёт.

И песня раздаётся

                                                            На весь...          

                                                                        Юля Антохина 3-ий кл.

Юля довела свой нехитрый стишок до этого места и сидит, думает. Она словно попала в незнакомый мир. Чувствует, что к слову «гном» очень подходит в рифму слово «дом», но его почему-то не так просто поставить в строку! И до этого слова тут ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНО БЫТЬ ЕЩЁ КАКОЕ-ТО СЛОВО! Раньше Юля и не представляла, что может такое случиться: есть только МЕСТО для СЛОВА, а само СЛОВО НУЖНО НАЙТИ И ПОСТАВИТЬ СЮДА! И не просто первое попавшееся, а такое, что ИМЕННО ЗДЕСЬ ДОЛЖНО БЫТЬ! А она думала до сих пор, что люди вольны ставить слова так, как они «подворачиваются» на ум... И вот, наконец, она нашла, вроде, это слово, но оно почему-то «не лезет» в строчку, а, вернее, оказывается чересчур коротким: это слово «его».

И песня раздаётся на весь ЕГО дом...

Принцесса Рифма усаживается на свободный стул напротив растерянной Юли. Она в длинном красивом платье с маленькой короной на голове, точно с Юлиного рисунка! На прошлом занятии у Юли «не сочинялось» и она рисовала (я разрешаю) фломастером «всё, что в голову взбредёт», и «взбрела» такая вот, в длинном красивом платье с короной...

- Юля, – говорит принцесса Рифма, – ты попробуй подобрать такое слово, чтобы строчка звучала плавно!

- И песня раздаётся на весь... ЕГОХНИЙ? Или ЕГОШНИЙ?.. дом... – лепечет Юля.

Принцесса Рифма улыбается:

- Ведь так не говорят, это неграмотно.

- А какой может быть ещё дом? – Спрашивает сама у себя Юля, и сама себе отвечает:

- Огромный!..

Посмотрев в окно, Юля увидела там девятиэтажные дома новостроек. – « Это " из жизни" – как часто говорит Людмила Леонидовна. » – решает Юля и пробует поставить найденное слово в строку:

И песня раздаётся

На весь огромный дом...

Принцесса Рифма, испугавшись чего-то, исчезает, а Юля, только что написавшая последнюю строку своего стихотворения, остаётся недовольной. Домашняя, только ей раньше слышная, весёлая песенка её Гнома, вдруг стала раздаваться на весь девятиэтажный домище!..

 ... «Из бухты вышла шхуна... Имя её …» Криво, косо, но с большим чувством пишет черноглазый наш новенький, Юра. И тут же произносит вслух полувопросительно эти строчки. Девчонки из «стареньких» мигом понимают, в чём тут дело: рифму ищет!

- Руна! – имя такое женское есть! – кричит Оля.

Новенький рад! Он ещё «не дозрел» до отбора рифм. Руна так Руна! «А имя её – Руна, – пишет он и продолжает: Но вот волна хлестнула... перевернулась Руна... » Он поднимает недоумённый взгляд от листка: как-то уж больно быстро не стало шхуны с таким красивым именем.

- Можно я дома перепишу? – просит он и обещает: она не потонет!

***

«Правда» и «неправда», –  эти понятия в нашем кружке всегда «под рукой», всегда тут, как ножницы у портного...

Вон она вздыхает тихо на сквозняке подоконника –  ПРАВДА, ребячья ПРАВДА. Она чаще всего просто удивляет их своим существованием... А вот лукаво смотрит, прыгая на столе,  – тоже ребячья –НЕПРАВДА,  – сестра ФАНТАЗИИ и МЕЧТЫ. Для них   – не более! И обе они, и ПРАВДА и НЕПРАВДА, такие у нас тут ещё ручные, такие хорошие!.. И обе помогают нам в творчестве.

«Я проспал столько, что, когда проснулся, люди уже ходили на головах! »  «Неправда! – скажет кто-нибудь строгий и умный, – ну и что тут особенного? Где тут творчество? » А главное здесь в том, что зачёркнуто! – «... то уже был седой»... – так подсказала Правда. Но, наверное, стало жаль себя, потрясло маленького «писателя», – ПРОСПАТЬ такую манящую, такую ещё только начавшуюся ЖИЗНЬ!.. Зачеркнул. Написал: «люди уже.. », а что «люди уже»? Приписал: «... умели летать»... И тут снова зачеркнул написанное, видимо, подумал, что ведь есть уже и самолёты, и даже ракеты, а если тут начать писать о своём сокровенном желании уметь летать просто махая руками, то ведь не это требуется в задании... Думал-думал и написал: «ходили на головах». И мысленно всё-таки, наверное, полетал, просто махая руками!.. А потом встал на голову!.. И шаловливая Неправда погладила юного «писателя» по голове, на которой он в будущем предполагает ходить...

Иногда Неправду приводит к нам и Принцесса Рифма. И чаще всего это случается у ребят, которые «слышат» рифму: если «кошка», тут же  – «мошка», если «машина», то – «шина». И вот как подшутила Принцесса Рифма над нашей Ирой. В начале занятия все вместе думали, решали, гадали - создали, наконец, две строки:

На дороге всюду лужи,

Но от этого не хуже.

Задание – продолжить. У кого –  что, у кого  – ничего... На Юлю Крохину, например, эти лужи так повлияли, что она всё занятие рисовала не только яркие, но ярчайшие цветы! Видимо, вспоённые этими лужами. От этих цветов даже какая-то цветочная пыльца, казалось, разлетается во все стороны! А Ира довольно быстро пришла к неожиданному открытию, продолжив наши две строки так:

Я иду к своей подружке,

Всюду квакают лягушки.

Вот я к дому подхожу

И подружку нахожу:

Оказалось, моя подружка –

Из сказки ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА!..

Ира шёпотом подзывает меня и испуганно указывает глазами на листок: «Вот что получилось... »

***

 «Осинка росла в густой чащобе... » – написала в тетрадке та самая Оля, которая когда-то пробовала у доски сочинить сказку про репку... Сейчас она вмиг почувствовала себя этой осинкой. Конечно, очень красивой, тоненькой. – Ой! Как темно, как страшно!.. «Но солнце к ней проникало всё-всё лето! » –  появляется торопливо вторая строчка. Оля представила, как осинка дожидалась утра и нетерпеливо ловила каждым своим листочком солнышко, которое к ней, одной, сюда ПРОНИКАЛО. Но вот уже осень. «Осинка осенью преобразилась и стала вдруг похожа на Принцессу с золотыми волосами в красном платье... » – описывает Оля дальнейшие события. Но кто-то же должен заметить эту красоту!.. Все остальные девчонки не тревожатся пока о том, замечена красота или нет, а вот Оле это совсем не безразлично. Недавно на уроке природоведения они учили, что даже среди личинок бывают женские и мужские особи! ОСОБИ. Это слово задело Олю. Надо же! И везде эти ОСОБИ! И сейчас это странное слово возникло в памяти, вроде бы, совсем некстати... Осинка, конечно, женская ОСОБЬ... «От косых лучиков заходящего солнца, – подбирается осторожно Оля к проблеме красоты и одиночества прекрасной Принцессы Осинки, – Клён, который рос неподалёку, стал похож на... кавалера в красивом золотом кафтане!.. » –  Пришёл Принц! –  Всё озарилось светом счастья в Олиной «густой чащобе»– «И все деревья стали похожи... не знаю даже, как это сказать... » – правдиво пишет Оля и не знает, как продолжить... Нет, не справиться пока юной писательнице с этим праздником жизни, с этими ОСОБЯМИ...

- Деревья тоже ОСОБИ! – эту фразу Оля произносит вслух. Ребята подняли головы от тетрадей, кто-то хихикнул. Ира, у которой сегодня в стихах красота неимоверная: и «зима в шубке», и «кружевные веточки», и «багровые закаты», удивилась: «О чём это Оля? »

А Оля долго в непонятных чувствах сидела и ничего не писала. Потом закончила «из сердца», почти стихами:

                 И почему-то стало грустно мне

                 От этой осени прощальной красоты...

Сама видит, что получается как-то неуклюже, но ведь это ПРАВДА. Да, в последнее время правда у Оли стала какой-то не совсем ясной, – убегает, ускользает, но... манит за собой... Как хорошо и просто было всё-таки осинке сначала в своей «густой чащобе»!..

А вот ещё один «писатель» не знает, «как это сказать». Это автор нескольких злых и глупых записок, подброшенных девчонкам на первых занятиях. Сегодня он в очередной раз опять пытается включиться в нашу, так и не понятную пока ему жизнь. (Но ведь ходит на занятия! )  Сначала пишет о птицах и зверях. Потом, посидев в задумчивости над листом, выводит решительно заголовок: «Синички и Юля Крохина». Кстати, Юля Крохина была той единственной девочкой, которую его злые записки почему-то всегда обходили стороной... Так вот, – «Синички и Юля Крохина»... Он удивлён! – до чего хорошая строчка!.. Сидит, смотрит в тетрадь... Потом он припишет к этому заголовку крошечный текст о том, как Юля кормила синичек за окном... Наверное, представилось ему, как порхают вокруг черноволосой красивой Юли жёлто-синие птицы, садятся ей на маленькие гибкие руки...

Ох, уж эта Юля!.. В другой тетрадке в то же само время маленький белобрысый Артём старательно выводит: «Один раз в пустыню приехала Юля Крохина. И увидела, что я сижу на льве и еду!.. » Артём своими делами необыкновенными, своими подвигами хочет поражать и завоёвывать внимание Юли! А как? Спроси у взрослых, наверняка скажут: «Учиться! Учиться! » Артём задумался. И вот, ему кажется, он придумал большую хитрость! И никто ничего не узнает!.. И он пишет на новом листке:                                                    «Поехали буква " Ю" и буква " К" на край света. А там оказались злые инопланетяне. И набросились на буквы с дубинками! Поднялся такой шум, что весь алфавит услышал его звук! Все буквы во главе со мной сели на машины и поехали выручать буквы " Ю" и " К". Мы приехали, слезли с машин, и так дали инопланетянам, что они больше не полезли! Так мы победили и выручили буквы " Ю" и " К"! »

" Ю" и " К"... Что бы это значило?

А Юля Крохина редко что-то пишет, чаще она рисует яркими фломастерами цветы. И в вазах, и по отдельности, и узором по краешку листа! Цветы, цветы!.. Всех нас завалила этими цветами! Вот она какая, эта Юля Крохина!.. Не знаю даже, как это сказать...

***

Все стараются, хотят выполнить задание хорошо. Я это знаю. Я к этому привыкла. Стараться перестают, когда ничего не получается!.. Или устали.

«Осень. Листопад»  – первое задание, которое пробуют выполнить так, как я пояснила: по-своему. Стараются. В начале занятия я читала хорошие стихи на эту тему, говорила, что у каждого человека есть свой внутренний мир отличный от других, что каждый видит одно и то же ПО-СВОЕМУ!

... «Воробей! Не бойся осенних дождей! Будь смел и могуч, и не бойся чёрных туч!.. »  Вот отчаянное старание на мои призывы! Это пишет Марина Уварова. И радует душу, и вызывает улыбку это «хромоногое» стихотворение о «смелом и могучем»... воробье. Сама Марина очень маленькая девочка, самая маленькая из 3" Б" класса. И вихрастая причёска её, и торопливый тонкий голосок – всё вместе как раз и напоминает воробья, – «смелого и могучего! » В конце учебного года Марина показала мне стихотворение, написанное не по заданию:

СИРЕНЬ

Вот проснулась утром я:

Расцвела сирень моя! –

Долго у меня стояла

Чуть ли вся и не опала:

Я принесла её домой,

Когда был снег.

Ведь очень холодно зимой,

Сирень, как человек...

«Хромота» у стихов осталась, ритм так и не подчиняется Марине. «Когда был снег», – даже не поставила так и лезущее сюда «ещё», – звучало бы плавно, но вот не поставила!.. Зато – «Сирень, как человек»... Это ведь о сирени, на которой не цветы, а листочки «расцвели» в бутылке из-под кефира на окне! О той худенькой сирени-девочке в светло-коричневых «чулочках», у которой зелёненькие смелые почки раскачиваются под холодным ещё зимним ветром... «Сирень, как человек... » – Сквозь эту строчку можно посмотреть, как сквозь волшебное стёклышко, на Марину и увидеть её теплеющее от сострадания сердце. И тогда сразу, не читая подписи, среди стихов многих ребят угадывается, чей это тонкий торопливый голосок слышится:

Скоро к нам весна придёт!

Выше солнышко взойдёт,

Птицы с юга прилетят, -

Все на родину хотят!..

Откуда ты знаешь, Марина, что «Все на родину хотят»? Учительница говорила? Но ведь она говорила, что это просто инстинкт, а у тебя птицы летят домой потому, что им плохо «не дома»! Ты ведь это сама знаешь. А Зимы, строгой, ты, наверное, боишься вместе с этими птицами? Но вот Весна идёт! А Зима снегом заметает её проталины. Ледяные оковы на её ручьи!  

Не хочет отдавать свои владенья

Кокой-то там Весне на повеленье...

И ошибка твоя, Марина («кокой-то»), как проталинка, и Весна, которая не как у всех – красавица – а «какая-то там», – очень похожи на твои 10 лет... Но Весна обязательно придёт! Станет красавицей, как станешь ею и ты, и строчки твоих стихов подсказывают мне, что это волшебство совершится.

***

Кого только ни встретишь на дорогах и тропках страны Творчества! – Вот, например, идёт «посторонняя кошка». Разве в жизни такие бывают? – Бывают домашние, бездомные, а эта, вот, посторонняя!.. И в стране Творчества подобных много! Хотя бы: «Жила-была матрёшка Алла» – Интересно, ведь «Матрёшка»  – это имя?! А здесь Матрёшка в значении «девочка». Тогда всё ясно: «Жила-была девочка Алла... » Но так скучнее... В стране Творчества у вас запросто могут спросить: «Вы не видели тут такого гражданина средней величины? » А вообще-то в этой стране всё почти как в жизни:

Лето! Лето к нам пришло!

Лето зелень принесло!..

 В следующем стихотворении того же автора читаем: «Весна пришла! Тепло принесла!.. » Что же это? Выходит, каждое явление на свете обязательно должно что-то тебе ПРИНОСИТЬ? А что приносит подснежник?.. Начитавшись таких «приносительных» стихов, все завопят, что подснежник приносит радость! А осень приносит плоды!.. В таком случае, что приносит тополь под твоим окном? И ты сердито поглядишь на тополь: «попробуй только ничего не приносить! » И тополь погрустнеет... Но он выживет, будет всё так же старательно растить свои большие добродушные листья, а у самого основания каждого из них станет заготавливать крошечную почку для будущей весны... Тополь выживет и простит тебя, а вот ты, кому все и всё должны почему-то ПРИНОСИТЬ, ты сам, никому ничего не приносящий и не собирающийся это делать, можешь завянуть... душой. Так бывает. Взрослые знают, как это страшно. Поэтому, уже сейчас всматривайся во всё вокруг! Пытайся сам, прежде, чем спрашивать со всех, ПРИНЕСТИ ЧТО-ТО ХОРОШЕЕ КОМУ-НИБУДЬ!

Вот думает над своим стихотворением наша Ира, которая так внимательно любит всматриваться во всё вокруг. Старается передать увиденное в своих коротких строчках, да вот, запуталась в падежах!

ЗИМА

Чёрных пятен не оставила

На земле зима,

Белым снегом сосенок

Замела,

Шубкой белой ёлочек

Прибрала зима,

И берёзок

Веточек кружевом сплела...

Всё это Ира «кружевом сплела»  и сидит. Устала. Но само это написание стихотворения ей, без сомнения, многое ПРИНОСИТ.

***

Кружится птичка под дождём,

Она устала.

И я хочу закрыть её,

Но мне не удаётся!

А дождь идёт, идёт...

«.. и льётся! » –  подсказывает кто-то Даше. А она молчит и не меняет ни одного слова в своём стихотворении, так похожем на японскую танку...

Мы выступаем перед ребятами начальных классов уже не в первый раз. Даша ёжится на своём месте перед тем, как я её назову. Вся красная выходит на сцену и тихо читает своё стихотворение. Ей неловко, что стихотворение у неё ни на чьё не похоже и такое короткое. Такая тихая и покладистая в жизни, здесь, как будто не слышит никаких подсказок:                 «А дождь идёт, идёт... » – почти шепчет она. Зал недоумённо шумит, – он не привык к таким стихам. Даша медленно, глядя в пол, уходит со сцены... Не раз я говорила Даше, что её стихотворение хорошее, его не надо стесняться! Вот только слово «закрыть», может быть, заменить словом «укрыть»? Но «закаменевшая» Даша и на это не соглашается. Из её больших синих глаз катятся по круглым щекам слезинки, перегоняя друг друга...

Зато Карина всегда выходит на сцену с удовольствием. Свои длинные неточные стихи о «зимних забавах», о «прекрасной осенней поре» она читает воркующим голосом, «с выраженьем». Ко всем моим замечаниям относится с недоверием: «А почему так нельзя? »

- Но это же штамп! Уже не раз сказанное!

- Ну и что же? Ведь здесь на месте!..

У самой Карины тоже всё «на месте»: аккуратное платьице в клеточку, длинная нетолстая косица перекинута на грудь, серьёзные серые глаза, в которых я никогда не видела наивного или взволнованного выражения. Мне говорили, что Карина читает свои стихи на всевозможных конкурсах, получает там грамоты. Сама Карина мне об этом не сообщает. На занятия ходит всё реже...

Мы всем кружком на прогулке, «на природе».

- Мне сейчас будет плохо, надо будет вызвать «скорую», – предупреждает меня Элла.

У неё осложнение на голову после гриппа, и она очень этим напугана. Полненькая, похожая на бутон какого-то яркого цветка... Чёрные глаза, пока она шепчет мне свою горестную фразу, лукаво смотрят на наших не доросших до такой тонкости мальчишек. «Ничего плохого с тобой не будет, не бойся! » – очень убеждённо шепчу я ей, улыбаясь. Элла капризно берёт меня за руку, виновато прижимается ко мне: она всё поняла, она заметила, что я перехватила её взгляд, брошенный на мальчишек.

- Это стихотворение мне не очень нравится, но оно написалось, – говорит Элла на следующем занятии и кладёт передо мной листок, вырванный из своего блокнота:

КЛОУН

Вот клоун вышел на арену,

Смеётся, плачет невпопад.

Над ним все весело хохочут,

А он и рад...

Я не могла бы так смеяться,

Как клоун прыгать, хохотать.

И мне здесь почему-то грустно,

И что-то кажется не так...

Всё ТАК, Элла! Только что победит в твоём характере? Какие черты? У тебя так тесно переплетаются искренность и лукавство, желание сделать всё правильно и наоборот: созоровать без оглядки...

А Клоун, благодарный Элле за стихотворение, совершенно растерянный, кажется, стоит рядом, молчаливый и совсем не смешной...

***

Ребята готовятся к занятию. Вынимают из сумок тетради, ручки, фломастеры. Не жду, когда они это всё вытащат, спрашиваю:

- Как вы думаете, можно ли увидеть ветер?

К моему удивлению отвечают хором и очень дружно:

- Можно!

- И кто из вас видел... Ветра? Поднимите руку!

Лес рук! Только одна пятиклассница руку не подняла, – улыбается, глядя на меня понимающе.

- Какие вы счастливые! – говорю, – а вот взрослые считают, что Ветра увидеть нельзя...

- Можно увидеть только действия Ветра, только то, что он делает: развевает волосы, одежду, а самого его увидеть нельзя, он – невидимка, – говорит пятиклассница.

- Но вот наши ребята его видели, и расскажут, наверное, какой он из себя, – отвечаю.

Ребята радостно кричат:

- Он такой голубой!..

- Такой бородатый дед!..

- Ветер прозрачный!..

- Он красный!..

- Красный бывает только летом! - уточняет кто-то.

- Он любит озорничать и вырывает у людей зонтики! Книжки!..

- Он, как все мальчишки!..

Последнее высказывание вызывает всеобщее ликование! –

Да! Он такой!

Ещё несколько вопросов-ответов и мы дружно заключаем:

           «ОЗОРНОЙ МАЛЬЧИШКА ВЕТЕР! »

Говорю:

- Кто хочет нарисовать Ветра, рисуйте, остальные будут писать. Кто   стихотворение, кто – рассказ, кто – сказку, – у кого что получится. Кудрявый Денис так и скачет за партой:

- А можно нарисовать Ураганный Ветер?..

Некоторое время ребята работают молча и тихо. Совсем недолго. Потом все начинают почему-то торопиться, хотя я стараюсь их убедить, что нам некуда торопиться. – Куда там! – Сопят, сердито сводят брови, кусают ручки, откидываются на спинки стульев! Стулья трещат, скрипят...

- Ну, кто первый прочтёт, что у него получилось?

Миша тянет руку.

 - Иди, Миша, читай, что у тебя получилось.

- А я ещё не закончил... Я только хочу спросить, как зовут фею? Мне надо... Злую фею как зовут?

- Кто знает, как зовут злую фею? - серьёзно спрашиваю у ребят.

- Старуха Шапокляк!

- Баба-Яга!

Наперебой кричат ребята. Но Миша недоволен: эти имена и ему на ум, видимо, приходили.

- А зачем тебе, Миша, имя злой феи?

- Я пишу сказку с приключениями. Начал про Ветра, а у меня получается про то, как злая фея похитила снег у Деда-Мороза...

- Ладно, – говорю, – тебе ведь надо ещё дописать свою сказку. Потом нам её прочитаешь, а ребята к тому времени, может быть подскажут тебе имя злой феи.

- А у меня нет чёрного фломастера бороду Ветру нарисовать! - сокрушается кто-то.

- Людмила Леонидовна! А у вас нет такого маленького гвоздика? - спрашивает у меня Рома, который пришёл к нам с «красивым снегирём».

- Зачем тебе?

- А я вертушку сделал! Эту вертушку надо гвоздиком к палке прибить и побежать, – такой ветер увидишь!..

Хожу, смотрю рисунки моих скромных художников. Никто не решается показать свой рисунок всем. Подхожу к Даше, нашей чуткой Даше, чья птичка всё «кружится под дождём» в стихотворении без рифм. На листочке в клеточку синим фломатером нарисовано нечто вроде облака. Вокруг зелёные травинки и жёлтые цветы. На " облако" указывает красная стрелка. Над ней написано: «Осторожно, - ОЗЕРО».

- Это для кого же знак, Дашенька?

- Это, чтобы сильный ВЕТЕР не выдул МАЛЕНЬКОЕ ОЗЕРО...

- А у меня рассказ! Только я тихо говорю, прочитайте вы! – протягивает мне тетрадь беленький «хулиган» Андрей...

 С каких это пор ты стал тихо говорить, хитрец? Ну, давай, прочитаю...

Удачнее всего получилось стихотворение у тихой Ани:

                        ВЕТЕР

          Озорной мальчишка Ветер!

          Он качает всё на свете:

           И ветку с синицей,

           И дом со скворцом,

           Берёзу и липу над нашим крыльцом...

           Ветер сильный и весёлый

           Проводил меня до школы,

           А потом вперегонки

           Добежали до реки.

... Потом " »удожников» всё же удаётся уговорить показать ребятам свои рисунки. Все идут к моему столу, маленькие, такие разные. Но все одинаково прижимают руками к груди свои рисунки. Рисунки раскладываем на столе и все вместе любуемся...

Слышно, как за окном чем-то стучит ещё холодный весенний ветер. Наверное, очень-очень хочет посмотреть на рисунки ребят.

***

«В магазине я заметил чистую толстокожую тетрадь в клетку. Мне в ней так захотелось что-нибудь написать, как первокласснику написать на парте... » Эту чистую же мальчишечью правду бесстрашно (я с первого занятия учила их быть откровенными с листом бумаги) изложил Миша. Он уже в 6-ом классе, ходит в кружок с 3-его. Последний год, по всему чувствуется. Одного желания просто написать что-то в чистой тетради тут мало. Но кое-что уносит Миша с собой: научился ценить воспоминания, например: «Так захотелось что-нибудь написать, КАК ПЕРВОКЛАССНИКУ НАПИСАТЬ НА ПАРТЕ». Вспомнил себя в первом классе... «Наше прошлое – богатство для человека честного» – всё время говорю им я, повторяя слова многих-многих. А слово «заметил» так и говорит о том, что Миша уже вырос. А почему? Да вот потому, что это слово здесь малыш поставить не может. Он, малыш, ведь как: стоит, прижавшись плотно животом к прилавку в магазине канцтоваров и «поедает» без стеснения глазами все богатства на полках: и тетради, и блокноты, и коробки с фломастерами. А шестиклассник Миша себе этого уже не позволит. Он и войдёт в магазин, вроде, нехотя, скользнёт глазами по стопкам «толстокожих» тетрадей и «заметит», конечно, если она будет достойна его внимания! – «толстокожую» тетрадь.

А мысли почти ещё малышовые в этой голове с модной причёской: «Тетрадь вернее всего в клетку, решит он, – и чистая-чистая! До чего же хочется взять шариковую ручку и написать что-нибудь в ней! » «А что? » – спрашивает Мишу наступающая юность, вчера глянувшая на него глазами одноклассницы. «Что? Что? » – спрашивает свежая майская листва за огромным окном магазина канцтоваров... Какой трудный вопрос!..

И на прилавке остаётся лежать нетронутая толстокожая тетрадь... Не такая уж она и толстокожая, вообще-то. «Как зовут злую фею? » – настойчиво спрашивал этот Миша когда-то у всех. Мне кажется, сейчас ему интереснее узнать, как зовут фею добрую. А как её зовут?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.