Картина Василия Перова «Тройка (Ученики мастеровые везут воду)» (1866) - поэтическая дуэль
Картина Василия Перова «Тройка (Ученики мастеровые везут воду)» (1866) - поэтическая дуэль
Стих №1
В серебристом тумане, Везли три ребёнка, Зимним утром и ранним, Водицу в бочонках.
Было мальчиков двое, И девочка справа. И пальто всех простое От ветра скрывало.
Рядом с ними бежала Собачка, в весельи, И про тяжесть не знала, О трудном их деле.
Но при этом, однако, В дороге той длинной, Обучались порядку Они, дисциплине.
Воспитать в детях стойкость Труд может тяжёлый. Это утро для тройки — Часть жизненной школы.
***
Cтихотворение состоит из 5-ти строф (всего 20 строк).
1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: тумане — ребёнка — ранним — бочонках. Клаузулы: женск — женск — женск — женск Рифмовка: ABAB – перекрёстная
2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: двое — справа — простое — скрывало. Клаузулы: женск — женск — женск — женск Рифмовка: ABAB – перекрёстная
3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: бежала — весельи — знала — деле. Клаузулы: женск — женск — женск — женск Рифмовка: ABAB – перекрёстная
4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: однако — длинной — порядку — дисциплине. Клаузулы: женск — женск — женск — женск Рифмовка: ABAB – перекрёстная
5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: стойкость — тяжёлый — тройки — школы. Клаузулы: женск — женск — женск — женск Рифмовка: ABAB – перекрёстная
***
В серебристом тумане --! - -! - (7 слогов) Везли три ребёнка -! ! -! - (6 слогов) Зимним утром и ранним ! -! -! ! - (7 слогов) Водицу в бочонках -! - -! - (6 слогов) Было мальчиков двое ! -! --! - (7 слогов) И девочка справа ! ! --! - (6 слогов) И пальто всех простое ! -! ! -! - (7 слогов) От ветра скрывало ! ! - -! - (6 слогов) Рядом с ними бежала ! -! - -! - (7 слогов) Собачка в весельи -! - -! - (6 слогов) И про тяжесть не знала ! ! ! -! ! - (7 слогов) О трудном их деле ! ! -! ! - (6 слогов) Но при этом однако ! ! ! - -! - (7 слогов) В дороге той длинной -! -! ! - (6 слогов) Обучались порядку --! - -! - (7 слогов) Они дисциплине -! --! - (6 слогов) Воспитать в детях стойкость --! ! -! - (7 слогов) Труд может тяжёлый ! ! - -! - (6 слогов) Это утро для тройки ! -! -! ! - (7 слогов) Часть жизненной школы ! ! --! - (6 слогов)
***
в се-реб-РИС/-том ту-МА/-не, вез-ли ТРИ/ ре-(_)-БЁН-ка, зим-ним УТ/-ром и РАН/-ним, во-(_)-ДИ/-цу в бо-ЧОН/-ках
Стихотворение написано двустопным анапестом со сбоем из-за нехватки слогов.
Анапест представляет собой трёхсложную стопу, ударение в которой падает на третий слог. Схему стопы можно выразить графически: _ _! (Символом «_» обозначается безударный слог, а «! » – ударный». )
Для ровного ритма необходимы дополнительные слоги во второй и четвертой строчках. Например: в се-реб-РИС/-том ту-МА/-не, три уст-ТА/-лых ре-БЁН/-ка, зим-ним УТ/-ром и РАН/-ним, та-щат ВО/-ду в бо-ЧОН/-ках
Тогда схема первого катрена данного произведения выглядела бы следующим образом:
_ _! / _ _! / _ _ _! / _ _! / _ _ _! / _ _! / _ _ _! / _ _! / _
***
В произведении использованы различные выразительные средства лексики:
- инверсия: В серебристом тумане, Везли три ребёнка
(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )
- синекдоха:
И пальто всех простое От ветра скрывало
(Синекдоха - употребление названия целого вместо названия части, общего — вместо частного и наоборот)
- эпитет:
В серебристом тумане, собачка, в весельи, труд тяжелый
( Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )
***
Стихотворение написано с некоторым сбоем в количестве слогов. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины Василия Перова «Тройка.
Итог:
|