Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Секстина на тему «НА ЧУЖИХ ОШИБКАХ УЧАТСЯ» - поэтическая дуэль



Секстина на тему «НА ЧУЖИХ ОШИБКАХ УЧАТСЯ» - поэтическая дуэль

Стих №1

Зачем родные нам дают советы?
Зачем велят усвоить их уроки
И предостерегают от ошибок,
Что сами совершали в наши годы?
Не для того ли, чтоб своим примером
Нас уберечь от разочарованья?

Опеки юность требует, вниманья
(Неопытны, нежны ее рассветы).
Противится все время полумерам.
В максимализме дети одиноки,
В желаниях упрямы от природы.
Их идеальный мир и мал, и зыбок.

Мечта свершилась – и не счесть улыбок:
Ведь оправдались взрослых ожиданья,
Потративших часы, недели, годы,
Чтобы ребенок принял их заветы,
Изжил в себе возможные пороки,
Не вырос подлецом и лицемером.

Случается, препятствием, барьером
Без послаблений и на возраст скидок
Становятся родителей уроки,
Которые приносят лишь страданья.
И постигаем «университеты»,
В душе ранимой удобряя всходы.

Изобретаем новые методы,
И стойко переносим испытанья.
Не презирая предков эстафеты,
Храним чужих учений ветхий список.
Становимся во многом пионером
И с совестью переживаем склоки.

Мы благодарны жизни за уроки.
Наши ошибки – следствие свободы
В том свете, что пустым не станет, серым,
Пока от нас зависит мирозданье,
Пока дух предков в нас не пережиток
И мы храним все их приоритеты.

***

Cтихотворение состоит из 6-ти строф (всего 36 строк).

1-я cтрофа - 6 строк, шестистишие.
Рифмы: советы – уроки – ошибок – годы – примером – разочарованья
Клаузулы: женск – женск – женск – женск – женск – женск   
Рифмовка: ABCDEF

2-я cтрофа - 6 строк, шестистишие.
Рифмы: вниманья – рассветы – полумерам – одиноки – природы – зыбок.
Клаузулы: женск – женск – женск – женск – женск – женск   
Рифмовка: FAEBDC

3-я cтрофа - 6 строк, шестистишие.
Рифмы: улыбок – ожиданья – годы – заветы – пороки – лицемером.
Клаузулы: женск – женск – женск – женск – женск – женск   
Рифмовка: CFDABE

4-я cтрофа - 6 строк, шестистишие.
Рифмы: барьером – скидок – уроки – страданья – университеты – всходы
Клаузулы: женск – женск – женск – женск – женск – женск   
Рифмовка:  ECBFAD

5-я cтрофа - 6 строк, шестистишие.
Рифмы: методы – испытанья – эстафеты – список – пионером – склоки.
Клаузулы: женск – женск – женск – женск – женск – женск   
Рифмовка: DEACFB

6-я cтрофа - 6 строк, шестистишие.
Рифмы: уроки – свободы - серым – мирозданье – пережиток – приоритеты
Клаузулы: женск – женск – женск – женск – женск – женск   
Рифмовка: BDFECA

***

Зачем родные нам дают советы
-! -! -! -! -! - (11 слогов)
Зачем велят усвоить их уроки
-! -! -! -! -! - (11 слогов)
И предостерегают от ошибок
! ----! -! -! - (11 слогов)
Что сами совершали в наши годы
! ! - --! -! -! - (11 слогов)
Не для того ли чтоб своим примером
! ! -! ! ! -! -! - (11 слогов)
Нас уберечь от разочарованья
! --! ! ----! - (11 слогов)
Опеки юность требует вниманья
-! -! -! -- -! - (11 слогов)
Неопытны нежны ее рассветы
-! -- -! -! -! - (11 слогов)
Противится все время полумерам
-! --! ! - --! - (11 слогов)
В максимализме дети одиноки
---! -! - --! - (11 слогов)
В желаниях упрямы от природы
-! -- -! -! -! - (11 слогов)
Их идеальный мир и мал и зыбок
! --! -! ! ! ! ! - (11 слогов)
Мечта свершилась и не счесть улыбок
-! -! -! ! ! -! - (11 слогов)
Ведь оправдались взрослых ожиданья
! --! -! - --! - (11 слогов)
Потративших часы недели годы
-! -- -! -! -! - (11 слогов)
Чтобы ребенок принял их заветы
! - -! -! -! -! - (11 слогов)
Изжил в себе возможные пороки
-! -! -! -- -! - (11 слогов)
Не вырос подлецом и лицемером
! ! - --! ! --! - (11 слогов)
Случается препятствием барьером
-! -- -! -- -! - (11 слогов)
Без послаблений и на возраст скидок
! --! -! ! ! -! - (11 слогов)
Становятся родителей уроки
-! -- -! -- -! - (11 слогов)
Которые приносят лишь страданья
-! -- -! -! -! - (11 слогов)
И постигаем университеты
! ! --- ----! - (11 слогов)
В душе ранимой удобряя всходы
-! -! - --! -! - (11 слогов)
И с совестью переживаем склоки
! ! -- ---! -! - (11 слогов)
Изобретаем новые методы
---! -! --! -- (11 слогов)
Становимся во многом пионером
-! --! ! - --! - (11 слогов)
Но стойко переносим испытанья
! ! - --! - --! - (11 слогов)
Храним чужих учений ветхий свиток
-! -! -! -! -! - (11 слогов)
Не презирая предков эстафеты
! --! -! - --! - (11 слогов)
Мы благодарны жизни за уроки
! --! -! -! -! - (11 слогов)
Наши ошибки следствие свободы
! - -! -! -- -! - (11 слогов)
В том свете что пустым не станет серым
! ! -! -! ! ! -! - (11 слогов)
Пока от нас зависит мирозданье
-! ! ! -! - --! - (11 слогов)
Пока дух предков в нас не пережиток
-! ! ! -! ! --! - (11 слогов)
И мы храним все их приоритеты
! ! -! ! ! ---! - (11 слогов)

***

за-ЧЕМ/ род-НЫ/-е НАМ/ да-ЮТ/ со-ВЕ/-ты?
за-ЧЕМ/ ве-ЛЯТ/ ус-ВО/-ить ИХ/ у-РО/-ки
и ПРЕ/-до-СТЕ/-ре-ГА/-ют ОТ/ о-ШИ/-бок,
что СА/-ми со/-вер-ША/-ли в НА/-ши ГО/-ды?

Стихотворение написано пятистопным ямбом с применением безударного пиррихия.

Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «! » обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.  

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.

Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом:

_! / _! / _! / _! / _! / _
_! / _! / _! / _! / _! / _
_! / _! / _! / _! / _! / _
_! / _ _ / _! / _! / _! / _

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия:

Ведь оправдались взрослых ожиданья

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- метафора:

И постигаем «университеты»,
В душе ранимой удобряя всходы.

Не презирая предков эстафеты,
Храним чужих учений ветхий список.
Становимся во многом пионером
И с совестью переживаем склоки.

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет:

Храним чужих учений ветхий список

Их идеальный мир и мал, и зыбок.

( Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности)

- лексический повтор:

Их идеальный мир и мал, и зыбок.

(Лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Лексические повторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту)

***

Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой дуэли.

Термин «секстина» происходит из итальянского слова «sestina», которое, в свою очередь, восходит к латинскому «sex», что означает «шесть». Секстина относится к твёрдым поэтическим формам, она включает шесть строф по шесть строк в строфе. В каждом новом шестистишии повторяются слова из предыдущего. Рифмы располагаются по принципу retrogradatio cruciata: рифмы, использованные в первой строфе, повторяются в остальных в последовательности 6-1-5-2-4-3. То есть, рифма из шестой строки первой строфы повторяется в первой строке второй строфы, рифма из первой строки первой строфы становится второй во второй строфе и т. д. Схема классической секстины такова: ABCDEF  FAEBDC  CFDABE ECBFAD  DEACFB BDFECA  ECA. Обычно секстина заканчивается трёхстишием, в котором содержатся все шесть рифмообразующих слов.

Автор не совсем верно уловил суть написания секстины: повторяются не рифмы, а именно рифмованные слова.
Вот отрывок одной из секстин Даниэля в переводе А. Г. Наймана:

Слепую страсть, что в сердце входит,
Не вырвет коготь, не отхватит бритва
Льстеца, который ложью губит душу;
Такого вздуть бы суковатой веткой,
Но, прячась даже от родного брата,
Я счастлив, в сад сбежав или под крышу.
Спешу я мыслью к ней под крышу.
Куда, мне на беду, никто не входит,
Где в каждом я найду врага – не брата;
Я трепещу, словно у горла бритва,
Дрожу, как школьник, ждущий порки веткой,
Так я боюсь, что отравлю ей душу.
Пускай она лишь плоть – не душу
Отдаст, меня пустив к себе под крышу!
Она сечёт меня больней, чем веткой,
Я раб её, который к ней не входит.
Как телу – омовение и бритва,
Я стану нужен ей. Что мне до брата!

«Слепую страсть, что в сердце входит…».

Итог:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.