Секстина на тему «НА ЧУЖИХ ОШИБКАХ УЧАТСЯ» - поэтическая дуэль
Секстина на тему «НА ЧУЖИХ ОШИБКАХ УЧАТСЯ» - поэтическая дуэль
Стих №1
Зачем родные нам дают советы? Зачем велят усвоить их уроки И предостерегают от ошибок, Что сами совершали в наши годы? Не для того ли, чтоб своим примером Нас уберечь от разочарованья?
Опеки юность требует, вниманья (Неопытны, нежны ее рассветы). Противится все время полумерам. В максимализме дети одиноки, В желаниях упрямы от природы. Их идеальный мир и мал, и зыбок.
Мечта свершилась – и не счесть улыбок: Ведь оправдались взрослых ожиданья, Потративших часы, недели, годы, Чтобы ребенок принял их заветы, Изжил в себе возможные пороки, Не вырос подлецом и лицемером.
Случается, препятствием, барьером Без послаблений и на возраст скидок Становятся родителей уроки, Которые приносят лишь страданья. И постигаем «университеты», В душе ранимой удобряя всходы.
Изобретаем новые методы, И стойко переносим испытанья. Не презирая предков эстафеты, Храним чужих учений ветхий список. Становимся во многом пионером И с совестью переживаем склоки.
Мы благодарны жизни за уроки. Наши ошибки – следствие свободы В том свете, что пустым не станет, серым, Пока от нас зависит мирозданье, Пока дух предков в нас не пережиток И мы храним все их приоритеты.
***
Cтихотворение состоит из 6-ти строф (всего 36 строк).
1-я cтрофа - 6 строк, шестистишие. Рифмы: советы – уроки – ошибок – годы – примером – разочарованья Клаузулы: женск – женск – женск – женск – женск – женск Рифмовка: ABCDEF
2-я cтрофа - 6 строк, шестистишие. Рифмы: вниманья – рассветы – полумерам – одиноки – природы – зыбок. Клаузулы: женск – женск – женск – женск – женск – женск Рифмовка: FAEBDC
3-я cтрофа - 6 строк, шестистишие. Рифмы: улыбок – ожиданья – годы – заветы – пороки – лицемером. Клаузулы: женск – женск – женск – женск – женск – женск Рифмовка: CFDABE
4-я cтрофа - 6 строк, шестистишие. Рифмы: барьером – скидок – уроки – страданья – университеты – всходы Клаузулы: женск – женск – женск – женск – женск – женск Рифмовка: ECBFAD
5-я cтрофа - 6 строк, шестистишие. Рифмы: методы – испытанья – эстафеты – список – пионером – склоки. Клаузулы: женск – женск – женск – женск – женск – женск Рифмовка: DEACFB
6-я cтрофа - 6 строк, шестистишие. Рифмы: уроки – свободы - серым – мирозданье – пережиток – приоритеты Клаузулы: женск – женск – женск – женск – женск – женск Рифмовка: BDFECA
***
Зачем родные нам дают советы -! -! -! -! -! - (11 слогов) Зачем велят усвоить их уроки -! -! -! -! -! - (11 слогов) И предостерегают от ошибок ! ----! -! -! - (11 слогов) Что сами совершали в наши годы ! ! - --! -! -! - (11 слогов) Не для того ли чтоб своим примером ! ! -! ! ! -! -! - (11 слогов) Нас уберечь от разочарованья ! --! ! ----! - (11 слогов) Опеки юность требует вниманья -! -! -! -- -! - (11 слогов) Неопытны нежны ее рассветы -! -- -! -! -! - (11 слогов) Противится все время полумерам -! --! ! - --! - (11 слогов) В максимализме дети одиноки ---! -! - --! - (11 слогов) В желаниях упрямы от природы -! -- -! -! -! - (11 слогов) Их идеальный мир и мал и зыбок ! --! -! ! ! ! ! - (11 слогов) Мечта свершилась и не счесть улыбок -! -! -! ! ! -! - (11 слогов) Ведь оправдались взрослых ожиданья ! --! -! - --! - (11 слогов) Потративших часы недели годы -! -- -! -! -! - (11 слогов) Чтобы ребенок принял их заветы ! - -! -! -! -! - (11 слогов) Изжил в себе возможные пороки -! -! -! -- -! - (11 слогов) Не вырос подлецом и лицемером ! ! - --! ! --! - (11 слогов) Случается препятствием барьером -! -- -! -- -! - (11 слогов) Без послаблений и на возраст скидок ! --! -! ! ! -! - (11 слогов) Становятся родителей уроки -! -- -! -- -! - (11 слогов) Которые приносят лишь страданья -! -- -! -! -! - (11 слогов) И постигаем университеты ! ! --- ----! - (11 слогов) В душе ранимой удобряя всходы -! -! - --! -! - (11 слогов) И с совестью переживаем склоки ! ! -- ---! -! - (11 слогов) Изобретаем новые методы ---! -! --! -- (11 слогов) Становимся во многом пионером -! --! ! - --! - (11 слогов) Но стойко переносим испытанья ! ! - --! - --! - (11 слогов) Храним чужих учений ветхий свиток -! -! -! -! -! - (11 слогов) Не презирая предков эстафеты ! --! -! - --! - (11 слогов) Мы благодарны жизни за уроки ! --! -! -! -! - (11 слогов) Наши ошибки следствие свободы ! - -! -! -- -! - (11 слогов) В том свете что пустым не станет серым ! ! -! -! ! ! -! - (11 слогов) Пока от нас зависит мирозданье -! ! ! -! - --! - (11 слогов) Пока дух предков в нас не пережиток -! ! ! -! ! --! - (11 слогов) И мы храним все их приоритеты ! ! -! ! ! ---! - (11 слогов)
***
за-ЧЕМ/ род-НЫ/-е НАМ/ да-ЮТ/ со-ВЕ/-ты? за-ЧЕМ/ ве-ЛЯТ/ ус-ВО/-ить ИХ/ у-РО/-ки и ПРЕ/-до-СТЕ/-ре-ГА/-ют ОТ/ о-ШИ/-бок, что СА/-ми со/-вер-ША/-ли в НА/-ши ГО/-ды?
Стихотворение написано пятистопным ямбом с применением безударного пиррихия.
Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «! » обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!
Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.
Схема пиррихия: _ _
Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.
Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом:
_! / _! / _! / _! / _! / _ _! / _! / _! / _! / _! / _ _! / _! / _! / _! / _! / _ _! / _ _ / _! / _! / _! / _
***
В произведении использованы различные выразительные средства лексики:
- инверсия:
Ведь оправдались взрослых ожиданья
(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )
- метафора:
И постигаем «университеты», В душе ранимой удобряя всходы.
Не презирая предков эстафеты, Храним чужих учений ветхий список. Становимся во многом пионером И с совестью переживаем склоки.
(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)
- эпитет:
Храним чужих учений ветхий список
Их идеальный мир и мал, и зыбок.
( Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности)
- лексический повтор:
Их идеальный мир и мал, и зыбок.
(Лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Лексические повторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту)
***
Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой дуэли.
Термин «секстина» происходит из итальянского слова «sestina», которое, в свою очередь, восходит к латинскому «sex», что означает «шесть». Секстина относится к твёрдым поэтическим формам, она включает шесть строф по шесть строк в строфе. В каждом новом шестистишии повторяются слова из предыдущего. Рифмы располагаются по принципу retrogradatio cruciata: рифмы, использованные в первой строфе, повторяются в остальных в последовательности 6-1-5-2-4-3. То есть, рифма из шестой строки первой строфы повторяется в первой строке второй строфы, рифма из первой строки первой строфы становится второй во второй строфе и т. д. Схема классической секстины такова: ABCDEF FAEBDC CFDABE ECBFAD DEACFB BDFECA ECA. Обычно секстина заканчивается трёхстишием, в котором содержатся все шесть рифмообразующих слов.
Автор не совсем верно уловил суть написания секстины: повторяются не рифмы, а именно рифмованные слова. Вот отрывок одной из секстин Даниэля в переводе А. Г. Наймана:
Слепую страсть, что в сердце входит, Не вырвет коготь, не отхватит бритва Льстеца, который ложью губит душу; Такого вздуть бы суковатой веткой, Но, прячась даже от родного брата, Я счастлив, в сад сбежав или под крышу. Спешу я мыслью к ней под крышу. Куда, мне на беду, никто не входит, Где в каждом я найду врага – не брата; Я трепещу, словно у горла бритва, Дрожу, как школьник, ждущий порки веткой, Так я боюсь, что отравлю ей душу. Пускай она лишь плоть – не душу Отдаст, меня пустив к себе под крышу! Она сечёт меня больней, чем веткой, Я раб её, который к ней не входит. Как телу – омовение и бритва, Я стану нужен ей. Что мне до брата!
«Слепую страсть, что в сердце входит…».
Итог:
|