Картина Рафаэля Санти «Мадонна в кресле» (ок. 1513—1514) - поэтическая дуэль
Картина Рафаэля Санти «Мадонна в кресле» (ок. 1513—1514) - поэтическая дуэль
Стих №1
Материнская любовь
Посланный Богом, желанный ребенок. Что может быть в ее жизни важнее, Чем безобидный и милый цыпленок, Кожа которого шёлка нежнее?
Пухлое тельце, чуть влажные кудри, Но далеко не младенческим взглядом Смотрит он в будущность в розовой пудре, В царство отца, с кем потом будет рядом.
Ради людей в жертву им принесённый, Льнёт до поры к материнским ладоням. Если б любовью ее стал спасённым Он вопреки всем страстям и погоням!
Крепко дитя в нерушимых объятьях Держит Мадонна – сосуд его жизни, Зная, что Сына увидит распятье, Будет оплакивать тело на тризне.
Он – ее дар, смысл, жизнь вдохновивший Женщины-матери, чье назначенье – Больше себя навсегда возлюбившей Детское сердце найти в том спасение.
***
Cтихотворение состоит из 5-ти строф (всего 20 строк).
1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: ребенок – важнее – цыпленок – нежнее. Клаузулы: женск – дактилическ – женск – дактилическ Рифмовка: ABAB – перекрёстная
2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: кудри - взглядом – пудре – рядом. Клаузулы: женск – женск – женск – женск Рифмовка: ABAB – перекрёстная
3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: принесённый – ладоням – спасённым – погоням. Клаузулы: женск – женск – женск – женск Рифмовка: ABAB – перекрёстная
4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: объятьях – жизни – распятье – тризне. Клаузулы: женск – женск – женск – женск Рифмовка: ABAB – перекрёстная
5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: вдохновивший – назначенье – возлюбившей – спасение. Клаузулы: женск – женск – женск – женск Рифмовка: ABAB – перекрёстная
***
Посланный Богом желанный ребенок ! --! - -! - -! - (11 слогов) Что может быть в ее жизни важнее ! ! -! -! ! - -! - (11 слогов) Чем безобидный и милый цыпленок ! --! -! ! - -! - (11 слогов) Кожа которого шёлка нежнее ! - -! --! - -! - (11 слогов) Пухлое тельце чуть влажные кудри ! --! -! ! --! - (11 слогов) Но далеко не младенческим взглядом ! --! ! -! --! - (11 слогов) Смотрит он в будущность в розовой пудре ! -! ! --! --! - (11 слогов) В царство отца с кем потом будет рядом ! - -! ! ! -! -! - (11 слогов) Ради людей в жертву им принесённый ! - -! ! -! --! - (11 слогов) Льнёт до поры к материнским ладоням ! ! -! --! - -! - (11 слогов) Если б любовью ее стал спасённым ! - -! - -! ! -! - (11 слогов) Он вопреки всем страстям и погоням ! --! ! -! ! -! - (11 слогов) Крепко дитя в нерушимых объятьях ! - -! --! - -! - (11 слогов) Держит Мадонна сосуд его жизни ! - -! - -! -! ! - (11 слогов) Зная что Сына увидит распятье ! -! ! - -! - -! - (11 слогов) Будет оплакивать тело на тризне ! - -! --! -! ! - (11 слогов) Он ее дар смысл жизнь вдохновивший ! -! ! ! ! --! - (10 слогов) Женщины матери чье назначенье ! --! --! --! - (11 слогов) Больше себя навсегда возлюбившей ! - -! ! -- --! - (11 слогов) Детское сердце найти в том спасение ! --! - -! ! -! -- (12 слогов)
***
ПО-слан-ный/ БО-гом, же/-ЛАН-ный ре/-БЕ-нок. ЧТО мо-жет/ БЫТЬ в е-е/ ЖИЗ-ни важ/-НЕ-е, ЧЕМ бе-зо/-БИД-ный и/ МИ-лый цып/-ЛЕ-нок, КО-жа ко/-ТО-ро-го/ ШЁЛ-ка неж/-НЕ-е?
Стихотворение написано четырёхстопным дактилем.
Дактиль представляет собой одну из форм организации слогов в стихотворении. Стопа (элемент стихотворной структуры) дактиля состоит из трёх слогов, первый из которых является ударным. Если представить это в виде схемы, где «_» – безударный слог, а «! » обозначает ударный слог, то получим следующий вид: ! _ _
Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом:
! _ _ /! _ _ /! _ _ /! _ ! _ _ /! _ _ /! _ _ /! _ ! _ _ /! _ _ /! _ _ /! _ ! _ _ /! _ _ /! _ _ /! _
***
В произведении использованы различные выразительные средства лексики:
- инверсия: Смотрит он в будущность в розовой пудре, В царство отца, с кем потом будет рядом.
(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )
- метафора:
безобидный и милый цыпленок, Кожа которого шёлка нежнее
Будущность в розовой пудре
Держит Мадонна – сосуд его жизни,
(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)
- эпитет:
Посланный Богом, желанный ребенок; безобидный и милый цыпленок, пухлое тельце, чуть влажные кудри
( Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )
- сравнение:
Кожа которого шёлка нежнее
(Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое)
***
Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины Рафаэля Санти.
Итог:
|