Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Техника — 2 Содержание — 3



Техника — 2 Содержание — 3

____________________________________________________________________________

Стих №2

Нет ничего важнее кровных уз.

Порой история жестока к своим людям:
Чтоб в выгодном себя представить свете,
Те, кто её запишут, те и судят,
И лишь они за искажения в ответе.

Пускай лежал ковер и мялся в складки,
Пускай был прочь откинут жёсткий стул...
Пускай характер у царя был гадким,
Но он царевича едва в плечо толкнул.

Да, был гневлив и скор на дикую расправу.
Да, мог проклясть и дать пощечину, крича...
Но сына бы не тронул вопреки крутому нраву,
И не убил бы, ни планируя, ни сгоряча.

В те времена и окружение опасно было,
И медицина, не в пример сегодняшней, слаба...
Царевич умер после, сам, без спора и без пыла,
И не струилась кровь с его бледнеющего лба.

А Царь скорбел и нес в себе непримиренья груз –
Проститься не успел и не нашел покоя...
Ведь нет на свете ничего важнее кровных уз,
И он врагу не пожелал бы пережить такое.

Но дабы подчеркнуть, что прозван Грозным неспроста,
Царю приписан был тягчайший грех.
А то, что сожалел о смерти сына он всегда –
То было скрыто хитрецами ото всех.

***

 Экспресс-анализ стихотворения Cтихотворение состоит из 6-ти строф (всего 24 строки).

1-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: людям — свете — судят — ответе.
Клаузулы: женск — женск — женск — женск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная 

2-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: складки — стул — гадким — толкнул.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: AbAb — перекрёстная 

3-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: расправу — крича — нраву — сгоряча.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: AbAb — перекрёстная

4-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: было — слаба — пыла — лба.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: AbAb — перекрёстная

5-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: груз — покоя — уз — такое.
Клаузулы: мужск — женск — мужск — женск
Рифмовка: аBаB — перекрёстная 

6-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: неспроста — грех — всегда — всех.
Клаузулы: мужск — мужск — мужск — мужск
Рифмовка: abab — перекрёстная 

***

Порой история жестока к своим людям
-! -! -- -! - -! ! - (13 слогов)
Чтоб в выгодном себя представить свете
! ! -- -! -! -! - (11 слогов)
Те кто её запишут те и судят
! ! -! -! -! ! ! - (11 слогов)
И лишь они за искажения в ответе
! ! -! ! --! -- -! - (13 слогов)
Пускай лежал ковер и мялся в складки
-! -! -! ! ! -! - (11 слогов)
Пускай был прочь откинут жёсткий стул
-! ! ! -! -! -! (10 слогов)
Пускай характер у царя был гадким
-! -! -! -! ! ! - (11 слогов)
Но он царевича едва в плечо толкнул
! ! -! -- -! -! -! (12 слогов)
Да был гневлив и скор на дикую расправу
! ! -! ! ! ! ! -- -! - (13 слогов)
Да мог проклясть и дать пощечину крича
! ! -! ! ! -! -- -! (12 слогов)
Но сына бы не тронул вопреки крутому нраву
! ! -! ! ! - --! -! -! - (15 слогов)
И не убил бы ни планируя ни сгоряча
! ! -! ! ! -! --! --! (14 слогов)
В те времена и окружение опасно было
! --! ! --! -- -! -! - (15 слогов)
И медицина не в пример сегодняшней слаба
! --! -! -! -! -- -! (14 слогов)
Царевич умер после сам без спора и без пыла
-! -! - -! ! ! ! -! ! ! - (15 слогов)
И не струилась кровь с его бледнеющего лба
! ! -! -! -! -! ---! (14 слогов)
А Царь скорбел и нес в себе непримиренья груз
! ! -! ! ! -! ---! -! (14 слогов)
Проститься не успел и не нашел покоя
-! -! -! ! ! -! -! - (13 слогов)
Ведь нет на свете ничего важнее кровных уз
! ! ! ! - --! -! -! -! (14 слогов)
И он врагу не пожелал бы пережить такое
! ! -! ! --! ! --! -! - (15 слогов)
Но дабы подчеркнуть что прозван Грозным неспроста
! -! --! ! ! -! - --! (14 слогов)
Царю приписан был тягчайший грех
-! -! -! -! -! (10 слогов)
А то что сожалел о смерти сына он всегда
! ! ! --! ! ! -! -! -! (14 слогов)
То было скрыто хитрецами ото всех
! ! -! - --! - -! ! (12 слогов) 

***

по-РОЙ/ ис-ТО/-ри-я/ же-СТО/-ка к сво/-им ЛЮ/-дям:
чтоб в ВЫ/-год-ном/ се-БЯ/ пред-СТА/-вить СВЕ/-те,
те, КТО/ е-Ё/ за-ПИ/-шут, те/ и СУ/-дят,
и ЛИШЬ/ о-НИ/ за ис/-ка-ЖЕ/-ни-я/ в от-ВЕ/-те.

Стихотворение написано шестистопным ямбом с применением безударного пиррихия.

Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «! » обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий – в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.  

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.  

Схема первого катрена произведения выглядит следующим образом:

_! / _! / _ _ / _! / _ _ / _! / _
_! / _ _ / _! / _! / _! / _
_! / _! / _! / _ _ / _! / _
_! / _! / _ _ / _! / _ _ / _! / _

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия:  
Пускай лежал ковер и мялся в складки,

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- метафора:
А Царь скорбел и нес в себе непримиренья груз

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет:

Характер у царя был гадким, и медицина … слаба,

(Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )

- анафора:

Пускай лежал ковер и мялся в складки,
Пускай был прочь откинут жёсткий стул...
Пускай характер у царя был гадким,
Но он царевича едва в плечо толкнул.

Да, был гневлив и скор на дикую расправу.
Да, мог проклясть и дать пощечину, крича...
Но сына бы не тронул вопреки крутому нраву,
И не убил бы, ни планируя, ни сгоряча.

( Анафора — единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Это стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции. Анафора, как и вообще всякого рода повторения отдельных слов или выражений, независимо от местоположения их, придает часто стиху остроту и выразительность, подчеркивая известные моменты подобно руководящему мотиву (лейтмотив) в музыкальном произведении. )

***

Стихотворение написано со сбоем в чередовании клаузул и сбое в количестве слогов. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать красивые, яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».  

Итог:  

Техника — 2 Содержание — 3

________________________________________________________________________________

Благодарим авторов за проделанную работу и желаем дальнейших творческих успехов!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.