Картина английского художника Джона Уильяма Уотерхауса «Эхо и Нарцисс» (1903) - поэтическая дуэль
Картина английского художника Джона Уильяма Уотерхауса «Эхо и Нарцисс» (1903) - поэтическая дуэль
Стих №1
Нарциссы
В чудесном саду расцветали нарциссы, Их жёлтая нежность взывала к касаньям. О, все мы в душе, глубоко, эгоисты... И жаждем признанья, в нас — счастья желанье.
Потоками мягкими вОды стекали, Лучи отражались на них и на теле... И лёгкое чувство, июльской вуали, Укрыло заботливо свежую зелень.
Прохладу у камня, босыми ногами, И грусть, ощущала прекрасная Эхо; Была пред любовью безмолвно-нагая, И сердце открыв, не достигла успеха.
Цветеньем магнолии, розы нежнейшей, Печально спадало её одеянье... Как больно, когда, нежных бабочек вешних, Пускаешь в полёт... Но не видишь признанья.
А юный Нарцисс поглощён был собою. Венчал его голову лавр ароматный. Нарцисс восхищён золотой красотою, Приятным лицом... И пути нет обратно.
Вот только... В душе, за пределами мифа, Струились пруды нескончаемой боли. И гордый Нарцисс, и волшебная нимфа, Нуждались в любви безусловной всего лишь.
***
Cтихотворение состоит из 6-ти строф (всего 24 строки).
1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: нарциссы – касаньям – эгоисты – желанье. Клаузулы: женск – женск –женск – женск Рифмовка: ABAB – перекрёстная
2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: стекали – теле – вуали – зелень. Клаузулы: женск – женск –женск – женск Рифмовка: ABAB – перекрёстная
3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: ногами – Эхо – нагая – успеха. Клаузулы: женск – женск –женск – женск Рифмовка: ABAB – перекрёстная
4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: нежнейшей – одеянье – вешних – признанья. Клаузулы: женск – женск –женск – женск Рифмовка: ABAB – перекрёстная
5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: собою – ароматный – красотою – обратно. Клаузулы: женск – женск –женск – женск Рифмовка: ABAB – перекрёстная
6-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: мифа – боли – нимфа – всего лишь. Клаузулы: женск – женск –женск – женск Рифмовка: ABAB – перекрёстная
***
В чудесном саду расцветали нарциссы -! - -! --! - -! - (12 слогов) Их жёлтая нежность взывала к касаньям ! ! --! - -! - -! - (12 слогов) О все мы в душе глубоко эгоисты ! ! ! -! --! --! - (12 слогов) И жаждем признанья в нас счастья желанье ! ! - -! -! ! - -! - (12 слогов) Потоками мягкими вОды стекали -! --! --! - -! - (12 слогов) Лучи отражались на них и на теле -! --! -! ! ! ! ! - (12 слогов) И лёгкое чувство июльской вуали ! ! --! - -! - -! - (12 слогов) Укрыло заботливо свежую зелень -! - -! --! --! - (12 слогов) Прохладу у камня босыми ногами -! -! ! - -! - -! - (12 слогов) И грусть ощущала прекрасная Эхо ! ! --! - -! --! - (12 слогов) Была пред любовью безмолвно нагая -! ! -! - -! - -! - (12 слогов) И сердце открыв не достигла успеха ! ! - -! ! -! - -! - (12 слогов) Цветеньем магнолии розы нежнейшей -! - -! --! - -! - (12 слогов) Печально спадало её одеянье -! - -! - -! --! - (12 слогов) Как больно когда нежных бабочек вешних ! ! - -! ! -! --! - (12 слогов) Пускаешь в полёт Но не видишь признанья -! - -! ! ! ! - -! - (12 слогов) А юный Нарцисс поглощён был собою ! ! - -! --! ! -! - (12 слогов) Венчал его голову лавр ароматный -! -! --! ! --! - (12 слогов) Нарцисс восхищён золотой красотою -! --! --! --! - (12 слогов) Приятным лицом И пути нет обратно -! - -! ! -! ! -! - (12 слогов) Вот только В душе за пределами мифа ! ! - -! ! -! --! - (12 слогов) Струились пруды нескончаемой боли -! - -! --! --! - (12 слогов) И гордый Нарцисс и волшебная нимфа ! ! - -! ! -! --! - (12 слогов) Нуждались в любви безусловной всего лишь -! - -! --! - -! ! (12 слогов)
***
в чу-ДЕС-ном/ са-ДУ рас/-цве-ТА-ли/ нар-ЦИС-сы/, их ЖЁЛ-та/-я НЕЖ-ность/ взы-ВА-ла/ к ка-САНЬ-ям/. о, ВСЕ мы/ в ду-ШЕ, глу/-бо-КО, э/-го-ИС-ты/... и жАЖ-дем/ приз-НАНЬ-я/, в нас СЧАСТЬ-я/ же-ЛАНЬ-е/.
Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием.
Амфибрахий – это стихотворный метр (способ организации слогов), при котором стопа состоит из трёх слогов. Ударным является второй по счёту. Схема стопы выглядит следующим образом: _! _ «_» – безударный слог, «! » – ударный.
Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом:
_! _ / _! _ / _! _ / _! _ / _! _ / _! _ / _! _ / _! _ / _! _ / _! _ / _! _ / _! _ / _! _ / _! _ / _! _ / _! _ /
***
В произведении использованы различные выразительные средства лексики:
- инверсия:
В чудесном саду расцветали нарциссы
(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )
- метафора:
Их жёлтая нежность взывала к касаньям.
Струились пруды нескончаемой боли.
(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)
- эпитет:
Жёлтая нежность, потоками мягкими, июльской вуали, печально спадало
(Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )
***
Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины Джона Уильяма Уотерхауса «Эхо и Нарцисс».
Итог:
|