Диптих Иеронима Босха «Рай и Ад» (ок.1510) - поэтическая дуэль
Диптих Иеронима Босха «Рай и Ад» (ок. 1510) - поэтическая дуэль
Стих №1
Жизнь
Во слияньи планет, всеобъемлющем свете, И за нежной лазурью, блестя в вышине, Существует прекрасная жизнь после смерти. В это верую я. Это дорого мне.
В золотистом сияньи там истин цветенье, И крылатые ангелы всюду парят. И слышнО удивительно-чистое пенье... И деревья как будто с тобой говорят...
Там лучатся цветы, и живая природа Меж собою в ладу. Не стыдясь наготы, Люди просто живут, и к земле, к небосводу Простирают любовь. И тепло. И мечты.
Там скульптуры искусные, смелость и счастье - Даже меч занесённый не ранит, не бьёт. В сердце только любовь. Доброта и участье. Рай, в который не каждый, увы, попадёт...
Что же ад? Это страх. И паденье. Страданье, Это лестница в пропасть, а не в небеса. Разрушенье всеобщей любви, созиданья. Это то, от чего плачут кровью глаза.
Извращённые образы, люди, созданья - На душе тяжело. Лишь вопрос: почему? Башни к смерти духовной ведут там, коль зданья, Сами тянутся вверх... Упираясь во тьму.
Но я верю, что нас не коснётся их участь. Что мы будем любовью сиять, как свеча. Свет внутри нам поможет, направит, обучит, Вечно жить и светиться в целебных лучах.
***
Cтихотворение состоит из 7-ти строф (всего 28 строк).
1-я cтрофа - 4 строки, четверостишие. Рифмы: свете – вышине – смерти – мне Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск Рифмовка: AbAb - перекрёстная
2-я cтрофа - 4 строки, четверостишие. Рифмы: цветенье – парят – пенье – говорят. Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск Рифмовка: AbAb - перекрёстная
3-я cтрофа - 4 строки, четверостишие. Рифмы: природа – наготы – небосводу – мечты. Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск Рифмовка: AbAb - перекрёстная
4-я cтрофа - 4 строки, четверостишие. Рифмы: счастье – бьёт – участье – попадёт. Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск Рифмовка: AbAb - перекрёстная
5-я cтрофа - 4 строки, четверостишие. Рифмы: страданье – небеса – созиданья – глаза. Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск Рифмовка: AbAb - перекрёстная
6-я cтрофа - 4 строки, четверостишие. Рифмы: созданья – почему – зданья – тьму. Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск Рифмовка: AbAb - перекрёстная
7-я cтрофа - 4 строки, четверостишие. Рифмы: участь – свеча – обучит – лучах. Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск Рифмовка: AbAb - перекрёстная
***
Во слияньи планет всеобъемлющем свете ! -! - -! --! --! - (13 слогов) И за нежной лазурью блестя в вышине ! ! ! - -! - -! --! (12 слогов) Существует прекрасная жизнь после смерти --! - -! --! -! ! - (13 слогов) В это верую я Это дорого мне ! -! --! ! -! --! (12 слогов) В золотистом сияньи там истин цветенье --! - -! -! ! - -! - (13 слогов) И крылатые ангелы всюду парят ! -! --! --! - -! (12 слогов) И слышнО удивительно чистое пенье ! ! - --! --! -- -! (13 слогов) И деревья как будто с тобой говорят ! -! -! ! - -! --! (12 слогов) Там лучатся цветы и живая природа ! -! - -! ! -! - -! - (13 слогов) Меж собою в ладу Не стыдясь наготы ! -! -! -! -! --! (12 слогов) Люди просто живут и к земле к небосводу ! -! - -! ! -! --! - (13 слогов) Простирают любовь И тепло И мечты --! - -! ! -! ! -! (12 слогов) Там скульптуры искусные смелость и счастье ! -! - -! --! -! ! - (13 слогов) Даже меч занесённый не ранит не бьёт ! -! --! -! ! -! ! (12 слогов) В сердце только любовь Доброта и участье ! -! - -! -! -! -! - (13 слогов) Рай в который не каждый увы попадёт ! -! -! ! - -! --! (12 слогов) Что же ад Это страх И паденье Страданье ! ! ! ! -! ! -! - -! - (13 слогов) Это лестница в пропасть а не в небеса ! -! --! -! ! --! (12 слогов) Разрушенье всеобщей любви созиданья --! - -! - -! --! - (13 слогов) Это то от чего плачут кровью глаза ! -! ! -! ! -! - -! (12 слогов) Извращённые образы люди созданья --! --! --! - -! - (13 слогов) На душе тяжело Лишь вопрос почему ! -! --! ! -! --! (12 слогов) Башни к смерти духовной ведут там коль зданья ! -! - -! - -! ! ! ! - (13 слогов) Сами тянутся вверх Упираясь во тьму ! -! --! --! -! ! (12 слогов) Но я верю что нас не коснётся их участь ! ! ! -! ! ! -! -! ! - (13 слогов) Что мы будем любовью сиять как свеча ! ! ! - -! - -! ! -! (12 слогов) Свет внутри нам поможет направит обучит ! -! ! -! - -! - -! - (13 слогов) Вечно жить и светиться в целебных лучах ! -! ! -! - -! - -! (12 слогов)
***
во сли-ЯНЬ/-и пла-НЕТ/, все-объ-ЕМ/-лю-щем СВЕ/-те, и за НЕЖ/-ной ла-ЗУРЬ/-ю, бле-СТЯ/ в вы-ши-НЕ, / су-ще-СТВУ/-ет пре-КРАС/-на-я ЖИЗНЬ/ по-сле СМЕР/-ти. в э-то ВЕ/-ру-ю Я/. э-то ДО/-ро-го МНЕ. /
Стихотворение написано четырёхстопным анапестом.
Анапест представляет собой трёхсложную стопу, ударение в которой падает на третий слог. Схему стопы можно выразить графически: _ _! (Символом «_» обозначается безударный слог, а «! » – ударный». )
Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом:
_ _! / _ _! / _ _! / _ _! / _ _ _! / _ _! / _ _! / _ _! / _ _! / _ _! / _ _! / _ _! / _ _ _! / _ _! / _ _! / _ _! /
***
В произведении использованы различные выразительные средства лексики:
- инверсия: Существует прекрасная жизнь после смерти. В это верую я.
(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )
- метафора: В золотистом сияньи там истин цветенье,
(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)
- эпитет:
Всеобъемлющий свет, удивительно-чистое пенье, целебные лучи
( Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )
- анафора:
И крылатые ангелы всюду парят. И слышнО удивительно-чистое пенье... И деревья как будто с тобой говорят
( Анафора — единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Это стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции. Анафора, как и вообще всякого рода повторения отдельных слов или выражений, независимо от местоположения их, придает часто стиху остроту и выразительность, подчеркивая известные моменты подобно руководящему мотиву (лейтмотив) в музыкальном произведении.
***
Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины Иеронима Босха «Рай и Ад».
Итог:
|