Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Картина Ивана Константиновича Айвазовского «Кораблекрушение» (1876) - поэтическая дуэль



Картина Ивана Константиновича Айвазовского «Кораблекрушение» (1876) - поэтическая дуэль

Стих №1

Хладным голосом природы, взмыла пенная волна.
Отражались в небе вОды, в море - неба глубина.

Что берсерк, стихия местью в бой рвалась, рвалась, рвалась!
В изумрудном поднебесье нега злата разлилась.

О, не ведали покоя волны странствий в этот час.
Живший буйством и тоскою, он Нептуна чтил приказ;

Тот проникся к людям злобой, милосердье позабыв.
Лишь зелёный, светлый кобальт, умягчал его порыв.

Бился всплеск аквамарина о закат высоких скал,
Лунный блеск людей невинных равнодушно забывал.

Иль найдут они спасенье, иль отыщут сон на дне?
Вот уже туман рассеян, вот уж берег в стороне...

Где надеждой - лица братьев... Как сильна у моря власть,
Так страшны его объятья, так не хочется пропасть!

***

Cтихотворение состоит из 7-ти строф (всего 14 строк).

1-я cтрофа – 2 строки, двухстишие.
Рифмы: волна – глубина  
Клаузулы; мужск – мужск
Рифмовка: аа

2-я cтрофа – 2 строки, двухстишие.
Рифмы: рвалась – разлилась  
Клаузулы; мужск – мужск
Рифмовка: аа

3-я cтрофа – 2 строки, двухстишие.
Рифмы: час – приказ
Клаузулы; мужск – мужск
Рифмовка: аа

4-я cтрофа – 2 строки, двухстишие.
Рифмы: позабыв – порыв
Клаузулы; мужск – мужск
Рифмовка: аа

5-я cтрофа – 2 строки, двухстишие.
Рифмы: скал – забывал
Клаузулы; мужск – мужск
Рифмовка: аа

6-я cтрофа – 2 строки, двухстишие.
Рифмы: дне – стороне
Клаузулы; мужск – мужск
Рифмовка: аа

7-я cтрофа – 2 строки, двухстишие.
Рифмы: власть – пропасть
Клаузулы; мужск – мужск
Рифмовка: аа

***

Хладным голосом природы взмыла пенная волна
! -! -- -! -! -! -- -! (15 слогов)
Отражались в небе вОды в море неба глубина
--! -! -! -! -! - --! (15 слогов)
Что берсерк стихия местью в бой рвалась рвалась рвалась
! -! -! -! -! -! -! -! (15 слогов)
В изумрудном поднебесье нега злата разлилась
--! - --! -! -! - --! (15 слогов)
О не ведали покоя волны странствий в этот час
! ! ! -- -! -! -! -! -! (15 слогов)
Живший буйством и тоскою он Нептуна чтил приказ
! -! -! -! -! -! -! -! (15 слогов)
Тот проникся к людям злобой милосердье позабыв
! -! -! -! - --! -! -- (15 слогов)
Лишь зелёный светлый кобальт умягчал его порыв
! -! -! -! - --! -! -! (15 слогов)
Бился всплеск аквамарина о закат высоких скал
! -! ---! -! -! -! -! (15 слогов)
Лунный блеск людей невинных равнодушно забывал
! -! -! -! - --! - --! (15 слогов)
Иль найдут они спасенье иль отыщут сон на дне
! -! -! -! -! -! -! ! ! (15 слогов)
Вот уже туман рассеян вот уж берег в стороне
! ! - -! -! -! ! ! - --! (15 слогов)
Где надеждой лица братьев Как сильна у моря власть
! -! -! -! -! -! ! ! -! (15 слогов)
Так страшны его объятья так не хочется пропасть
! -! -! -! -! ! ! -- -! (15 слогов)

***

хлад-ны/ го-ло/-сом при/-ро-ды/, взмы-ла/ пен-на/-я вол/-на.
от-ра\-жа-лись\ в не-бе\ во-ды\, в мо-ре\ не-ба\ глу-би\-на.

Стихотворение написано восьмистопным хореем с применением безударного пиррихия.

Хорей - Стопа хорея состоит из двух слогов, первый из которых является ударным. Если изобразить стопу при помощи символов «! » (ударный слог) и «_» (безударный слог), то получится такая схема: ! _

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.  

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.

Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом:

! _ /! _ /! _ /! _! _ /! _ /! _ /! _ /!
! _ /! _ /! _ /! _! _ /! _ /! _ /! _ /!  

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия:

Хладным голосом природы, взмыла пенная волна.
Отражались в небе вОды, в море - неба глубина.

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- метафора:
Хладным голосом природы, взмыла пенная волна.

О, не ведали покоя волны странствий в этот час.
Живший буйством и тоскою, он Нептуна чтил приказ;

Тот проникся к людям злобой, милосердье позабыв.
Лишь зелёный, светлый кобальт, умягчал его порыв.

Бился всплеск аквамарина о закат высоких скал,
Лунный блеск людей невинных равнодушно забывал.

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет: ( Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )

- лексический повтор:

Что берсерк, стихия местью в бой рвалась, рвалась, рвалась!

Так страшны его объятья, так не хочется пропасть!

(Лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Лексические повторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту)

 - хиазм:

Отражались в небе вОды, в море - неба глубина.

(Хиазм - перекрестное расположение параллельных частей в двух смежных предложениях)

- сравнение:

Что берсерк, стихия местью в бой рвалась, рвалась, рвалась!

(Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое. )

- олицетворение:

О, не ведали покоя волны странствий в этот час.

Живший буйством и тоскою, он Нептуна чтил приказ;

Тот проникся к людям злобой, милосердье позабыв.

Лунный блеск людей невинных равнодушно забывал.

(Олицетворение - приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ)

***

Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины Картина Ивана Константиновича Айвазовского.

Итог:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.