|
|||
Картина Ивана Константиновича Айвазовского «Кораблекрушение» (1876) - поэтическая дуэльСтр 1 из 2Следующая ⇒ Картина Ивана Константиновича Айвазовского «Кораблекрушение» (1876) - поэтическая дуэль Стих №1 Хладным голосом природы, взмыла пенная волна. Что берсерк, стихия местью в бой рвалась, рвалась, рвалась! О, не ведали покоя волны странствий в этот час. Тот проникся к людям злобой, милосердье позабыв. Бился всплеск аквамарина о закат высоких скал, Иль найдут они спасенье, иль отыщут сон на дне? Где надеждой - лица братьев... Как сильна у моря власть, *** Cтихотворение состоит из 7-ти строф (всего 14 строк). 1-я cтрофа – 2 строки, двухстишие. 2-я cтрофа – 2 строки, двухстишие. 3-я cтрофа – 2 строки, двухстишие. 4-я cтрофа – 2 строки, двухстишие. 5-я cтрофа – 2 строки, двухстишие. 6-я cтрофа – 2 строки, двухстишие. 7-я cтрофа – 2 строки, двухстишие. *** Хладным голосом природы взмыла пенная волна *** хлад-ны/ го-ло/-сом при/-ро-ды/, взмы-ла/ пен-на/-я вол/-на. Стихотворение написано восьмистопным хореем с применением безударного пиррихия. Хорей - Стопа хорея состоит из двух слогов, первый из которых является ударным. Если изобразить стопу при помощи символов «! » (ударный слог) и «_» (безударный слог), то получится такая схема: ! _ Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения. Схема пиррихия: _ _ Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя. Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом: ! _ /! _ /! _ /! _! _ /! _ /! _ /! _ /! *** В произведении использованы различные выразительные средства лексики: - инверсия: Хладным голосом природы, взмыла пенная волна. (Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности ) - метафора: О, не ведали покоя волны странствий в этот час. Тот проникся к людям злобой, милосердье позабыв. Бился всплеск аквамарина о закат высоких скал, (Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным) - эпитет: ( Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. ) - лексический повтор: Что берсерк, стихия местью в бой рвалась, рвалась, рвалась! Так страшны его объятья, так не хочется пропасть! (Лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Лексические повторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту) - хиазм: Отражались в небе вОды, в море - неба глубина. (Хиазм - перекрестное расположение параллельных частей в двух смежных предложениях) - сравнение: Что берсерк, стихия местью в бой рвалась, рвалась, рвалась! (Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое. ) - олицетворение: О, не ведали покоя волны странствий в этот час. Живший буйством и тоскою, он Нептуна чтил приказ; Тот проникся к людям злобой, милосердье позабыв. Лунный блеск людей невинных равнодушно забывал. (Олицетворение - приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ) *** Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины Картина Ивана Константиновича Айвазовского. Итог:
|
|||
|