|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Параметры педагогического исследования. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Параметры педагогического исследования. Методологический аппарат педагогического исследования
Тема очерчивает круг исследовательской работы. Она вытекает из анализа того, что есть в литературе и опыте работы педагогов и, следовательно, предполагает изучение теории и практики. Актуальность выбора темы обосновывается с позиции того, насколько она отвечает общественным запросам, потребностям школьной практики и потребностям науки. Она определяется задачами дальнейшего развития педагогического процесса, с одной стороны, и уровнем развития педагогической науки, с другой. Обоснование темы исследования включает ответы на вопрос: почему новое научное знание, которое предполагается получить, необходимо для практики (чтобы решить проблемную ситуацию), а в педагогической науке отсутствует?
Для того чтобы сформулировать тему, необходимо ответить на два вопроса: «что рассматривать? », «где накопились проблемы? » И «как это рассматривать: в каких аспектах, отношениях, связях, функциях? »
Как правило, формулируют так:
Примеры. «Развитие критического мышления старшеклассников в процессе изучения общественных дисциплин». «Производственная практика студента как средство формирования готовности будущего специалиста к конструктивным взаимоотношениям в педагогическом коллективе школы». «Возможности программного обеспечения для контроля успеваемости в образовательном учреждении». Трудно защитить выпускную квалификационную или дипломную работу по широко сформулированной теме, например: «Эстетическое воспитание школьников». Возникает множество вопросов: включает ли тема анализ истории эстетического воспитания? О каком возрасте детей идет речь? Воспитание осуществляется в процессе учебной или внеклассной работы? После уточнения вопросов тема сужается до следующей формулировки: «Воспитание эстетических потребностей учащихся младших классов в процессе изучения родного языка и литературы». Задание. Скорректируйте темы исследовательских работ. Распечатайте задание и вклейте в тетрадь. Предложения по исправлению тем должны быть у вас в тетради.
Задание на оценку собственной деятельности. Создайте отдельный файл со следующей таблицей:
Запишите тему курсовой работы в графу «Тема». Ответьте на вопросы. Правильно ли сформулирована тема вашей исследовательской работы? Понятно ли из формулировки, где накопились проблемы, и что предлагается для их решения? [1] Подробно методы педагогического исследования будут изучаться в курсе позднее.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|