Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Параметры педагогического исследования.



Параметры педагогического исследования.

Методологический аппарат педагогического исследования

 

Тема очерчивает круг исследовательской работы. Она вытекает из анализа того, что есть в литературе и опыте работы педагогов и, следовательно, предполагает изучение теории и практики. Актуальность выбора темы обосновывается с позиции того, насколько она отвечает общественным запросам, потребностям школьной практики и потребностям науки. Она определяется задачами дальнейшего развития педагогического процесса, с одной стороны, и уровнем развития педагогической науки, с другой. Обоснование темы исследования включает ответы на вопрос: почему новое научное знание, которое предполагается получить, необходимо для практики (чтобы решить проблемную ситуацию), а в педагогической науке отсутствует?

 

Для того чтобы сформулировать тему, необходимо ответить на два вопроса: «что рассматривать? », «где накопились проблемы? » И «как это рассматривать: в каких аспектах, отношениях, связях, функциях? »

 

Исследователь, признавая существование препятствия (проблемы в педагогической практике), признает одновременно и возможность позитивного влияния на него. Он стремится решить проблему, преобразовать «камень преткновения» при помощи какого-либо его аспекта, который он может изменить в ходе экспериментальной работы, и о чем он получает новое знание.

Как правило, формулируют так:

2 часть темы Где накопились проблемы  
1 часть темы Предполагаемое средство решения проблемы
слова для связи
формирования навыков работы с таблицами у студентов ПК.
Организация самостоятельной работы на компьютере
как средство


Примеры.

«Развитие критического мышления старшеклассников в процессе изучения общественных дисциплин».

«Производственная практика студента как средство формирования готовности будущего специалиста к конструктивным взаимоотношениям в педагогическом коллективе школы».

«Возможности программного обеспечения для контроля успеваемости в образовательном учреждении».

Трудно защитить выпускную квалификационную или дипломную работу по широко сформулированной теме, например: «Эстетическое воспитание школьников». Возникает множество вопросов: включает ли тема анализ истории эстетического воспитания? О каком возрасте детей идет речь? Воспитание осуществляется в процессе учебной или внеклассной работы? После уточнения вопросов тема сужается до следующей формулировки: «Воспитание эстетических потребностей учащихся младших классов в процессе изучения родного языка и литературы».

Задание. Скорректируйте темы исследовательских работ. Распечатайте задание и вклейте в тетрадь. Предложения по исправлению тем должны быть у вас в тетради.

Исходная тема Скорректированная тема
1. «Система упражнений для навыков чтения».      
2. «Формирование развития навыков культурного поведения в ходе формирования ценностного отношения к национальной культуре у дошкольников».    
3. «Формирование грамматических навыков в школе с помощью коммуникативного метода».      
4. «Видео- и аудиоматериалы на уроках в начальной школе».  
5. «Развитие речи как средство формирования коммуникативной компетенции детей».  

Задание на оценку собственной деятельности.

Создайте отдельный файл со следующей таблицей:

Тема курсовой работы

Компонент методологического аппарата Моя формулировка Примечание
Актуальность    
Проблема исследования    
Цель работы    
Задачи работы    
Основные понятия работы    

Запишите тему курсовой работы в графу «Тема».

Ответьте на вопросы. Правильно ли сформулирована тема вашей исследовательской работы? Понятно ли из формулировки, где накопились проблемы, и что предлагается для их решения?


[1] Подробно методы педагогического исследования будут изучаться в курсе позднее.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.