Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





№2. Тексты для философского созерцания… Эпиктет (55-135) – Внутренняя свобода



№2. Тексты для философского созерцания… Эпиктет (55-135) – Внутренняя свобода

Философ-стоик, рожденный в Риме рабом, получивший образование и освобожденный своим богатым господином, и впоследствии преподававший философию до конца жизни. Фрагменты приведены из его книги Ε Γ Χ Ε Ι Ρ Ι Δ Ι Ο Ν (Энхиридион – Краткое руководство к нравственной жизни). (Подробнее читайте на сайте Agora)

XV. Помни, как следует вести себя на пиру. Блюдо, обносимое по кругу, оказалось рядом с тобой? – Протянув к нему руку, возьми себе, сколько позволяет приличие. Проносят мимо тебя? Не задерживай. Еще не поднесли? Не стремись вперед в своем желании. Подожди, пока блюдо не окажется рядом с тобой. Точно также поступай в отношении детей, жены, государственной службы, богатств – и ты когда-нибудь станешь достойным сотрапезником богов.

XVII. Помни, что ты актер в пьесе, которую ставит ее режиссер. Если он пожелает сделать ее короткой – ты актер короткой драмы, а если пожелает сделать ее долгой, то долгой. Если он хочет, чтобы ты играл роль нищего, сыграй ее хорошо, равно как роль хромого, начальника, плебея. Твое дело – хорошо исполнить данную тебе роль, а выбрать ее для тебя волен другой.

№ 3. Тексты для философского созерцания… Мишель Монтень (1533-1592) – Уединение

Влиятельный французский философ, аристократ, политик. (Читайте больше на сайте Agora). Он описывает трудности достижения настоящего уединения в своих ОПЫТАХ, Книга 1, Глава XXXIX «Об уединении»:

Цель всегда у всех одна, а именно, жить свободно и независимо, но не всегда люди избирают правильный путь к ней. Часто они думают, что удалились от дел, а оказывается, что только сменили одни на другие. (…) Поэтому недостаточно уйти от людей, недостаточно переменить место, нужно уйти от свойств толпы, укоренившихся в нас, нужно расстаться с собой и затем обрести себя заново.

«Ты скажешь, что избавился от оков? Собака после долгих усилий рвет наконец свою привязь и убегает, но на шее у нее еще болтается большой обрывок цепи» (Персий. Сатиры, V)

Мы волочим за собой свои цепи; здесь нет еще полной свободы – мы обращаем свой взор к тому, что оставили за собой, наше воображение еще заполнено им. (…) Зло засело в нашей душе, а она не в состоянии бежать от себя самой (In culpa est animus qui se non effugit unquam). Итак, ей нужно обновиться и замкнуться в себе: это и будет подлинное уединение, которым можно наслаждаться и в толчее городов, и при дворах королей, хотя свободнее и полнее всего наслаждаешься им в одиночестве.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.