Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





№ 1. Тексты для философского созерцания… Сьюзен Лангер (1895-1985) – Философия как бремя понимания



Ведущий американский философ и эстетик середины прошлого столетия. Символ, его специфика и структура, его роль в самых различных сферах знания и культуры, в мифе и ритуале, в художественном творчестве, в науке и, конечно же, в философии – таков круг вопросов, поднятых автором в книге «Философия в новом ключе: исследование символики разума, ритуала и искусства» (1942), фрагменты из которой приведены ниже.

Современный ум – это какой-то невероятный комплекс впечатлений и преобразований, а его продукт – это столь изощренная ткань значений, по сравнению с которой самая тонкая гобеленовая вышивка выглядит грубой циновкой. Основа этой ткани состоит из того, что мы называем «данными», знаками, на которые нас заставляет обратить внимание опыт и благодаря которым мы часто действуем без какого-либо осознания идей. Нитями являются символы. Из знаков и символов мы ткем нашу ткань «реальности».

Ради добра и зла человек обладает этой силой представления, взваливающей на него такое бремя, которое никакие живые существа не несут, – бремя понимания. Человек живет не только в определенном месте, но и в Пространстве, не только во времени, но и в Истории. Таким образом, он должен постигать мир и законы мира, особенности жизни и способы встречи со смертью. Он знает все эти вещи и вынужден каким-то образом приспосабливаться к их реальности.

Разрушение жизненных символов ведет к потере ориентации. Жизнь, которая не воплощает в какой-то мере ритуал, жест и установку, не имеет никакой ментальной опоры. Весьма прозаичная по причине переполняющего ее безразличия, подчиненная случайностям, она лишена той структуры интеллекта и чувств, которую мы называем «личностью».

Постоянные поиски значений и смыслов, более широких, более ясных, более доступных, более отчетливых, есть философия. Она проходит через всю умственную жизнь: иногда как сознательная форма метафизического мышления, иногда в виде свободного, уверенного оперирования установленными идеями для извлечения из них более точных смыслов, а иногда, в величайшие творческие периоды – в форме неистового мифического, ритуального и религиозного выражения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.