|
|||
ВНУТРЕННИЙ СМЫСЛ 2 страница6739. " И сказала сестра его дочери фараона" означает истину Церкви, близкую к религиозности. Это ясно из значения " сестры", как истины Церкви (п. 6727); и из значения " дочери фараона", как религиозности там (п. 6729). Близость означается тем, что она находилась рядом, когда дочь Фараона открыла корзинку. 6740. " Не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок" означает перцепцию, что добро должно насаждаться самой Церковью. Это ясно из значения " кормилицы", как постепенного насаждения добра (п. 4563), поскольку молоком, которым питает кормилица, означается добро истины, или что то же самое, небесно-духовное (п. 2184); и из значения " еврейских женщин", как предметов Церкви (п. 6675, 6684). Перцепция, что добро, оттуда происходящее, должно быть насаждено, означается словами [его сестры] " не сходить ли мне и не позвать? " поскольку во внутреннем смысле под ней понимается истина добра, которая имеет перцепцию; тогда как в буквальном смысле понимается девочка, не имеющая такой перцепции. Что " кормилица" означает насаждение добра, видно также у Исаии: Принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах. И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими (Ис. 49: 22, 23). " Цари, которые являются питателями", означают насаждение истины, принадлежащей разумению; " царицы, являющиеся кормилицами", означают насаждение добра, принадлежащего мудрости. Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и с ними твои дочери, которых ведут кормилицы (Ис. 60: 4). " Сыновья, которые издалека идут", означают истины у язычников, о которых говорится " издалека идут", поскольку они далеки от истины Церкви; " дочери, ведомые кормилицами", означают добро, которое постоянно насаждается; поскольку " дочери" означают добро, а " кормилицы" означают тех, кто насаждает. 6741. " Дочь фараонова сказала ей: сходи" означает согласие религиозности. Это ясно из прообраза дочери фараона, как религиозности (п. 6729); что понимается согласие, ясно без объяснения. 6742. " Девочка пошла и призвала мать младенца" означает истину Церкви, происходящую от добра, которая соединяется с предметами Церкви. Это ясно из значения " девочки", как истины Церкви, происходящей от добра (о чем будет сказано ниже); из значения " призвания", как соединения, так как девочка позвала мать для того, чтобы соединить; и из значения " матери", как Церкви (п. 289, 2691, 2717, 5581); а также предметов Церкви. В Слове упоминается как " дева", так и " девочка", хотя слово " девочка", используемое здесь, редко встречается в оригинале. " Дева" означает добро небесной Церкви, тогда как " девочка" означает истину, происходящую от добра, которой обладает духовная Церковь; как у Давида: Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне: впереди шли поющие, позади играющие на инструментах, в средине девочки с тимпанами (Пс. 67: 25, 26). Все слова в этих стихах относятся к истине, происходящей от добра, которой обладает духовная Церковь. Говорится " Бог", когда речь идет об истине (п. 2769, 2807, 2822, 4402); " царь" также означает истину (п. 1672, 2015, 2069, 3009, 4575, 4581, 4966, 5044, 5068, 6148); " поющие" относятся к истинам, которыми обладает духовная Церковь, (п. 418-420); " играющие на инструментах" относятся к духовному добру (п. 4138). Из этого можно видеть, что " девочки" означают истины, происходящие от добра, которыми обладает духовная Церковь. 6743. " И дочь фараонова сказала ей" означает согласие религиозности. Это очевидно, поскольку она отдала ребенка его матери, чтобы вскормить его грудью. Согласие этой религиозности означается здесь, как и выше (п. 6741), где встречаются подобные слова. 6744. " Возьми к себе младенца сего" означает, что она должна соединить его с собой. Это ясно из значения " взятия к себе" как соединения; из значения " матери", к которой здесь относятся слова " к себе", как Церкви (о чем говорилось выше в п. 6742); и из прообраза Моисея, который здесь назван " младенцем", как Божественного закона в своем начале; а в высшем смысле в Господе, когда Он соделал Свою Человечность Божественным законом; и в относительном смысле в возрождающемся человеке, когда он посвящается в Божественную истину (п. 6716). 6745. " И вскорми его мне" означает, что она должна привить ему добро, соответствующее религиозности. Это ясно из значения " кормления грудью", как привития добра (о чем будет сказано ниже); и из прообраза дочери фараона, как религиозности (п. 6729). А поскольку она сказала " вскорми его мне", то это означает, что она должна привить добро, соответствующее религиозности. [2] Что " вкормить" означает привить добро, ясно из значения " кормилицы", как привития добра (п. 6740); а также из мест, приводимых из Слова, подобно следующим: Они призовут народы на гору, там совершат приношения праведности, ибо они будут сосать богатства моря и сокровища, сокрытые в песке (Втор. 33: 19). Пророческие слова Моисея о Завулоне и Иссахаре; " призывать народы на гору, чтобы совершить приношения праведности" означает богослужение по любви; " сосать богатства моря" означает, что они тогда будут приобретать истинные знания в изобилии, то есть, что такие знания будут им прививаться. " Сосать" в этом отрывке имеет то же значение, что и " быть вскормленным грудью", как также и в местах, приведенных ниже: [3] У Исаии: Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов. Ты будешь насыщаться молоком племен, и груди царские сосать будешь (Ис. 60: 15, 16); Это относится к Сиону и к Иерусалиму, которые означают небесную Церковь, " Сион" ее внутреннее, а " Иерусалим" ее внешнее. " Насыщение молоком племен" означает привитие небесного добра; " сосать груди царские" означает привитие небесной истины. Всякий может видеть, что в этих словах скрыл смысл, который не проявляется в букве, и что сокрытое в этом смысле свято, ибо это есть Божественное Слово; иначе, что могут означать выражения " насыщаться молоком племен", и " сосать груди царские"? Смысл, который сокрыт, и который является святым, совершенно не проявляется, если неизвестно, что означается " сосанием", " молоком", " племенами", " грудью" и " царствами". " Молоко" означает духовно-небесное, или истину, происходящую от добра (п. 2184); " племена" означают добро, содержащееся в богослужении (п. 1259, 1260, 1416, 1849, 6005); " груди" означают расположение к добру и к истине (п. 6432); " цари" означают истины (п. 1672, 2015, 2069, 3009, 4575, 4581, 4966, 5044, 5068, 6148); а " сосание" означает привитие добра. [4] Из всего этого теперь может быть ясно, каково значение этих слов, когда они относятся к небесной Церкви, означаемой Сионом и Иерусалимом. Когда Сион и Иерусалим упоминаются вместе, они означают небесную Церковь, " Сион" – внутреннюю её часть, а " Иерусалим" – внешнюю, как говорилось выше. Но когда " Иерусалим" упоминается без " Сиона", тогда он главным образом означает духовную Церковь. [5] У того же пророка: Чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его. Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов - как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать (Ис. 66: 11, 12). Здесь также " насыщение от сосцов" означает привитие добра. [6] У Иеремии: И чудовища подают сосцы и кормят своих детенышей, а дщерь народа моего стала жестока подобно страусам в пустыне. Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды (Плач 4: 3, 4). " Дщерь народа моего" означает духовную Церковь, здесь, что эта Церковь опустошена. Её неспособность, в отличие от чудовищ, кормить грудью своих младенцев означает, что тогда отсутствует насаждение истины. " Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды" означает недостаток истины, так что исчезает всякая невинность; " грудной младенец" означает невинность, а " жажда" – недостаток истины. 6746. " Я дам тебе плату" означает награду, что ясно без объяснения. 6747. " Женщина взяла младенца и кормила его" означает, что добро насаждалось в нем Церковью. Это ясно из значения " женщины", как Церкви (см. п. 252, 257); и из значения " кормления", как насаждения добра (о чем говорилось только что выше в 6745). Здесь описано второе состояние; первым состоянием является состояние, в котором люди допускаются в собственное зло и ложности (п. 6724); вторым же является состояние, в котором в них насаждается добро Церкви. 6748. [Стих 10] И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его. " И вырос младенец" означает усиление от добра; " и она привела его к дочери фараоновой" означает расположение к знаниям; " и он был у нее вместо сына" означает, что тогда первые истины соединились с этим расположением; " и нарекла имя ему: Моисей" означает качество состояния в то время; " потому что, говорила она, я из воды вынула его" означает избавление от ложностей. 6749. " И вырос младенец" означает усиление от добра. Это ясно из значения " роста", как усиления; это происходило от добра, потому что он возрастал, вскормленный грудью, а кормление еврейской женщиной означает насаждение добра Церкви (п. 6745). 6750. " И она привела его к дочери фараоновой" означает расположение к знаниям. Это ясно из прообраза дочери фараоновой, как религиозности (п. 6729); но здесь как расположения к знаниям. Поскольку в этом стихе описано третье состояние, а в этом случае " дочерью" означается расположение (п. 2362, 3963), " фараоном" знания в общем (п. 6015), так что " дочерью Фараона" означается расположение к знаниям. Это также ясно из последовательности вещей во внутреннем смысле; поскольку Моисей прообразовал Господа относительно Божественного закона, он не мог быть приведен к дочери фараона и быть у нее вместо сына, если бы ею, как прежде, означалась религиозность; кроме того, знания являются тем, чему сначала должны научиться возрождающиеся, поскольку они являются основой для предметов понимания, понимание же является приемником истины веры (п. 6125), а истина веры есть приемник добра милосердия. Из этого можно видеть, что знания составляют первый уровень, который должен быть заложен, когда человек возрождается. [2] Что знания также составляли первый уровень в Господе, когда Он соделал Свою Человечность Божественной истиной, или Божественным законом, означалось тем, что Господь, будучи младенцем, был увезен в Египет (Мф. 2: 13, 14), как сказано в пророчестве у Осия: Из Египта вызвал сына Моего (Осия 11: 1; Мф. 2: 15). Что " Египтом" означаются знания, было показано много раз; однако понимаются не мирские знания, а знания, которыми обладает Церковь (п. 4749, 4964-4966, 6004). Это знания, которые также означаются " Египтом" в подлинном смысле. Первый уровень образуется через них (п. 5901). 6751. " И он был у нее вместо сына" означает, что тогда первые истины соединились с этим расположением. Это ясно из прообраза дочери Фараона, о которой здесь говорится " у нее", как расположения к знаниям (п. 6750); и из значения " сына", как истины (п. 489, 491, 533, 2623, 3373); здесь первой истины, поскольку " быть у нее вместо сына" означает обладать первыми истинами посредством знаний; ибо первые истины происходят от познаний, подобно тому, так как сыновья от матери, которой является расположение к знаниям. Знания являются основой для истин, составляющих понимание и веру (п. 6750). Когда человек возрождается, он продвигается в вопросах веры почти так же, как и в предметах, не относящихся к вере, когда он взрослеет. В то время, как он взрослеет, чувственные ощущения составляют первый уровень, затем идут знания, а на этих уровнях впоследствии вырастает суждение, у одного человека больше, у другого меньше. Во время возрождения человека, основы веры или начала учения Церкви составляют первый уровень; затем идут детальные аспекты учения и веры; после этого последовательно предметы более внутренние. Эти уровни, которые освещаются небесным светом; отсюда происходит разумение и способность воспринимать истину веры и добро милосердия. 6752. " И нарекла имя ему: Моисей" означает качество состояния в то время. Это ясно из значения " имени" и " называния именем", как качества (п. 144, 145, 1754, 1896, 2009, 2724, 3006, 3421, 6674); здесь качества состояния, ибо когда называется чье-либо имя, тогда само имя означает состояние (п. 1946, 2643, 3422, 4298). Качество состояния, который понимается, является качеством состояния Божественного закона, каким он был в начале у Господа, и качество состояния Божественной истины, какова она в начале у человека, который возрождается. Главным образом два мужа прообразуют Господа в отношении Слова, а именно, Моисей и Илия; Моисей относительно исторических книг, Илия относительно пророческих. Кроме того, есть еще Елисей и наконец Иоанн Креститель, который поэтому понимается под " Илией, который должен прийти" (Мф. 17: 10-13; Лк. 1: 17). Но прежде, чем можно показать, что Моисей прообразует Божественный закон, необходимо сказать, что это такое. В широком смысле Божественный закон означает все Слово; в смысле менее широком – историческую часть Слова; в узком смысле он означает написанное через Моисея; а в самом узком смысле – десять заповедей, написанных на каменных скрижалях на горе Синайской. Моисей прообразует закон в менее широком смысле, в узком смысле, а также в самом узком смысле. [2] Что " законом" в широком смысле является все Слово, как историческая его часть, так и пророческая, видно у Иоанна: Мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек (Ин. 12: 34). Ясно, что под " законом" здесь понимается также пророческое Слово, ибо это относится к написанному у Ис. 9: 6, 7; Пс. 110: 4; Дан. 7: 13, 14. Также у Иоанна: Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно (Ин. 15: 25). Здесь тот же смысл, поскольку это относится к написанному у Давида (Пс. 35: 19). У Матфея: Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5: 18). Здесь " закон" в широком смысле означает все Слово. [3] Что " закон" в менее широком смысле означает историческую часть Слова, видно из следующих отрывков: Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф. 7: 12). Здесь Слово разделяется на закон и пророков, а поскольку Слово подразделяется на историческую и пророческую части, то из этого следует, что под " законом" понимается историческая часть Слова, а под " пророками" – пророческая часть Слова. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22: 40). Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется (Лк. 16: 16; Мф. 11: 13). [4] Что " законом" в узком смысле является Слово, написанное через Моисея, видно из следующих мест: Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего (Втор. 31: 24-26). " Книга закона" означает книги Моисея. Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами. И наведет на тебя все язвы Египетские, и всякую болезнь и всякую язву, не написанную в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен (Втор. 28: 58, 61); Здесь подобное значение. У Давида: В законе Сущего воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь (Пс. 1: 2). " Закон Сущего" означает книги Моисея, поскольку не были еще написаны ни пророческие книги, ни исторические, кроме книг Иисуса и Судей. Кроме того в местах, в которых упоминается " закон Моисеев", как видно ниже. [5] Что " законом" в самом узком смысле являются десять заповедей, написанных на каменных скрижалях на горе Синайской, хорошо известно (Нав. 8: 32). Этот закон также называют " свидетельством" (Исх. 25: 16, 21). [6] Что Моисей прообразовал закон в менее широком смысле, или в исторической части Слова, закон в узком смысле, а также в самом узком смысле, видно из тех мест в Слове, в которых имя Моисея упоминается вместо " закона", и в которых закон назван " законом Моисеевым", как у Луки: Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16: 29, 31). Здесь " Моисеем и пророками" означается то же, что " законом и пророками", а именно, историческая и пророческая часть Слова. Из этого видно, что " Моисей" означает закон, или историческую часть Слова. Также: Иисус, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк. 24: 27). Надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах (Лк. 24: 44). Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки (Ин. 1: 45). Моисей в законе заповедал нам (Ин. 8: 5). За то излились на нас проклятие и клятва, которые написаны в законе Моисея, раба Божия: ибо мы согрешили пред Ним. Как написано в законе Моисея, так все это бедствие постигло нас (Дан. 9: 11, 13). И написал Иисус там на камнях список с закона Моисеева (Нав. 8: 32). [7] Говорится " закон Моисеев", потому что Моисей прообразовал Господа в отношении закона, то есть Слова; а в смысле менее широком, в отношении исторической части Слова. Отсюда Моисею приписывается то, что относится к Господу, как в следующих отрывках: Не дал ли вам Моисей закона? Моисей дал вам обрезание. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев (Ин. 7: 19, 22, 23). Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою (Марк 7: 10). Иисус сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться (Мк. 10: 3, 4). Поскольку из-за такого прообразования принадлежащее Господу относят к Моисею, то говорится как " закон Моисеев", так и " закон Господний", у Луки: А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных (Лк. 2: 22-24). [8] Поскольку Моисей прообразовал закон, ему было позволено прийти к Господу на гору Синайскую, и не только, чтобы получить там скрижали, содержащие закон, но и чтобы услышать уставы и положения закона, и передать их народу. Поэтому также сказано, что народ должен поверить Моисею навсегда: И сказал Сущий Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда (Исх. 19: 9). Сказано " в густом облаке", потому что " облаком" означается Слово в буквальном смысле, и поэтому, когда Моисей восходил к Господу на горе Синай, сказано, что он " вступил в середину облака" (Исх. 20: 18; 24: 2, 18; 34: 2, 5). Что " облако" означает буквальный смысл Слова, можно видеть в предисловии к гл. 18 Бытия, а также в п. 2135a, 4060, 4391, 5922, 6343. [9] Поскольку Моисей прообразовал закон или Слово, поэтому также сказано, что когда он сходил с горы Синая, лицо его сияло, когда он говорил, и он положил на лицо свое покрывало (Исх. 34: 28-35). " Сияние лица" означало внутренний дух закона, ибо он пребывает в небесном свете, и поэтому называется " славой" (п. 5922); тогда как " покрывало" означало внешнюю форму закона. Причина, по которой он скрывал лицо свое, когда говорил с народом, заключалась в том, что для них внутреннее было тогда сокрыто, и для этого народа было столь темным, что они не могли вынести из этого никакого света. Что " лицо" означает внутреннее, видно в п. 1999, 2434, 3527, 3573, 4066, 4796-4805, 5102, 5695. Поскольку Моисеей прообразовал Господа в отношении исторической части Слова, а Илия прообразовал Господа в отношении пророческой части Слова, поэтому Моисей и Илия виделись говорящими с Господом при Его преображении (Мф. 17: 3). Никто другой не мог говорить с Господом, когда Он проявил Свою Божественность в мире, кроме тех, кто прообразовал Слово, ибо разговор с Господом происходит через Слово. Что Илия прообразовал Господа в отношении Слова, видно в п. 2762, 5247. [10] И поскольку Моисей и Илия вместе прообразовали все Слово, поэтому они оба упоминаются у Малахии, где сказано, что Илия должен быть " послан перед Господом": Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного (Мал. 4: 4, 5); Эти слова выражают то, что должен прийти тот, кто возвестит о пришествии [Господа] согласно Слову. 6753. " Потому что, говорила она, я из воды вынула его" означает избавление от ложностей. Это ясно из значения " воды", здесь воды реки Египетской, как ложностей (п. 6693); и из значения " вытягивания", как избавления. В этих словах содержится основное качество состояния, понимаемого под именем " Моисея"; и в высшем смысле значение таково: чтобы Он мог стать Божественным законом относительно Человечности, Господь освобождал её от всякой лжи, которая удерживалась в Его Человечности от матери. Он продолжал это делать, пока Он не стал Божественным законом, который является самой Божественной истиной, а впоследствии, прославившись, Божественным добром, которое является Сущностью Божественной истины, то есть, Сущим. 6754. [Стихи 11-14] В те дни, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [ сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, сынов Израилевых. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке. И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил вчера Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле. " В те дни, когда Моисей вырос" означает, когда продолжались те состояния, и происходило увеличение истинных знаний; " случилось, что он вышел к братьям своим сынам Израилевым" означает соединение с истинами Церкви; " и увидел тяжкие работы их" означает понимание, что они были наваждаемы ложностями; " и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, сынов Израилевых" означает отчужденные внешние знания, пытающиеся уничтожить истину Церкви; " одного из братьев его" означает истину, с которой он должен был соединиться. " Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого" означает предусмотрительность относительно того, был ли он в безопасности; " он убил Египтянина" означает, что он уничтожил отчужденное знание; " и скрыл его в песке" означает, что он изгнал его туда, где находятся ложности. " И вышел на другой день" означает вновь соединение с Церковью; " и вот, два Еврея ссорятся" означает наблюдение, что внутри Церкви люди вели борьбу друг с другом; " и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? " означает укор, поскольку один желал уничтожить веру другого. " А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? " означает осознание, что он еще не был настолько продвинут в истинах Церкви, чтобы уладить разногласие внутри Церкви; " не думаешь ли убить меня" означает, не хочешь ли уничтожить мою веру; " как убил вчера египтянина" означает, как уничтожил ложь; " Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле" означает, что он находился среди отчужденных знаний, и еще не был настолько силен в истинах, чтобы быть в безопасности. 6755. " В те дни, когда Моисей вырос" означает, когда продолжались те состояния, и происходило увеличение истинных знаний. Это ясно из значения " дней", как состояний (п. 23, 487, 488, 493, 893, 2788, 3462, 3785, 4850); поэтому " в те дни случилось" означает, когда те состояния продолжались; и из значения " возрастания", как увеличения (п. 6749). Что происходило возрастание истинных знаний, ясно из того, что сказанного выше (п. 6751). 6756. " Случилось, что он вышел к братьям своим сынам Израилевым" означает соединение с истинами Церкви. Это ясно из значения " братьев", как истин Церкви (о чем будет сказано ниже); и из значения слов " вышел к ним", как соединения с ними. Что касается " братьев", то иногда они означают добро, а иногда – истины Церкви; когда речь идет о небесной Церкви, они означают добро, а когда речь идет о духовной Церкви, они означают истины, потому что небесная Церковь пребывает в добре, а духовная Церковь в истине. В древние времена все принадлежащие к Церкви называли друг друга братьями. Принадлежащие к духовной Церкви также называли друг друга братьями на основании добра (см. п. 3803); но люди внутренней Церкви делали это иным способом, в соответствии с качеством добра, таким образом в соответствии с истинами, ибо добро обретает свое качество от истин. Впоследствии, когда Церковь отклонилась от добра, и следовательно также от истины, люди уже не называли друг друга братьями по духовному родству и близости, которая происходит от милосердия и веры, но называли только по природному родству и близости, а также по дружбе. Кроме того, они также начали полагать, что им не подобает называть " братом" того, кто ниже их по статусу. Причина этого заключалась в том, что они придавали малое значение или вообще пренебрегали взаимосвязями, происходящими от духовного истока, но огромное и главное значение придавали взаимосвязям, происходящим от природного или гражданского начала. Что истины Церкви называются " братьями", видно из того факта, что сыны Иаковлевы прообразовали истины Церкви в совокупности (см. п. 5407, 5419, 5427, 5458, 5512). [2] Причина, по которой в древние времена люди назывались " братьями" по духовной близости, заключалась в том, что новое рождение, или возрождение, устанавливает близость и родство на более высоком уровне, чем рождение природное; а также в том, что первое ведет свое происхождение от одного отца, то есть от Господа. Отсюда происходит то, что люди после смерти, попадающие на небеса, уже не признают какого-либо брата, ни даже мать или отца, если взаимоотношения не основаны на добре и истине, в соответствии с которыми там формируются новые братские отношения. Отсюда ясно, почему в древние времена принадлежащие к Церкви называли друг друга " братьями". [3] Что сыны Израилевы называли всех, происходивших от Иакова, " братьями", а остальных " друзьями", ясно из следующих мест. У Исаии: Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством (Ис. 19: 2). Каждый помогает своему другу и говорит своему брату: `крепись! ' (Ис. 41: 6). Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы (Иер. 9: 4). [4] Что все, происходившие от Иакова, назывались " братьями", видно у Исаии: И представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках (Ис. 66: 20). Поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою царем иноземца, который не брат тебе (Втор. 17: 15). Они также называли сынов Исава " братьями", поскольку они происходили от Иакова, как у Моисея: И шли мы мимо братьев наших, сынов Исавовых, живущих на Сеире (Втор. 2: 8). [5] В древние времена принадлежащие к Церкви называли друг друга " братьями", как говорилось выше, потому что они признавали Господа как одно единственного Отца, и потому что от Него они имели новую душу и новую жизнь. Поэтому Господь говорит: А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья (Мф. 23: 8).
|
|||
|