Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Картотека. дидактических игр



 

Картотека дидактических игр с региональным компонентом республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№3 с. Кандры муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Картотека

дидактических игр

на формирование знаний

о родном крае

Дидактическая игра «Наше село»

Цель: формировать представления о родном селе; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города.

Материал: карта-схема села, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изображением памятников.

Ход игры:

Воспитатель предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение. Ответивший верно получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Цель: закрепить представления о достопримечательностях села, развивать внимание, память, речь-доказательство.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.

Дидактическая игра «Знатоки»

Цель: закреплять и систематизировать знания детей о памятниках села, развивать зрительное внимание, память и воображение.

Материал: разрезные картинки, фишки.

Ход игры:

Воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нем. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводиться итог.

Дидактическая игра «Кто подберет больше слов»

Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам города.

Ход игры:

Воспитатель называет существительное - дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные. Например, село (красивое, большое, любимое).

Игровое упражнение: «Продолжи»

Цель: формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание;

закреплять знания о достопримечательностях села.

Примеры фраз для продолжения.

Наше село называется…

Жителей нашего села называют …

Игровое упражнение: «Все ли верно? Докажи»

Цель: закрепить знания о селе, развивать логическое мышление, формировать умение строить фразы-доказательства.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.

Примеры утверждений:

Село чище, чем город.

Озера Кандры куль – 2 по величине озера республики.

Игровое упражнение: «Загадки»

Цель: в ходе отгадывания загадок закреплять знания о достоприме-чательностях села, развивать память, воображение, фантазию.

Ход игры:

Педагог загадывает загадку о каком-нибудь месте села, дети отгадывают и находят это место на карте-схеме села.

Дидактическая игра «Почини здание»

Цели:

1. формировать у детей представления о зданиях нашего села, об их разнообразии;

2. развивать у детей зрительное внимание, логическое мышление и речь- доказательство;

3. воспитывать любознательность у дошкольников.

Ход игры:

Детям предлагаются карточки, где недостает части здания и карточки с недостающими элементами, задача подобрать нужную часть.

Дидактическая игра «Что напутал художник»

Цели:

1. закрепить знания детей об архитектурных памятниках нашего села;

2. развивать у детей зрительное внимание, наблюдательность, память;

3. воспитывать у детей интерес к родному селу.

Ход игры:

На предложенных карточках имеется ошибка в изображении зданий, задача ребенка найти ее и аргументировать свой ответ.

Дидактическая игра «Разложи предметы по домам»

Цели:

1. формировать у детей представления о разнообразии зданий в нашем селе и об их назначении.

2. развивать у детей логическое мышление, умение классифицировать предметы по какому-либо признаку;

3. развивать речь-доказательство;

4. воспитывать интерес к родному селу.

Ход игры:

Детям предлагается разложить отдельные карточки, на то поле, которому они соответствуют. Например в магазин те предметы, которые необходимы в магазине. Для проверки можно предложить детям перевернуть карточки изнаночной стороной, если карточки одного цвета, то задание выполнено верно. Можно играть с подгруппой детей, в этом случае водящий показывает карточки, а играющие выбирают нужную картинку.

Дидактическая игра «Времена года»

Цели:

1. закрепить и уточнить представления детей о разных временах года;

2. развивать связную речь при составлении описательных рассказов о временах года;

3. развивать наблюдательность, зрительное внимание, память;

4. воспитывать интерес к природе родного города.

Ход игры:

Игра по типу лото, ребенок должен подобрать карточки с каким-то временем года и аргументировать свой ответ. В дальнейшем при подборе картинок можно усложнить задание, предложив придумать рассказ о времени года.

Дидактическая игра «Дверная скважина».

Цели игры:

1. формировать представления об памятниках архитектуры в нашем селе;

2. развивать память, внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста;

3. воспитывать интерес к родному селу.

Ход игры.

Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с замочной скважиной и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего. Как усложнение: сначала замочная скважина большего размера, далее размер уменьшается.

Дидактическая игра «Гости города»

Ход игры:

Педагог предлагает считалкой выбрать экскурсовода по городу. Ребёнок-экскурсовод бросает кубик, выпавшее число на кубике ищет на открытке. Задача ребёнка - рассказать о том месте, изображённом на открытке, как можно интереснее, доступнее, выбирает " транспорт" и с " гостями" города отправляется на экскурсию.

Дидактическая игра «Найди пару»

Ход игры:

Детям раздаются карточки с видом вашего села.

Задача детей, как можно быстрее отыскать себе пару, рассказать, что за, место или какая достопримечательность у них на карточках изображена.

Дидактическая игра «Собери картинку »

Понадобятся старые ненужные кубики, которые найдутся в любой группе, открытки с видом села (2 экземпляра). Задача детей- собрать картинку и рассказать, что на ней изображено.

Дидактическая игра «Гербы твоего края»

Дети знакомятся с гербов своего района, республики, страны, изучают их особенности, учатся видеть отличия. учатся видеть взаимосвязь изображения с названием города.

Дидактическая игра «Когда-то и сейчас».

Цель: развивать чувство времени у детей. Взрослый предлагает детямвыслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

Дидактическая игра ««Почта»

Цель: закрепить знания детей о городах России.

Дидактическая игра «Кто, где живет»

Цель: совершенствовать умение образовывать по образцу однокоренные слова, существительные с суффиксом.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Дидактическая игра «Я живу на улице»

Цель: формировать умение и знание детей называть улицы села.

Дидактическая игра «Мой этаж», «Из чего построен дом»

Цель: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, умение логически мыслить, определяя поэтажность построек.

Дидактическая игра «Жилое – Нежилое»

Цель: закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т. п.

Дидактическая игра «Что в родном селе есть»

Цель: закрепить достопримечательности города.

Дидактическая игра «Памятники села».

Цель: закрепить знания детей об архитектурных памятниках села

Дидактическая игра «Какие растут деревья? », «Какие бывают кустарники», «С какого дерева листок».

Цель: закрепить знания детей о природе родного края.

Дидактическая игра «Зеленая аптека»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Дидактическая игра «У кого какой домик», «Узнай по описанию»

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся использовать приобретенные ранее знания о городе в новых связях, в новых обстоятельствах.

Например:

Игра «Узнай описанию» – предлагаем детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях села, отгадать и назвать их. ,

«Знатоки города» – по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нем.

«Письмо другу» – дети составляют рассказ о селе детям из другого города; «Кто подберет больше слов» – воспитатель называет существительное – дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные

Дидактические игры с картой – схемой ближайшего окружения.

Варианты заданий:

- «Где эта улица, где этот дом» – Ведущий предлагает отметить фишкой какое-либо место на плане (Положи фишку на «магазин»).

- Угадай, что я загадала. Ведущий отмечает фишкой какой – либо объект на плане, а дети называют его.

- «Украсим улицу цветами». Ведущий предлагает «Посади цветы у детского сада» (больницы, школы и т. д. ).

- Незнайка приехал в гости к нам в город, но не знает, как найти магазин (где у нас находится аптека и т. п., помоги ему найти дорогу.

- Нарисуй свой путь от дома до детского сада.

Дидактические игра «Разрезные картинки »

- Педагог демонстрирует картинки с изображением разных мест села, разбитых на части, предлагает детям воссоздать изображения.

- «Угадай чей герб» – детям предлагается собрать разрезанные на части гербы Туймазинского района, Уфы, России, назвать где чей герб;

Выполняя задание с разрезными картинками дети могут работать как индивидуально так и в компаниях, каждый со своим комплектом, либо все детали перемешиваются и дети должны выбрать из общей массы заданные детали по образцу или слову воспитателя. Кроме того разрезные картинки можно использовать для объединения детей в компании. Каждый ребенок берет по одной части. Все, у кого детали являются частью единого целого, становятся одной компанией и далее выполняют другие задания.

(14) Дидактические игры с наглядным материалом на классификацию, сравнение, обобщение.

Дидактические игра «Что сначала, что потом»

Ход игры:

1-вариант – предлагаем детям разложить иллюстрации по порядку: что было сначала и что потом.

2 вариант: Воспитатель сам раскладывает иллюстрации, намеренно допуская ошибку. Затем предлагает детям найти ошибку и исправить её.

Дидактические игра «Чем похожи, чем отличаются»

-детям предлагается сравнивать между собой попарно изображенные здания (разное количество этажей, разное назначение, разный материал).

Дидактические игра «Разложи предметы по домам»

Ход игры:

Детям предлагается разложить отдельные карточки, на то поле, которому они соответствуют. Например в кукольный театр те предметы, которые необходимы в театре. Для проверки можно предложить детям перевернуть карточки изнаночной стороной, если карточки одного цвета, то задание выполнено верно.

Дидактические игра «Почини здание»

– Детям предлагаются карточки, где недостает части здания и карточки с недостающими элементами, задача подобрать нужную часть.

Дидактические игра «Ассоциации»

- Картинки с изображением людей разных профессий, фотографии учреждений и предприятий нашего города, на которых работают наши горожане. Детям предлагается соотнести эти картинки друг с другом и объяснить свой выбор.

Сюжетно -дидактические игры - путешествия

Особое место в ряду дидактических игр, знакомящих детей с родным городом занимают сюжетно -дидактические игры - путешествия. Они отражает реальные факты и события через необычное: простое – через загадочное, сложное – через преодолимое, необходимое – через интересное Они призваны усилить впечатление, придать познавательно ого содержания, сказочной необычности, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают. Это может быть путешествие в намеченное место, преодоления пространства и времени, путешествие мысли, воображения. Они позволяют объединить в игровом модуле множество разнообразных игровых дидактических приемов, решить множество познавательных задач, вызвать у детей неподдельный интерес к происходящему.

Для этих игр мы используем прием моделирования игровых ситуаций из книги А. И. Бурениной «Театр Всевозможного».

Перед каждым путешествием мы составляем с детьми модель, которая включает в себя следующие компоненты :

• цель — зачем организовано путешествие (например, что-то достать, кому-то помочь, что-то узнать и т. д. );

• маршрут – куда пойдем или поедем;

• транспортные средства;

• попутчиков;

(что с собой нужно взять для достижения цели) и др. ;

• непредвиденные обстоятельства;

• выход из ситуации и завершение путешествия.

Например, Игра – Путешествие

Цель: Пройти путь от детского сада до дому;

День рождения у Маришки + кукольный театр + кафе.

Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Формировать умение сервировать стол, использовать разную посуду по назначению. Закрепить представления детей о театре. Развивать интерес к сложной игре. Формировать положительные отношения между детьми.

Ознакомление с окружающим: Посещение театра, экскурсия в театр кукол. Участие в кукольных спектаклях в группе. Рассматривание сюжетных картин. Фотографий с изображением театров Москвы, Уфы. д/игра. «Как вести себя в театре? » «Что такое слова бис и браво, - когда из кричат зрители? » «Зачем актерам антракт? » Знакомство с работой гримера, декоратора.

Обогащение игрового опыта: уроки вежливого общения: как передать деньги на билет в автобусе? » «Разрешите пожалуйста пройти к выходу …» «Я покупаю билет в кассе» «Как мы ехали на трамвае». Обыгрывание ситуаций «как мы делали бутерброд». Ручной труд- билеты- приглашения в театр. Совместное рисование – Афиша нашего театра. Изготовление атрибутов к игре. Отдельное обыгрывание ситуаций «Театр» «кофе» «Гости» обучение владением куклами.

Атрибуты: ширма, настольный театр, игрушки би-ба- бо, деньги, кошельки. билеты. таблички, «Театр», «Кофе» салфетки, посуда. барная стойка. меню, украшение кофе к дню рождения. Подарки имениннику. Предметы заместители. Миксер, посуда для кофе, сахарница, молочник, муляжи продуктов, скатерть, меню, фартуки, головные уборы для бармена, стойка, подносы, салфетки, столовые приборы- ножи, ложки, вилки.

Поэтапное развитие игры:

Дети самостоятельно составляют план игры. Воспитатель в ходе обсуждения предлагает объединить две игры театр и день рождения. Возникает вопрос где можно провести день рождения, как оно должно проходить, что можно подарить на день рождения другу, маме и т. д. каждого. Мама заказывает столы в кофе. Папа продумывает игры и развлечения для гостей, в кафе готовят столы распределяют роли оговаривая действие, украшают место проведения дня рождения. Гости продумывают, где приобрести подарки.

Папа с детьми готовят спектакль для гостей, стихи, песни, костюмированный прием гостей в кафе. Всем гостям рассылаются приглашения на день рождения и в них указано. Что все должны быть в костюмах.

В кафе готовятся к приему гостей, готовят угощения. Соки, торт, салаты, меню для гостей, сервируют столы, готовят сцену для спектакля.

4. В кафе встречают гостей, проводят игры и организуется конкурс на лучший костюм, все смотрят приготовленный концерт, водят хоровод имениннику, дарят подарки.

Дидактические игра «Животноводческий комплекс »

Цель: Учить развертывать новые разнообразные сюжетные игры, свободно развивать самостоятельную содержательную игру. Закрепление знаний детей о животном мире, о их внешнем виде, повадках. Формировать умении творчески развивать сюжет. Воспитывать доброе отношение к животным.

Ознакомление с окружающим: экскурсия в зоопарк. на ферму в подсобное хозяйство. Наблюдение за животными дома, составление рассказа «Мой любимец» Беседа о том как кормить животных и чем, чтение стихотворения Маршака «Где обедал воробей» «Детки в клетке» изготовление альбома «Домашние животные» просмотр мультфильма «Простоквашино». Рисование и лепка животных с детенышами. Рассматривание иллюстраций. Изготовление атрибутов к игре.

Обогащение игрового опыта: обыгрывание ситуации «если бы мы жили в селе? » «Зверинный доктор» «Чем болеют животные» «Зоомагазин» «ясли для детенышей» строительство молочной фермы. Животноводческого комплекса (загоны для животных, ветлечебница, заготовка кормов, изготовление продуктов для продажи. )составление жалобной книги животных.

Атрибуты: домашние и дикие животные, строительный материал разных размеров. Предметы для «Больницы» градусник, лекарства, фонендоскоп, музыка, халат. Предметы заместители корма, поилки, кормушки, муляжи молока, творога и т. п.

Поэтапное развитие игры.

1 этап. Поездка в деревню к бабушке. Бабушка приглашает детей на поле, где пасутся домашние животные. Бабушка просит, что то придумать, ведь скоро зима, а животных негде держать. Дети составляют план строительства фермы. Чтоб животным хорошо жилось зимой, и они приносили максимум пользы бабушке. Дети придумывают как и из какого материала строить ферму. Какие постройки должны входить в животноводческий комплекс. (загон, хранилище для фуража, вет. лечебница. Завод для переработки молока) составляется план работ кто будет нанимать рабочих, проектировщиков. Ветврача, который сам оборудует себе кабинет. Начинается строительство.

2 этап. Ферма готова к сдаче. Идет прием построек комиссией. Можно ввозить животных

Их размещают в отдельные загоны. ветеринар Проверяют состояние кормов. Добавляют в корм витамины. Ветеринар проверяет состояние здоровья животных, ставит им прививки, проверяет состояние молока. Рабочие : подвозят корма. Ремонтируют загоны, машины. развозят молоко по магазинам. Получают в начале работы путевой лист, заправляют машины. Фермер- подписывает договора с магазинами о поставке продукции, проверяет работу рабочих и медков.

3 этап. Начинается строительство жилого комплекса для рабочих и молочного комбината

Составляется план работ, необходима, строить свой ремонтный завод. Технику ремонтируют рабочие они придумывают новое топливо для машин, экологически чистое, на ферме продумана переработка молока в мороженное, сливки, йогурт.

Транспорт –служба спасения МЧС нашего города

Цель: расширить представления детей о таком виде транспорта как самолет, его назначении, особенностях, способах обслуживания Воспитывать уважение к людям этой профессии, желание быть похожими на них. Активизировать умение детей самостоятельно принимать нужные решения в трудных ситуациях

Ознакомление с окружающим:

Наблюдение за разными видами транспорта на улице. Рассматривание картин из серии » «правила движения». Беседа «как вести себя в транспорте- самолете, поезде. автобус,. трамвае…. » Экскурсии по району, знакомство с планом района. Чтение книг из серии «Что есть что» Создание альбома «Морской транспорт» «Воздушный транспорт» «Машины будущего»

Обогащение игрового опыта:

1. Создание мобильной службы спасения МЧС

2. Вылет на помощь людям терпящим бедствие на водохранилище, в таежном районе,

3. Создание мобильного госпиталя на крыльях

4. Авария на дороге.

5. Пожары в тайге

6. Поисковые отряды сезонного периода – спасения для бедствующих на воде (рыбаки, заблудившихся в тайге (грибники ягодники)

Поэтапное развитие игры

Игра знакомит детей с работой МЧС, учит их быстро принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, воспитывает смелость, ответственность, желание прийти на помощь людям, расширяет словарный запас детей – «чрезвычайная ситуация», «трагедия», «несчастье», «пожар», «помощь».

Воспитатель предлагает детям поиграть и представить, что игровой зал (или площадка) – это центральный пункт МЧС. Здесь работают очень смелые, сильные люди, которые готовы помочь всем при любых несчастных случаях

диспетчер (выбранный детьми заранее) и принимает звонки от населения, которые просят помощи. У кого-то произошел пожар, где-то случилось наводнение и нужно срочно спасать людей. МЧС может прийти на помощь к тем, у кого сломалась дверь или замок и люди не могут зайти к себе домой. Кто-то забрался на высоту, спускаться боится. Диспетчеру сообщают адрес, где случилось несчастье, бригада скорой помощи спешит на объект. Выбирают нужное оборудование, выбирает транспорт передвижения для определенного случая, договариваются между собой, как решить проблемную ситуацию бригады пожарников, бригады врачей,, на глубине и т. д. Дети обыгрывают разные ситуации. В конце игры они делятся своими впечатлениями.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.