Ход урока. 1. Актуализация знаний.
Дата
| Урок №
| Класс: 5
| Предмет: математика
| ОУ:
| Тема урока: Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т. д.
| УМК: И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович Математика. 5класс: учебник для общеобразовательных организаций
| Место урока в системе уроков по теме (всего уроков на тему/номер урока по теме): 2/1
| Тип урока: урок «открытия» нового знания
| Понятия, утверждения, алгоритмы, методы, которыми ученик должен владеть для успешной работы на уроке
| Понятия, утверждения, алгоритмы, методы, которые ученик изучит на уроке
| Понятия: десятичная дробь, таблица разрядов
Алгоритмы (правила): умножение и деление натуральных чисел на 10, 100, 1000 и т. д., чтение и запись десятичных дробей
| Алгоритмы (правила): умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т. д.
| Планируемые результаты
| Предметные
| Метапредметные
| Личностные
| · Уметь выполнять умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т. д. · Знать правила умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т. д. · Уметь применять на практике полученные знания.
| Регулятивные: Обучающиеся получат возможность научиться:
· Владеть основами самоконтроля, самооценки.
· Принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные: Обучающиеся получат возможность научиться: · Создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы;
Коммуникативные: Обучающиеся получат возможность научиться:
· Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
| Обучающиеся получат возможность научиться:
· Работать в коллективе.
· Слушать собеседника и вести диалог.
· Аргументировать свою точку зрения.
| Технология обучения
| Форма обучения
| Метод обучения
| технология полного усвоения
| беседа, практикум
| объяснительно-иллюстративный
| Средства обучения: Презентация, карточки
| Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер
| Источники информации:
| 1) для учителя
| 2) для обучающихся
| – Математика. 5-6 кл.: метод. пособие для учителя / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2014. – 104 с.: ил., табл. – Сборник задач и упражнений по математике для 5 класса. пособие для общеобразовательных учреждений: / В. Г. Гамбарин, И. И. Зубарева. – М.: Мнемозина, 2014. – 144 с.
| – Математика. 5-6 кл.: метод. пособие для учителя / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2014. – 104 с.: ил., табл. – Сборник задач и упражнений по математике для 5 класса. пособие для общеобразовательных учреждений: / В. Г. Гамбарин, И. И. Зубарева. – М.: Мнемозина, 2014. – 144 с.
| Цель урока:
| Задачи урока:
| Формировать умение создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать вывод при изучении правил умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т. д.
| · Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.
· Обеспечить усвоение учащимися правил умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т. д., строя рассуждения от частных явлений к общим закономерностям;
· Создать условия для применения изученных правил при решении заданий на применение изученного правила;
· Организовать деятельность по осознанию учащимися своей учебной деятельности и, самооценка результатов деятельности и своей и всего класса;
· Отработка изученного материала через домашнее задание.
| | | | | | | | | |
Часть 2.
Характеристики этапов урока
| 1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 5.
| 6.
| 7.
| Этап урока, время
| Цель этапа
| Формируемые УУД
| ФОУД
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Продукт деятельности учащихся
| Используемые на этапе СО
| 1. Актуализация знаний (6 мин)
| Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
| Личностные: умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
| Ф
| Организует фронтальное повторение основных понятий по теме «Чтение и запись десятичных дробей»; задает вопросы (3шт. ), предлагает заполнить таблицу разрядов на примере двух десятичных дробей, прочитать десятичные дроби на слайде презентации.
| Отвечают на вопросы учителя. Проговаривают хором разряды десятичных дробей. Определяют разряды в предложенных дробях. Читают по цепочке десятичные дроби. Дополняют ответы друг друга.
| Заполненная таблица разрядов
| Презентация (слайды № 1, 2, 3)
| 2. Изучение нового материала (12 мин)
| Обеспечить усвоение учащимися правил умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т. д., строя рассуждения от частных явлений к общим закономерностям.
| Познавательные: строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям.
| К
| Озвучивает тему и цель урока. Наводящими вопросами (6шт. ) помогает сформулировать правила умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т. д. Организует первичное закрепление изученных правил при решении примеров.
| Отвечают на вопросы учителя. На основании наводящих вопросов учителя выявляют закономерность и формулируют правила умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т. д. По очереди комментируют решение примеров, обосновывают выбор правила.
| Запись правила в тетради
| Презентация (слайды 4-9)
| 3. Закрепление изученного (18 мин)
| Создать условия для применения изученных правил при решении заданий на применение изученного правила.
| Познавательные: излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
Коммуникативные: представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности.
| К, И
| Организует работу по закреплению изученных правил. Организует обсуждение способов решения заданий из учебника № 666 (а, в), №668 (а, в), № 670. Контролирует выполнение задания со слайда презентации, организует коллективную проверку задания. Тем, кто справился быстрее, предлагает индивидуальное задание на карточках.
| Выполняют упражнения в тетради и на доске (№666 (а, в), 668 (а, в), 670). Называют правило, на которое опирались при выполнении № 666. Выполняют задание со слайда презентации (по вариантам, самостоятельно), затем осуществляют самопроверку. Кто справился быстрее, выполняют индивидуальное задание на карточках.
| Записи решенных упражнений
| Презентация (слайды 10-11), карточки
| 4. Рефлексия, подведение итогов (3 мин)
| Организовать деятельность по осознанию учащимися своей учебной деятельности и, самооценка результатов деятельности и своей и всего класса
| Регулятивные: самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
| Ф
| Организует рефлексию, задает вопросы по материалу, изученному на уроке: что изучили, что получилось, что не получилось.
| Рассказывают, что узнали, что получилось, формулируют правила умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т. д.
| Оценка своей деятельности
|
| 5. Домашнее задание (1 мин)
| Отработка изученного материала
| Коммуникативные: умение вступать в диалог с учителем при обсуждении домашнего задания
| Ф
| Оглашает домашнее задание
№ 662, № 669, № 671. Дает комментарий по его выполнению.
| Записывают домашнее задание в дневник, обсуждают его с учителем.
| Запись домашнего задания в дневнике
|
|
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, чему вы научились на прошлых уроках?
Учащиеся: Мы научились записывать и читать десятичные дроби
Учитель: Давайте повторим, какая дробь называется десятичной?
Учащиеся: Дробь, которая записана через запятую.
Учитель: Что нужно знать, чтобы читать и записывать десятичные дроби?
Учащиеся: Нужно знать таблицу разрядов.
Учитель: На доске записаны дроби:
Учащиеся повторяют разряды, проговаривая их хором.
345, 678
| 14, 08
| 3- сотни,
4- десятки,
5- единицы,
6- десятые,
7- сотые,
8- тысячные.
| 1-десятки,
4-единицы,
0-десятые
8- сотые.
| Затем они по очереди читают десятичные дроби со слайда презентации.
1, 2; 1, 35; 0, 207; 1, 012; 10, 0107; 0, 008; 4, 20; 2, 90461; 10, 01; 0, 0001; 5, 0043;
2. Изучение нового материала.
Учитель: Как изменяется число, когда мы умножаем его на 10?
Учащиеся: Число увеличивается в 10 раз.
Учитель: Как изменяется число, когда мы умножаем его на 100?
Учащиеся: Число увеличивается в 100 раз.
4*10=40; 56*100=5600; 3*1000=3000
Учитель: А сейчас давайте подумаем, как изменится запись десятичной дроби, если мы умножим ее на 10?
Учащиеся: Число увеличится в 10 раз. Перенесем запятую на 1 разряд вправо
Учитель: Что произойдет с десятичной дробью, если запятую перенести на 2 разряда вправо?
Учащиеся: Число увеличится в 100 раз. Десятичную дробь умножили на 100.
Ученики формулируют правило умножения десятичной дроби на разрядную единицу 10, 100.
- Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д., нужно запятую перенести вправо на столько разрядов, сколько нулей в записи этого числа.
Учащиеся объясняют, как решить данные примеры, опираясь на правило.
1)12, 78*10= 2)14, 52*100= 3) 2, 5*100=
4)9, 745*100=
5)0, 0021*1000=
1)12, 78*10= 127, 8 2)14, 52*100= 1452 3) 2, 5*100= 250
4)9, 745*100= 974, 5 5)0, 0021*1000= 2, 1
Учитель: Сегодня мы должны изучить с вами как умножение десятичных дробей так и деление. Как изменится число, когда мы делим его на 10?
Учащиеся: Число уменьшается в 10 раз.
Учитель: Как изменяется число, когда мы делим его на 100?
Учащиеся: Число уменьшается в 100 раз.
5540: 10=554; 5600: 10=560; 335000: 100=3350
Учитель: А сейчас давайте подумаем, как изменится запись десятичной дроби, если мы разделим ее на 10?
Учащиеся: Число уменьшится в 10 раз. Перенесем запятую на 1 разряд влево.
Учитель: Что произойдет с десятичной дробью, если запятую перенести на 2 разряда влево?
Учащиеся: Число уменьшится в 100 раз. Десятичную дробь разделили на 100.
Далее ученики формулируют правило деления десятичной дроби на разрядную единицу 10, 100.
|