Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задача 1.2



Студенты специальные психологи на занятии выделили следующие отрасли специальной психологии и дали им определение:                     Сурдопсихология занимается изучением психики глухих детей. Тифлопсихология занимается изучением психики детей с нарушением зрения, учащихся специальных школ.

1. Проанализируйте высказывания студентов. Сурдопсихология занимается изучением психики только глухих детей? Назовите группы детей, изучением психики которых также занимается сурдопсихология

 Высказывание студентов по первому вопросу не полное. Сурдопсихология изучает своеобразие психического развития людей с недостатками слуховой функции это –

· Глухие (не слышащие): дети со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею
а) рано оглохшие дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие его до начала речевого развития или еще раньше. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки
б) поздно оглохшие дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух тогда, когда она была уже сформирована. Главными задачами в работе с ними являются закрепление имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ.

· Слабослышащие (тугоухие), дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха.

2. Чем отличаются понятия «слепые дети» и «дети с нарушением зрения»

Тифлопсихология занимается изучением закономерностей развития психики человека при частичном или полном нарушении зрения, в переводе с греческого языка typhlos – «слепой».

Слепые дети - дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (максимальной остротой зрения 0, 04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции - очков). Слепота- это двусторонняя неизлечимая потеря зрения. В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей: ● слепорожденные — это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы; ● ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже  

Дети с нарушениями зрения, которые при условии обеспечения им индивидуального подхода могут обучаться в массовой школе. Это дети с относительно легким нарушением зрения, аномалией рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Такие недостатки зрения, как близорукость, широко распространены в массовых школах.

Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

3. Какие отрасли специальной психологии не выделили студенты?

Отрасли специальной психологии

1. тифлопсихология — психология лиц с нарушением зрения;

2. сурдопсихология — психология лиц с нарушением слуха;

3. тифлосурдопсихология — раздел, занимающийся лицами с нарушениями и зрения, и слуха;

4. олигофренопсихология — психология умственно отсталых;

5. логопсихология — психология лиц с речевыми расстройствами;

6. психология лиц с недостатками эмоционально-волевой сферы (в основном, ранний детский аутизм);

7. психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата (в основном, детский церебральный паралич);

8. психология лиц с задержкой психического развития;

9. психология лиц со сложным дефектом.

4. Назовите учреждения которые посещают дети с ОВЗ

o Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид). Решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития.

o Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид). Осуществляют воспитание, общеобразовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей.

При обоих типах учреждений возможно создание классов для детей с дефектами опорно-двигательного аппарата и интеллекта.

o Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для незрячих детей (III вид). В данных учреждениях воспитываются и обучаются тотально слепые дети или дети, имеющие минимальное остаточное зрение.

o Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабовидящих детей (IV вид). Кардинальным отличием данного типа учреждений от предыдущего является направленность работы на компенсацию зрительных нарушений и восстановление неполноценного зрения в условиях щадящего режима, когда это возможно.

o Логопедические учреждения для детей с речевыми нарушениями относятся к системе образования или здравоохранения.

В поликлиниках организованы слухоречевые и логопедические кабинеты. Логопедические стационары оказывают индивидуальную и групповую помощь дошкольникам и школьникам с тяжелыми речевыми дефектами (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание). Логопедические детские сады и специальные логопедические группы при обычных дошкольных образовательных учреждениях. Логопедические пункты в массовых школах призваны оказывать помощь в исправлении патологии речи всем нуждающимся учащимся школы и района.

o Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид). Данные учреждения принимают детей с сохранным слухом и интеллектом. Наличие выраженной речевой патологии (например, заикание, ринолалия)

o Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид). Данные учреждения являются одновременно и образовательными и лечебно-оздоровительными учреждениями.  

o Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития (VII вид). Помимо учебно-воспитательной работы проводится комплексная лечебно-восстановительная, санитарно-гигиеническая и профилактическая работа, а также коррекционные групповые и индивидуальные занятия с целью преодоления недостатков психофизического развития, вызывающих неуспеваемость в массовой школе. Помимо специальных школ для данной категории детей созданы классы коррекции, выравнивания при массовых школах, куда ребенок может переводиться на срок от 6 мес. до 1 года с целью повторного изучения, " наверстывания" не усвоенного учебного материала.

o Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид). В дошкольные учреждения (детские дома и сады) принимаются дети с диагнозом “олигофрения в степени дебильности неосложненной формы”. Для детей с умственной отсталостью школьного возраста открыты специальные образовательные коррекционные школы и школы-интернаты, где они за 8-9 лет могут освоить учебную программу, соответствующую по отдельным предметам 5-6 классу массовой школы, а также получить доступную специальность. Для детей с выраженными формами умственной отсталости (имбецильность, идиотия) в системе социального обеспечения существуют детские дома, где дети находятся с 4 до 18 лет. Умственно отсталые дети, страдающие психическими заболеваниями, в зависимости от состояния помещаются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц.

o Специальное учреждение - детский дом для слепоглухонемых детей в г. Сергиевом Посаде Московской области. Год основания - 1968г. ).

Одновременно обучается 50 детей: тотально слепоглухонемых, почти слепоглухонемых, слабовидящих глухонемых и слабослышащих слепых с нормальным интеллектом (хотя это и спорно при таких нарушениях). Обучение, воспитание и оздоровление осуществляют тифло и сурдопедагоги, а также другие специалисты.

o Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Осуществляют комплексную медикоментозную и физиотерапевтическую помощь, психолого-педагогическую и социокультурную реабилитацию, в-первую очередь, детей-инвалидов от 3 до 18 лет.

o Специальные группы при профессиональных училищах и техникумах для детей с умственной отсталостью, нарушениями в области отдельных анализаторов, опорно-двигательного аппарата, детей-сирот. Основная задача деятельности таких училищ состоит в профориентации подростков с ограниченными возможностями, помощь в овладении ими определенной доступной специальностью.

o Частные центры, школы (" Живая нить", " Круг", " Любутка" ), функционирующие на спонсорские деньги и ставящие своей целью - максимальное для каждого ребенка всестороннее развитие психофизических способностей и формирование навыков самообслуживания, а также оказание социокультурной помощи детям со сложными дефектами.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.