Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Значение экологического образования



Экологическое образование РЅРµ только дает научные знания РёР· области экологии, РЅРѕ Рё является важным звеном экологического воспитания будущих специалистов. Это предполагает привитие РёРј высокой экологической культуры, способности бережного отноС? ения Рє природным богатствам Рё РґСЂ. Р? ными словами, Сѓ специалистов, РІ РЅР°С? ем случае инженерно-технического профиля, должно сформироваться РЅРѕРІРѕРµ экологическое сознание Рё РјС‹С? ление, суть которого РІ том, что человек часть РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё сохранение РїСЂРёСЂРѕРґС‹ это сохранение полноценной жизни человека.

Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы сбылась мечта РјРЅРѕРіРёС… поколений мыслителей Рѕ создании достойной человека среды, для чего надо построить прекрасные РіРѕСЂРѕРґР°, развить настолько соверС? енные производительные силы, чтобы РѕРЅРё смогли Р±С‹ обеспечить гармонию человека Рё РїСЂРёСЂРѕРґС‹. РќРѕ эта гармония невозможна, если люди враждебно настроены РґСЂСѓРі Рє РґСЂСѓРіСѓ Рё, тем более, если РёРґСѓС‚ РІРѕР№РЅС‹, что, Рє сожалению, имеет место.

Как справедливо отметил американский эколог Р‘. Коммонер РІ начале 70-С… РіРі.: «Поиски истоков любой проблемы, связанной СЃ окружающей средой, РїСЂРёРІРѕРґСЏС‚ Рє неоспоримой истине, что коренная причина РєСЂРёР·РёСЃР° заключена РЅРµ РІ том, как люди взаимодействуют СЃ РїСЂРёСЂРѕРґРѕР№, Р° РІ том, как РѕРЅРё взаимодействуют РґСЂСѓРі СЃ другом… Рё что, наконец, РјРёСЂСѓ между людьми Рё РїСЂРёСЂРѕРґРѕР№ должен предС? ествовать РјРёСЂ между людьми».

Р’ настоящее время стихийное развитие взаимоотноС? ений СЃ РїСЂРёСЂРѕРґРѕР№ представляет опасность для существования РЅРµ только отдельных объектов, территорий стран Рё С‚. Рї., РЅРѕ Рё для всего человечества.

Это объясняется тем, что человек тесно связан СЃ живой РїСЂРёСЂРѕРґРѕР№ происхождением, материальными Рё духовными потребностями, РЅРѕ, РІ отличие РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… организмов, эти СЃРІСЏР·Рё приняли такие масС? табы Рё формы, что это может привести (Рё уже РїСЂРёРІРѕРґРёС‚! ) Рє практически полному вовлечению живого РїРѕРєСЂРѕРІР° планеты (биосферы) РІ жизнеобеспечение современного общества, поставив человечество РЅР° грань экологической катастрофы.

Человек, благодаря данному ему природой разуму, стремится обеспечить себе «комфортные» условия cреды, стремится быть независимым от ее физических факторов, например, от климата, от нехватки пищи, избавиться от вредных для него животных и растений (но совсем «не вредных» для остального живого мира! ) и т. п. Поэтому, человек прежде всего отличается от других видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, т. е. человечество в целом, развиваясь, создает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Но, как отмечал К. Маркс, «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно… оставляет после себя пустыню».

Остановить стихийное развитие событий РјРѕРіСѓС‚ лиС? СЊ знания Рѕ том, как РёРјРё управлять Рё, РІ случае СЃ экологией эти знания должны «овладеть массами», РїРѕ крайней мере, больС? ей частью общества, что возможно лиС? СЊ через всеобщее экологическое образование людей начиная СЃРѕ С? кольной скамьи Рё заканчивая РІСѓР·РѕРј.

Экологические знания позволяют осознать РІСЃСЋ пагубность РІРѕР№РЅС‹ Рё распрей между людьми, ведь Р·Р° этим кроется РЅРµ просто гибель отдельных людей Рё даже цивилизаций, потому что это приведет Рє всеобщей экологической катастрофе, Рє гибели всего человечества. Значит, важнейС? ее РёР· экологических условий выживания человека Рё всего живого это мирная жизнь РЅР° Земле. Р? менно Рє этому должен Рё будет стремиться экологически образованный человек.

Но было бы несправедливо строить всю экологию «вокруг» только человека. Уничтожение природной среды влечет за собой пагубные последствия для жизни человека. Экологические знания позволяют ему понять, что человек и природа единое целое и представления о господстве его над природой довольно призрачны и примитивны.

Экологически образованный человек РЅРµ допустит стихийного отноС? ения Рє окружающей его среде жизни. РћРЅ будет бороться против экологического варварства, Р° если РІ РЅР°С? ей стране таких людей станет больС? инство, то РѕРЅРё обеспечат нормальную жизнь СЃРІРѕРёРј потомкам, СЂРµС? ительно став РЅР° защиту РґРёРєРѕР№ РїСЂРёСЂРѕРґС‹ РѕС‚ алчного наступления «дикой» цивилизации, преобразуя Рё соверС? енствуя саму цивилизацию, находя наилучС? РёРµ «экологически чистые» варианты взаимоотноС? ения РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё общества.

Р’ Р РѕСЃСЃРёРё, странах РЎРќР“ уделяется больС? РѕРµ внимание экологическому образованию. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников РЎРќР“ РїСЂРёРЅСЏС‚ Рекомендательный законодательный акт РѕР± экологическом образовании населения (1996) Рё РґСЂСѓРіРёРµ документы, РІ том числе Рё Концепция экологического образования.

Экологическое образование, как указывается РІ преамбуле Концепции, предназначено развить Рё закрепить более соверС? енные стереотипы поведения людей, направленного РЅР°:

1) экономию природных ресурсов;

2) предотвращение неоправданного загрязнения окружающей среды;

3) повсеместное сохранение естественных экосистем;

4) уважение к принимаемым международным сообществом нормам поведения и сосуществования;

5) формирование сознательной готовности к активному личному участию в осуществляемых природоохранных мероприятиях и посильной их финансовой поддержке;

6) содействие проведению совместных природоохранных действий и осуществлению единой экологической политики в СНГ.

Р’ настоящее время наруС? ение экологических законов можно остановить, только РїРѕРґРЅСЏРІ РЅР° должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, Р° это возможно сделать, прежде всего, через образование, через изучение РѕСЃРЅРѕРІ экологии, что особенно важно для специалистов РІ области наук технического направления, РІ первую очередь для инженеров-строителей, инженеров РІ области С…РёРјРёРё, нефтехимии, металлургии, РјР°С? иностроения, пищевой Рё добывающей РїСЂРѕРјС‹С? ленности Рё С‚. Рґ.

Настоящий учебник Рё предназначен для С? РёСЂРѕРєРѕРіРѕ РєСЂСѓРіР° студентов, обучающихся РїРѕ техническим направлениям Рё специальностям РІСѓР·РѕРІ. РџРѕ замыслу авторов РѕРЅ должен дать основные представления РїРѕ главным направлениям теоретической Рё прикладной экологии Рё заложить РѕСЃРЅРѕРІС‹ экологической культуры будущего специалиста, основанной РЅР° глубоком понимании высС? ей ценности гармоничного развития человека Рё РїСЂРёСЂРѕРґС‹.

Значение экологического образования — Студопедия (studopedia. ru)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.