Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Акция «Вахта памяти».  Подготовила. Урок внеклассного чтения в 7 классе. Сороковые, роковые. (Анализ рассказа В.И. Белова «Мальчики».). Урок построен по технологии развития критического мышления через письмо и чтение.. Ход урока



Акция «Вахта памяти»

Направление " Чтобы помнили... "

 Подготовила

учитель русского языка и литературы

Воронина Н. А.

МБОУ «Байдаровская ООШ»

Никольский район

 

Урок внеклассного чтения в 7 классе

Сороковые, роковые...

(Анализ рассказа В. И. Белова «Мальчики». )

Той поры суровое наследство

Осмысляя, память вороша,

Все сильней с годами рану детства,

Все сильнее чувствует душа…

В. Белов

 

Цель: Обучение литературоведческому анализу рассказа В. И. Белова «Мальчики».

 

                             

Задачи:

1. Выявить в рассказе автобиографические моменты, рассказать о военном детстве писателя.

2. Сопоставить рассказ Белова В. И. с рассказом Чехова А. П.

и другими произведениями Белова о Великой Отечественной войне.

3.  Определить основную идею рассказа, авторскую позицию по отношению к теме военного детства. Сформулировать своё отношение к проблеме бесчеловечности войны.

4. Воспитывать патриотическое чувство учащихся.

 

Оформление: 1) Тема урока, эпиграф, литературоведческие термины вывешиваются в ходе урока.

2) Слова:

 эвакуированный – вывезенный из опасной местности

 хлебная пайка – долька хлеба

 пакгауз – склад для хранения грузов

 жмых – остатки льняных семян после выжимания из них масла

 колоб – небольшой круглый хлебец

 коленкор – хлопчатобумажная ткань

 куделя – волокнистая часть льна

 галифе – брюки, облегающие колени, расширяющиеся кверху и заправляемые в сапоги

 трибунал – военное высшее судебное учреждение

 

Урок построен по технологии развития критического мышления через письмо и чтение.

Ход урока

I. Анализ прочитанного текста

1) О чем текст? (О жизни детей в тылу)

2) Как бы вы озаглавили? Почему?

Вывешивается тема урока.

3) Кто автор? (Известный вологодский писатель, чье детство прошло в д. Тимониха Харовского района во время Великой Отечественной войны (родился в 1932 г. ), автор «Рассказов о всякой живности», «Лада» и др. произведений).

Вывешивается портрет В. И. Белова.

4) Какой предложили бы эпиграф к уроку? (стихотворные строки самого писателя)

Вывешивается эпиграф.

 5) Какое произведение напоминает название рассказа? - (напоминает

одноимённое произведение А. П. Чехова). В чём их различие? -(рассказ Чехова юмористический, а у В. И. Белова — трагический, хотя юмор тоже присутствует в отдельных фразах и в ситуациях).

6) - Что мы чувствуем, когда произносим слово «война»?

(Холод, боль, голод, страдания)

7)  Какова кульминация рассказа?

(Часовой стреляет в мальчика)

8)  Какое слово начинает рассказ и кому оно принадлежит? («Плачет» - Леньке).

9) Кто главный герой? (Ленька Комлев, четвероклассник, 12 лет, живущий с сестрой Клавой и эвакуированными из Ленинграда тетей Ниной и Ваней Серегиными. )

10) Как показаны тяготы военной жизни в начале рассказа?

а) Капушка— Капитолина Ивановна- почему она плачет? - (потеряла мужа, он погиб на войне)

б) В какой обстановке занимаются дети? - ( в классе очень холодно, учебник на двоих, ноги мёрзнут, очень хочется есть, дети и взрослые голодают)

в) Что увеличивает их страдания? - (страшные уколы-сыворотка, болезненные, особенно для дистрофика Вани Серёгина)

г) Почему Ваня такой слабый? - (он эвакуирован из Ленинграда, пережил голод, блокаду).

д) Где работают сестра Клава и тётя Нина — мать Вани Серёгина? - (на стеклозаводе, выдувают фляги для красноармейцев).

е)Как живут Ваня с матерью у Комлевых? (Описание «той комнаты»- спят на полу, одеяло и матрас дала Клава. Они ничего не успели взять, кроме чемодана. Все вещи проданы на картошку и гороховую муку).

 

 

ж) Главное их богатство - какое? Почему его не продают? - ( рукавицы отца - Николая Серёгина. Это единственная память о нём. Розыски безуспешны- почему? - На войне случается всякое, человек может затеряться. )

з) воспоминание о страшном испытании, когда у Клавы украли карточку - «вот это было да! ») Пирожки на базаре — недоступное лакомство.

и) спички «гребешками» из дощечек.

 

8) Характеристика главного героя рассказа.

 

- Какие радости в жизни Лёньки? - (Задача решилась, чтение рассказа про господина Чечевицына)

- Каковы главные черты характера Леньки? (Шаловливый, неунывающий, настоящий друг, добрый, сопереживает учительнице, Ване) - В чём это проявляется? ( Вертится на уроке, сбегает от укола, хочет спасти и Ваню, предлагает сбежать вместе, чувствует его боль).

-   Каким образом в рассказ входят шутка, карикатура, частушка? С какой целью? (Подчеркивается характер Леньки, жизнерадостный, неунывающий, что спасло многих в те страшные годы. )

- Приведите примеры (Зачитать частушку и надпись на плакате, «Закрой поддувало! »)

 

- Как можно назвать следующий эпизод о встрече со сторожем? (Неожиданное счастье — половинка горбушки хлеба)

- Как это характеризует сторожа? (Он сам голодает, но делится хлебом с ребёнком)  

- Как показан голод мальчика? (Съедает, не удержавшись)

- Чем пытается исправить свою слабость? (Ищет еду снова).

- В чём везёт дальше? ( Жмых под сломанной половицей склада)

- О чём мечтает Лёнька, какой сюрприз готовит Ване и Клаве с тётей Ниной? (Подмести в комнате, затопить печку, нажарить жмых, вычистить ламповое стекло: «чисто, светло и тепло»).

 

9) Последствия укола. (Ваня почернел, у него синие губы. В комнате холодно, вода замёрзла. Ваня прижался к холодной железной печке и дрожит).

10) Как Лёнька пытается помочь Ване? - ( Даёт советы, хочет растопить печь).

11)Какая проблема встаёт перед Лёнькой? - (Кончился уголь - антрацит)

      Как его добывают? - ( С риском для жизни. С поезда, на подъёме замедляющего ход, на ходу скидывая куски угля. Обычно вдвоём. ) 

           Что ещё затрудняет? - ( Нет рукавиц, можно ободрать руки о поручни. Поэтому Ваня отдаёт Лёньке рукавицы. )

12). Точный расчёт. В чём он проявляется у Лёньки? ( Место, можно оставить санки. Снял рукавицы, чтобы руки не соскользнули, когда он будет хвататься за подножку. Состав с Воркуты — гружёный).

13). Описание поезда – олицетворение с драконом, чудовищем.

          зачитать со слов «Подножка, другая... » до слов «Лейтенант, сопровождавший важный военный груз... »

 Описание действий Леньки на поезде (Неполные предложения, односоставные, восклицательный знак, многоточие)

- Как здесь действует Лёнька? - ( Решительно, отважно, смело)

- - Можем ли мы назвать Лёню «полным человеком»?

- (Он умеет переживать, размышлять, неравнодушен к окружающим, умеет быть взрослым, когда это требуется)

14) Кто охраняет поезд «Серго Орджоникидзе»? - ( Краснолицый от холодного ветра боец в смотровой будке). Чего боится его командир, лейтенант? - (Штрафной роты — наказания. )

-  Случаен ли выстрел часового? ( Он стреляет в диверсанта)

- Сколько раз он стреляет в мальчишку? (Дважды). Попадает? - (К +, нет) 

- Кто в него стрелял? (Отец Вани Серегина) Как мы узнаём об этом? ( Лейтенант спрашивает, и боец называет имя и фамилию)

- Почему лейтенант решил, что они стреляли по немцу? ( Никсер)

- В этой случайности выражена в самой страшной сути трагедия и ужас жестокой войны.

15)Вывод: Дети и война. Несовместимые понятия. Но сопереживание, искренность, открытость детской души  сильнее жестокого мира, поэтому дети и победили войну.

16)Параллельное изображение, в чём? (задача о поездах, стук колес поездов слышен в школе – с поезда, рискуя жизнью, Ленька сбрасывает уголь; кулачишко Леньки, показанное Соньке-ябеде – голым кулачишком грозил удаляющемуся поезду (разница в глаголах – мгновенность и продолжительность); красная заря пробивалась – краснела заря).

 

Домашнее задание: составить синквейн по теме урока.

Прочитать рассказ В. И. Белова «Калорийная булочная»

 

 

                             В. И. Белов



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.