|
|||
Акция «Вахта памяти». Подготовила. Урок внеклассного чтения в 7 классе. Сороковые, роковые. (Анализ рассказа В.И. Белова «Мальчики».). Урок построен по технологии развития критического мышления через письмо и чтение.. Ход урокаСтр 1 из 2Следующая ⇒ Акция «Вахта памяти» Направление " Чтобы помнили... " Подготовила учитель русского языка и литературы Воронина Н. А. МБОУ «Байдаровская ООШ» Никольский район
Урок внеклассного чтения в 7 классе Сороковые, роковые... (Анализ рассказа В. И. Белова «Мальчики». ) Той поры суровое наследство Осмысляя, память вороша, Все сильней с годами рану детства, Все сильнее чувствует душа… В. Белов
Цель: Обучение литературоведческому анализу рассказа В. И. Белова «Мальчики».
Задачи: 1. Выявить в рассказе автобиографические моменты, рассказать о военном детстве писателя. 2. Сопоставить рассказ Белова В. И. с рассказом Чехова А. П. и другими произведениями Белова о Великой Отечественной войне. 3. Определить основную идею рассказа, авторскую позицию по отношению к теме военного детства. Сформулировать своё отношение к проблеме бесчеловечности войны. 4. Воспитывать патриотическое чувство учащихся.
Оформление: 1) Тема урока, эпиграф, литературоведческие термины вывешиваются в ходе урока. 2) Слова: эвакуированный – вывезенный из опасной местности хлебная пайка – долька хлеба пакгауз – склад для хранения грузов жмых – остатки льняных семян после выжимания из них масла колоб – небольшой круглый хлебец коленкор – хлопчатобумажная ткань куделя – волокнистая часть льна галифе – брюки, облегающие колени, расширяющиеся кверху и заправляемые в сапоги трибунал – военное высшее судебное учреждение
Урок построен по технологии развития критического мышления через письмо и чтение. Ход урока I. Анализ прочитанного текста 1) О чем текст? (О жизни детей в тылу) 2) Как бы вы озаглавили? Почему? Вывешивается тема урока. 3) Кто автор? (Известный вологодский писатель, чье детство прошло в д. Тимониха Харовского района во время Великой Отечественной войны (родился в 1932 г. ), автор «Рассказов о всякой живности», «Лада» и др. произведений). Вывешивается портрет В. И. Белова. 4) Какой предложили бы эпиграф к уроку? (стихотворные строки самого писателя) Вывешивается эпиграф. 5) Какое произведение напоминает название рассказа? - (напоминает одноимённое произведение А. П. Чехова). В чём их различие? -(рассказ Чехова юмористический, а у В. И. Белова — трагический, хотя юмор тоже присутствует в отдельных фразах и в ситуациях). 6) - Что мы чувствуем, когда произносим слово «война»? (Холод, боль, голод, страдания) 7) Какова кульминация рассказа? (Часовой стреляет в мальчика) 8) Какое слово начинает рассказ и кому оно принадлежит? («Плачет» - Леньке). 9) Кто главный герой? (Ленька Комлев, четвероклассник, 12 лет, живущий с сестрой Клавой и эвакуированными из Ленинграда тетей Ниной и Ваней Серегиными. ) 10) Как показаны тяготы военной жизни в начале рассказа? а) Капушка— Капитолина Ивановна- почему она плачет? - (потеряла мужа, он погиб на войне) б) В какой обстановке занимаются дети? - ( в классе очень холодно, учебник на двоих, ноги мёрзнут, очень хочется есть, дети и взрослые голодают) в) Что увеличивает их страдания? - (страшные уколы-сыворотка, болезненные, особенно для дистрофика Вани Серёгина) г) Почему Ваня такой слабый? - (он эвакуирован из Ленинграда, пережил голод, блокаду). д) Где работают сестра Клава и тётя Нина — мать Вани Серёгина? - (на стеклозаводе, выдувают фляги для красноармейцев). е)Как живут Ваня с матерью у Комлевых? (Описание «той комнаты»- спят на полу, одеяло и матрас дала Клава. Они ничего не успели взять, кроме чемодана. Все вещи проданы на картошку и гороховую муку).
ж) Главное их богатство - какое? Почему его не продают? - ( рукавицы отца - Николая Серёгина. Это единственная память о нём. Розыски безуспешны- почему? - На войне случается всякое, человек может затеряться. ) з) воспоминание о страшном испытании, когда у Клавы украли карточку - «вот это было да! ») Пирожки на базаре — недоступное лакомство. и) спички «гребешками» из дощечек.
8) Характеристика главного героя рассказа.
- Какие радости в жизни Лёньки? - (Задача решилась, чтение рассказа про господина Чечевицына) - Каковы главные черты характера Леньки? (Шаловливый, неунывающий, настоящий друг, добрый, сопереживает учительнице, Ване) - В чём это проявляется? ( Вертится на уроке, сбегает от укола, хочет спасти и Ваню, предлагает сбежать вместе, чувствует его боль). - Каким образом в рассказ входят шутка, карикатура, частушка? С какой целью? (Подчеркивается характер Леньки, жизнерадостный, неунывающий, что спасло многих в те страшные годы. ) - Приведите примеры (Зачитать частушку и надпись на плакате, «Закрой поддувало! »)
- Как можно назвать следующий эпизод о встрече со сторожем? (Неожиданное счастье — половинка горбушки хлеба) - Как это характеризует сторожа? (Он сам голодает, но делится хлебом с ребёнком) - Как показан голод мальчика? (Съедает, не удержавшись) - Чем пытается исправить свою слабость? (Ищет еду снова). - В чём везёт дальше? ( Жмых под сломанной половицей склада) - О чём мечтает Лёнька, какой сюрприз готовит Ване и Клаве с тётей Ниной? (Подмести в комнате, затопить печку, нажарить жмых, вычистить ламповое стекло: «чисто, светло и тепло»).
9) Последствия укола. (Ваня почернел, у него синие губы. В комнате холодно, вода замёрзла. Ваня прижался к холодной железной печке и дрожит). 10) Как Лёнька пытается помочь Ване? - ( Даёт советы, хочет растопить печь). 11)Какая проблема встаёт перед Лёнькой? - (Кончился уголь - антрацит) Как его добывают? - ( С риском для жизни. С поезда, на подъёме замедляющего ход, на ходу скидывая куски угля. Обычно вдвоём. ) Что ещё затрудняет? - ( Нет рукавиц, можно ободрать руки о поручни. Поэтому Ваня отдаёт Лёньке рукавицы. ) 12). Точный расчёт. В чём он проявляется у Лёньки? ( Место, можно оставить санки. Снял рукавицы, чтобы руки не соскользнули, когда он будет хвататься за подножку. Состав с Воркуты — гружёный). 13). Описание поезда – олицетворение с драконом, чудовищем. зачитать со слов «Подножка, другая... » до слов «Лейтенант, сопровождавший важный военный груз... » Описание действий Леньки на поезде (Неполные предложения, односоставные, восклицательный знак, многоточие) - Как здесь действует Лёнька? - ( Решительно, отважно, смело) - - Можем ли мы назвать Лёню «полным человеком»? - (Он умеет переживать, размышлять, неравнодушен к окружающим, умеет быть взрослым, когда это требуется) 14) Кто охраняет поезд «Серго Орджоникидзе»? - ( Краснолицый от холодного ветра боец в смотровой будке). Чего боится его командир, лейтенант? - (Штрафной роты — наказания. ) - Случаен ли выстрел часового? ( Он стреляет в диверсанта) - Сколько раз он стреляет в мальчишку? (Дважды). Попадает? - (К +, нет) - Кто в него стрелял? (Отец Вани Серегина) Как мы узнаём об этом? ( Лейтенант спрашивает, и боец называет имя и фамилию) - Почему лейтенант решил, что они стреляли по немцу? ( Никсер) - В этой случайности выражена в самой страшной сути трагедия и ужас жестокой войны. 15)Вывод: Дети и война. Несовместимые понятия. Но сопереживание, искренность, открытость детской души сильнее жестокого мира, поэтому дети и победили войну. 16)Параллельное изображение, в чём? (задача о поездах, стук колес поездов слышен в школе – с поезда, рискуя жизнью, Ленька сбрасывает уголь; кулачишко Леньки, показанное Соньке-ябеде – голым кулачишком грозил удаляющемуся поезду (разница в глаголах – мгновенность и продолжительность); красная заря пробивалась – краснела заря).
Домашнее задание: составить синквейн по теме урока. Прочитать рассказ В. И. Белова «Калорийная булочная»
В. И. Белов
|
|||
|