|
||||||
Практическая 5 ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1. Подчеркните аспекты изучения нейролингвистики (НЛ): б) языковой материал;
в) речевая организация индивида; д) процессы кодирования и декодирования речи;
е) зоны мозга, связанные с процессом речеформирования.
2. Продолжите фразы:
Нейролингвистика изучает мозговую организацию психических процессов построения и понимания высказывания в их функционировании, становлении и распаде и входит в более широкое объединение нейрокогнитивных наук, включающее нейробиологические и социально-психологические аспекты исследования человека. В НЛ внимание акцентируется на диагностике и лечении различных видов речевых расстройств. Аспекты изучения НЛ взаимосвязаны, т. е. исследуются я система языка в соотношении с мозговым субстратом языкового поведения. Нейролингвистика возникла на стыке неврологии и лингвистики. Предметом НЛ исследования является чаще всего становятся афазии, проявления которых многообразны и включают в себя фонологические, грамматические, лексические и семантические расстройства.
3. Установите последовательность функционирования «ярусов» коры го-ловного мозга в процессе порождения речи (с позиций НЛ): 1) гностико-праксические зоны;
2) зоны перекрытия мозговых анализаторов;
3) механизм проекционных двигательных систем 4. Установите соответствия.
Ответы: 1- БВГЕЗ
5. Опишите локальное расположение центров речи. Центр Брока находится в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей). Центр Вернике расположен в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий звуковой фонематический анализ устной речи.
6. Перечислите виды речевых патологий, выделенные А. А. Леонтьевым.
7. Найдите ошибки: а) афазия – периферическое нарушение речевого механизма; б) афазия – речевое расстройство, вызванное поражением определенных зон головного мозга; в) динамическая афазия характеризуется трудностями в понимании связ-ного высказывания; г) эхолалия проявляется при аффективной моторной афазии; д) акустико-мнемоническая афазия – это нарушение объема высказывания; е) дислексия обнаруживается в трудностях кодирования устной речи; ж) при речевых апраксиях понимание речи сохраняется 8. . Опишите НЛ модель формирования речи. СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ. Речевое высказывание начинается обычно с мотива этого высказывания – передать что-либо другому, попросить о чем-нибудь и т. д. Если этот мотив отсутствует, естественно, что речевое высказывание не может состояться. За этапом мотива идет второй этап, очень близкий к первому – мысль. В речевом сообщении всегда формулируется известная мысль или известный смысл, который говорящий хочет передать слушающему. Третий этап – внутренняя речь – рассматривается как сокращенная речевая схема, которая предшествует речевому акту и дает возможность его дальнейшего развертывания. Например, простейшая схема высказывания – N1+V (ее наполнение: зима пришла, девочка пришла, дедушка пришел (приплелся, причапал).
9. Перечислите формы речевых нарушений, приводящие к выпадению отдельных звеньев процесса речевой коммуникации.
10. Определите тип афазии:
1) Больной Павел, 23 года, студент, перенес кровоизлияние. Особенно грубые нарушения выступали у больного в монологической развернутой речи. Диалогическая речь больного была очень бедна и отлича-лась односложными ответами на вопросы. Где ты живешь? – В Казани. – Расскажи про этот город, какой он? – Не знаю. – Какие там достопримечательности – музеи, театры есть? – Да. – А река есть? – Есть. – Ну вот и расскажи про нее. – Нечего рассказывать. – Глубокая речка у вас? – Глубокая. – А течение какое? – Течение…ну… – Не быстрое? – Нет… 2) Больной Марк, 55 лет, инженер с двойным высшим образованием, правша, страдает гипертонической болезнью. Наблюдения показывают, что больной прекрасно разбирается в содер-жании достаточно сложных сюжетных картин, выделяет сущность их сюже-та. Речь больного плавная, высказывания построены грамотно и нарушались только бедностью существительных и поисками нужных названий (т. е. нару-шения слухоречевой памяти). Вот как больной передает содержание картины «Последняя весна»: Молодая женщина заболела… заболь… больная лежала… Здесь, види- мо, две сестры, которые уважали… ухаживали, чтоб приятнее ей было. Уха-живали за ней? Да.. ула… уклаживали… украшинали… уклаж… укладывали… они сами укладывались…». 3) Больная Вера, 36 лет, опухоль третьего желудочка, амнестический синдром. Больной читается рассказ «Лев и мышь». Больная повторяет только его конец: «ну вот.. мышь перегрызла сеть и освободила льва… а что было рань-ше – забыла». После вторичного прочтения рассказа, тот же дефект сохраняет-ся: «…Вокруг льва бегала мышь… мышь узнала, что лев попал в сети… – пере-грызла сети и освободила льва». Ответы: 1) Динамическая афазия 2) Афферентная моторная афазия 3) Акустико-мнестическая афазия
11. Укажите специфические черты НЛ анализа формирования речевого сообщения. Нейролингвистика постоянно изменяется. Ее положения не являются четкими и ясными. У НЛ широкий круг исследуемых проблем. Исследования НЛ могут включать в себя следующие этапы: лингвистический, нейрофизиологический, психологический, иногда включают еще биологический.
12. Раскройте особенности НЛ анализа понимания речевого сообщения. В процессе речи работает несколько зон коры мозга. Следовательно, можно определить зоны, отвечающие за другие коммуникативные функции. Зоны речи находятся рядом с зонами, отвечающими за движение и слух, значит зоны речи коррелируют с зонами, регулирующими поведение. Речевые зоны расположены в левом полушарии. Нарушения работы правого полушария не приводят к нарушениям речи. 13*. Сделайте вывод об особенностях НЛ анализа речевой деятельности. Благодаря авторской нейролингвистической модификации диагностической методики А. Р. Лурия введены новые критерии анализа афазических синдромов, разработан нейролингвистический подход к выбору методов восстановительного обучения больных с атипичными и другими формами афазии. Нейролингвистическая модификация диагностической нейропсихологической методики позволяет специалистам-практикам квалифицировать речевые дефекты, не укладывающиеся в существующие концепции данного вида патологии речи, делать выводы об индивидуальных особенностях речевого преморбида больных, а также мозговой организации у них речевой и других ВПФ.
14*. Укажите, где могут применяться результаты НЛ исследований.
Результаты исследований нейролингвистики могут применяться в различных науках, таких как лингвистика, методика преподавания иностранных языков. Язык как сложная структурная организация требует системного подхода и усилий, которые могут достигаться путем правильной психологической организации учащихся иностранных языков. Нарушения речи не должны быть проблемой на пути к изучению иностранного языка. Нейролингвистика способствует созданию новых способов лечения или корректировки процессов мозговой деятельности, что должно учитываться при работе с людьми с такими нарушениями. Речь напрямую зависит от мышления, что, в конечном счете, образует речевую деятельность. Речевые конструкции изучаемого языка необходимо тренировать в процессе изучения иностранных языков, чтобы довести языковые и речевые знания до автоматизма. Знания и результаты исследований в области нейролингвистики и лингвистики могут помочь лучше понять природу работы мозговой деятельности и активности сознания учащихся.
|
||||||
|