Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическая 5



 

 

1. Подчеркните аспекты изучения нейролингвистики (НЛ):
 а) язык как система знаков
;

б) языковой материал;

 

в) речевая организация индивида;
г) речь и речевая деятельность;

д) процессы кодирования и декодирования речи;

 

е) зоны мозга, связанные с процессом речеформирования.

 

 

2. Продолжите фразы:

 

Нейролингвистика изучает мозговую организацию психических процессов построения и понимания высказывания в их функционировании, становлении и распаде и входит в более широкое объединение нейрокогнитивных наук, включающее нейробиологические и социально-психологические аспекты исследования человека.

В НЛ внимание акцентируется на диагностике и лечении различных видов речевых расстройств.

Аспекты изучения НЛ взаимосвязаны, т. е. исследуются я система языка в соотношении с мозговым субстратом языкового поведения.

Нейролингвистика возникла на стыке неврологии и лингвистики.

Предметом НЛ исследования является чаще всего становятся афазии, проявления которых многообразны и включают в себя фонологические, грамматические, лексические и семантические расстройства.

 

3. Установите последовательность функционирования «ярусов» коры го-ловного мозга в процессе порождения речи (с позиций НЛ):

1) гностико-праксические зоны;

 

2) зоны перекрытия мозговых анализаторов;

 

3) механизм проекционных двигательных систем
Ответ: 2, 1


4. Установите соответствия.

 

Полушария головного мозга Функции
    1. Левое 2. Правое А. Целостное восприятие Б. Переработка информации в понятиях В. Аналитическое мышление Г. Интуитивная ориентация в окружающем мире Д. Эмоциональная речь Е. Память на большие по объему тексты Ж. Интонационная сторона речи З. Абстрактная лексика И. Жестикуляция при речи

Ответы:

1- БВГЕЗ
2-АДЖИ

 

5. Опишите локальное расположение центров речи.

Центр Брока находится в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей).

Центр Вернике расположен в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий звуковой фонематический анализ устной речи.

 

 

6. Перечислите виды речевых патологий, выделенные А. А. Леонтьевым.
1. Речевые нарушения, связанные с патологией личности, сознания и высших психических функций. Примером могут являться нарушения речевой деятельности при прогрессивном параличе (одном из вариантов сифилитического психоза): затрудненная артикуляция, невнятность произношения. В развитой форме – неспособность понять переносные значения слов, интонационная размытость речи.
2. Речевые нарушения, коренящиеся в определенных поражениях мозга, но не имеющие ничего общего с психическими болезнями. Типичный пример – различные виды афазий, о которых мы поговорим позже.
3. Речевые нарушения, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями сенсорных систем, – в основном это особенности речи и ее восприятия у глухих и глухонемых.
4. Речевые нарушения, связанные с умственной отсталостью или временными задержками психического развития.
5. Речевые нарушения, имеющие исполнительский» характер
И связанные с дефектами моторного программирования речи или реализации моторной программы (например, заикание).

 

7. Найдите ошибки:

а) афазия – периферическое нарушение речевого механизма;

б) афазия – речевое расстройство, вызванное поражением определенных зон головного мозга;

в) динамическая афазия характеризуется трудностями в понимании связ-ного высказывания;

г) эхолалия проявляется при аффективной моторной афазии;

д) акустико-мнемоническая афазия – это нарушение объема высказывания; е) дислексия обнаруживается в трудностях кодирования устной речи;

ж) при речевых апраксиях понимание речи сохраняется

8. . Опишите НЛ модель формирования речи.

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ.
Мотив- мысль- внутренняя речь -лексическое развертывание (парадигматические отношения) + грамматическое конструирование (синтагматические отношения) внешняя речь

Речевое высказывание начинается обычно с мотива этого высказывания – передать что-либо другому, попросить о чем-нибудь и т. д. Если этот мотив отсутствует, естественно, что речевое высказывание не может состояться.

За этапом мотива идет второй этап, очень близкий к первому – мысль. В речевом сообщении всегда формулируется известная мысль или известный смысл, который говорящий хочет передать слушающему.

Третий этап – внутренняя речь – рассматривается как сокращенная речевая схема, которая предшествует речевому акту и дает возможность его дальнейшего развертывания. Например, простейшая схема высказывания – N1+V (ее наполнение: зима пришла, девочка пришла, дедушка пришел (приплелся, причапал).

 

9. Перечислите формы речевых нарушений, приводящие к выпадению отдельных звеньев процесса речевой коммуникации.
Алалия и афазия

 

10. Определите тип афазии:

 

1) Больной Павел, 23 года, студент, перенес кровоизлияние.

Особенно грубые нарушения выступали у больного в монологической развернутой речи. Диалогическая речь больного была очень бедна и отлича-лась односложными ответами на вопросы.

Где ты живешь? В Казани. – Расскажи про этот город, какой он? – Не знаю. – Какие там достопримечательности – музеи, театры есть? – Да. А река есть? – Есть. – Ну вот и расскажи про нее. – Нечего рассказывать. Глубокая речка у вас? – Глубокая. А течение какое? Течение…ну…Не быстрое? Нет…

2) Больной Марк, 55 лет, инженер с двойным высшим образованием, правша, страдает гипертонической болезнью.

Наблюдения показывают, что больной прекрасно разбирается в содер-жании достаточно сложных сюжетных картин, выделяет сущность их сюже-та. Речь больного плавная, высказывания построены грамотно и нарушались только бедностью существительных и поисками нужных названий (т. е. нару-шения слухоречевой памяти).

Вот как больной передает содержание картины «Последняя весна»: Молодая женщина заболела… заболь… больная лежала… Здесь, види-


мо, две сестры, которые уважали… ухаживали, чтоб приятнее ей было. Уха-живали за ней? Да.. ула… уклаживали… украшинали… уклаж… укладывали… они сами укладывались…».

3) Больная Вера, 36 лет, опухоль третьего желудочка, амнестический синдром.

Больной читается рассказ «Лев и мышь». Больная повторяет только его конец: «ну вот.. мышь перегрызла сеть и освободила льва… а что было рань-ше – забыла». После вторичного прочтения рассказа, тот же дефект сохраняет-ся: «…Вокруг льва бегала мышь… мышь узнала, что лев попал в сети…пере-грызла сети и освободила льва».

Ответы: 1) Динамическая афазия

2) Афферентная моторная афазия

3) Акустико-мнестическая афазия

 

11. Укажите специфические черты НЛ анализа формирования речевого сообщения.

Нейролингвистика постоянно изменяется. Ее положения не являются четкими и ясными. У НЛ широкий круг исследуемых проблем. Исследования НЛ могут включать в себя следующие этапы: лингвистический, нейрофизиологический, психологический, иногда включают еще биологический.

 

12. Раскройте особенности НЛ анализа понимания речевого сообщения.

В процессе речи работает несколько зон коры мозга. Следовательно, можно определить зоны, отвечающие за другие коммуникативные функции. Зоны речи находятся рядом с зонами, отвечающими за движение и слух, значит зоны речи коррелируют с зонами, регулирующими поведение. Речевые зоны расположены в левом полушарии. Нарушения работы правого полушария не приводят к нарушениям речи.


13*. Сделайте вывод об особенностях НЛ анализа речевой деятельности.

Благодаря авторской нейролингвистической модификации диагностической методики А. Р. Лурия введены новые критерии анализа афазических синдромов, разработан нейролингвистический подход к выбору методов восстановительного обучения больных с атипичными и другими формами афазии. Нейролингвистическая модификация диагностической нейропсихологической методики позволяет специалистам-практикам квалифицировать речевые дефекты, не укладывающиеся в существующие концепции данного вида патологии речи, делать выводы об индивидуальных особенностях речевого преморбида больных, а также мозговой организации у них речевой и других ВПФ.

 

14*. Укажите, где могут применяться результаты НЛ исследований.

 

Результаты исследований нейролингвистики могут применяться в различных науках, таких как лингвистика, методика преподавания иностранных языков. Язык как сложная структурная организация требует системного подхода и усилий, которые могут достигаться путем правильной психологической организации учащихся иностранных языков. Нарушения речи не должны быть проблемой на пути к изучению иностранного языка. Нейролингвистика способствует созданию новых способов лечения или корректировки процессов мозговой деятельности, что должно учитываться при работе с людьми с такими нарушениями. Речь напрямую зависит от мышления, что, в конечном счете, образует речевую деятельность. Речевые конструкции изучаемого языка необходимо тренировать в процессе изучения иностранных языков, чтобы довести языковые и речевые знания до автоматизма. Знания и результаты исследований в области нейролингвистики и лингвистики могут помочь лучше понять природу работы мозговой деятельности и активности сознания учащихся.


 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.