Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическая 4



 

 

 

Практическая 4

 

 

1. Подчеркните правила, составляющие систему языка:

а) дедуктивные; б) аналитические; в) семантические; г) эмпирические;

д) прагматические; е) аксиоматические; ж) синтаксические.

 

2. Выберите правильный вариант:

а) системность языка выражается в наличии в каждом языке словаря и грамматики;

б) мышление оперирует эмпирическими правилами; в) понятие включает в себя суждение;

г) умозаключение – это сам процесс мысли, получение нового суждения из содержания исходных суждений.

 

3. Изобразите схематично связь языка и мышления и аргументируйте свой ответ.

 

Связь языка и мышления обусловлена реальной действительностью, трудовой деятельностью людей, без чего невозможно существование ни языка, ни мышления, равно как и последние невозможны в отрыве от трудовой деятельности. Именно через мышление осуществляется связь языка с объективной действительностью. По словам К. Маркса и Ф. Энгельса, " ни мысли, ни язык не образуют сами по себе особого царства... они – только проявления действительной жизни. Связь между языком и мышлением ученые видят в том, что язык является орудием формирования, средством выражения и сообщения мысли.

4. Дайте определение следующим понятиям:

Мышление – это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности.

Сознание – состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события.

Языковое сознание – это предмет исследования, а не объект. Языковое сознание как аспект изучения речевой деятельности не предполагает обращения к психическим механизмам ее обеспечения, поскольку механизмы не принадлежат сознанию.


5. Соотнесите авторов и соответствующие им изречения.

 

Автор Изречение
    1. И. М. Сеченов   2. А. Шлейхер   3. Г. Глиссон   4. Г. П. Мельников   5. С. Л. Рубинштейн А. Субстанцию содержания составляет вся совокупность человече-ского опыта. Б. Речевая деятельность всегда сопровождается мыслительными про-цессами, но мышление может протекать независимо от языковых процессов. В. Язык есть мышление в звуке, как и наоборот, мышление есть без-звучная речь. Г. Без речи элементы мышления не имели бы возможности фиксиро-ваться в сознании. Д. В речи мы формируем мысль, но, формируя, мы сплошь и рядом ее формируем.

Ответ: 1- Г 2-В 3-А4-Б 5-Д.

 

6. Найдите ошибки в определениях:

а) некоторые слова внутреннего языка не имеют вербальных аналогов; б) текущее представление – конкретное слово с учетом его состояния; в) внутренняя речь не всегда продолжается во внешнюю;

г) внутренняя речь – расширенное представление о внешней речи;

д) внутренняя речь – проговаривание мыслей «про себя» вне зависимо-сти от конкретного языка.

 

7. Какая гипотеза взаимосвязи языка и мышления, по вашему мнению, наиболее обоснована?

Гипотеза - язык не есть мышление, но мышление есть язык.

Согласно этому тезису, все, что высказано и реализовано в чувственно воспринимаемых структурах (звукоряды, графические знаки и т. п. ), никак не может быть приравнено к мышлению и элементов такого не содержит. Однако мышление как процесс протекает в формах собственного языка. Психологи называют этот процесс внутренней речью, имеющей предикативную структуру, которая преобразуется во внешнюю - речь.

В этой группе можно выделить две разновидности:

- язык и мышление не имеют ничего общего. Подлинное понимание мира может быть осуществлено только в мышлении свободном от языка, хотя не исключено, что язык в состоянии сделать мышление более экономичным, послужить ему опорой, однако в этой роли способна выступать и другая знаковая система;

- язык не имеет никакого положительного влияния на мышление. Так называемые вспомогательные средства для обозначения и фиксации мышления служат помехой. Точно также и передача познанного осуществляется в языке весьма несовершенным образом.

 

 

8*. Опишите соотношение речи и процессов мышления с действитель-ностью.

«Слово—это средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Будучи лишенным значения, слово уже не относится ни к мысли, ни к речи; обретая свое значение, оно сразу же становится органической частью и того и другого. Именно в значении слова, говорил Л. С. Выготский, завязан узел того единства, которое именуется речевым мышлением». Сама речь как средство общения возникла в силу необходимости разделения и координации действий людей в процессе совместного труда. Вместе с тем при словесном общении содержание, передаваемое, речью, относится к определенному классу явлений и, следовательно, уже тем самым предполагает их обобщенное отражение, т. е. факт мышления. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.

9*. Проинтерпретируйте в свете проблемы соотношения речи и мышле-ния диалог двух студенток.

(Студентка обращается к подруге, выходящей из аудитории, где только что закончилась лекция):

Ой, я опоздала. О чём лекция была? Не знаю, я ещё не читала.

Лекция была о соотношении речи и мышления, где значительный вклад внёс Л. С. Выготский. Он писал, что слово так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово — это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления. Л. С. Выготский полагал, что в возрасте примерно около 2 лет, т. е. в том, который Ж. Пиаже обозначил как начало следующей за сенсомоторным интеллектом стадии дооперационного мышления, в отношениях между мышлением и речью наступает критический переломный момент: речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление — речевым. Но мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная функция. Сама речь как средство общения возникла в силу необходимости разделения и координации действий людей в процессе совместного труда. Вместе с тем при словесном общении содержание, передаваемое речью, относится к определенному классу явлений и, следовательно, уже тем самым предполагает их обобщенное отражение, т. е. факт мышления. Вместе с тем такой, например, прием общения, как указательный жест, никакого обобщения в себе не несет и поэтому к мысли не относится.

10*. Выделите основные задачи изучения проблемы сознания на основе высказывания Л. С. Выготского: «Для того чтобы объяснить сложнейшие формы сознательной жизни человека, необходимо выйти за пределы организма, искать источники этой сознательной деятельности не в глубинах мозга и не в глубинах духа, а во внешних условиях жизни, и в первую очередь во внешних условиях общественной жизни, в социально-исторических формах существования человека».
1. Сложная совокупность отношений отдельных функций между собой, специфичную для каждой возрастной ступени.
2. Смысловое строение сознания как характер обобщений, посредством которых совершается осмыс­ление человеком мира.
3. Появление системного и смыслового строения со­знания связано с возникновением речи.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.